Консультация для воспитателей «Календари природы в детском саду»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Согласно ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.
Организация уголка природы способствует:
- развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира;
- формированию элементарных экологических представлений;
- воспитанию умения вести себя в природе;
- воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.
Уголок природы – важный элемент в оформлении каждой группы детского сада. Несомненно, для каждого воспитателя оформление уголка природы – это полет фантазии! Обязательно здесь будут и растения, и эксперименты на экологические темы, и альбомы и многое другое. И еще одним неизменным компонентом является календарь природы, в котором мы отмечаем день недели, месяц, год, погоду.
Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Начинать надо с наиболее доступных для них природных объектов. Наблюдения, относящиеся к одному и тому же объекту, должны быть непродолжительными, но многократными. В процессе наблюдения воспитатель вопросами активизирует мышление детей, помогает устанавливать связи явлений. Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, содержание которых отражает основное состояние погоды: солнце, дождик, снег, ветер, облака, радуга. Одним из игровых приёмов в работе с календарём является картонная кукла с набором сезонной одежды. Дети вместе с куклой наблюдают погоду, отмечают её особенности и предлагают ей надеть ту или иную одежду. Введение в наблюдение куклы смещает акцент внимания детей с познавательного на игровой. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы во второй младшей группе — это набор цветных картинок, изготовленных из плотного картона. Содержание их отражает основное состояние погоды и растительного мира для каждого сезона отдельно. Например, для осени, может быть, набор из следующих картинок: тихая солнечная погода, желтеющее дерево; пасмурная погода в начале осени; дождь; на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная ветреная погода, почти голые деревья.
С детьми средней группы воспитатель отмечает уже не отдельные явления неживой природы, а комплекс признаков погоды: солнечная (светит солнце), дождливая (идёт дождь), пасмурная (небо затянуто облаками), тёплая (дети легко одеты).
Для средней группы количество картинок можно увеличить. На них изображено одно и то же дерево в разных сезонных состояниях (в начале, середине, и в конце осени) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Под деревом могут быть зелёная трава и опавшие с дерева листья, лужи, снег. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, радуга, снег, вьюга. Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны, это поможет показать, тепло или холодно на улице. Работа с календарём проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и ставят её на подставку. При переменной погоде можно выставить две картинки (пасмурная и дождливая погода).
Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем возрасте строится на базе конкретных знаний, полученных в предыдущие года. Дети должны понимать, что осень – это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно всё меняется: растения, образ жизни животных, укорачиваются дни. Основными приёмами активизации мышления детей во время наблюдений являются вопросы воспитателя и пояснения, которыми он сопровождает ответы детей. Вопросы следует ставить так, чтобы дети, наблюдая явления природы, сопоставляли их, делали самостоятельные выводы. В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы, состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их читать.
В формировании представлений о временах года у старших дошкольников большое значение имеет графическая модель календарь-ширма, которая имеет три графы: «Недели», «Погода», « Живая природа». Первая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца. Для наблюдений за погодой растительным и животным миром, лучше выбрать вторую или третью неделю. Из четырёх недель заполняется лишь одна. Это даёт возможность детям показать, сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили, через, сколько возобновились снова.
Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Дни недели — разным цветом, погоду — значками натуралистического характера (например, ветер — дерево, наклонившееся в сторону, снег- изображение снежинок). Обозначение степени тепла и холода: это схематическая фигура ребёнка, по –разному одетого: в платье, в пальто, в шубе.
Графа «Живая природа» заполняется рисунками с изображением растений (дерево, куст, трава, цветы), животных (птицы, насекомые), встречающихся на участке. Изображение одной и той же местности в разное время года, регулярная запись значками отражает закономерность последовательных изменений в природе.
Календарь для старшей группы несколько проще, чем для подготовительной. В нём только одна неделя, а не четыре, а в графе «живая природа» приводится меньше видов растений (например, трава, дерево). Кроме того, дети старшей группы несколько позже приобретают навыки самостоятельной работы с календарём. В подготовительной группе детей постоянно подводят к самостоятельным наблюдениям за погодой.
В младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах ведётся календарь, который даёт возможность, познакомится с зимующими птицами, прилетающими на участок. При наблюдении за птицами дети указывают: большая или маленькая, летает или ходит, как клюёт и т. д.
Календарь для младших и средних детей заполняется карточками с изображением птиц, прилетающими на кормушку. Наблюдения проводятся ежедневно и никакие пометки, (следы) не ставятся.
Календарь для детей старшего возраста заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки- «галочки», учитывается время, некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов.
Форма календарей может быть разной. Дидактическое пособие «Круглый год» — это календарь, сделанный из плотного материала, где каждый месяц представлен отдельным сектором, помогает формировать у детей представление о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев (как по названиям: январь – февраль — март…так и по их порядковым номерам: первый месяц январь, второй- февраль и т. д.) Четыре сектора, отражающих характерные особенности времён года, обозначены соответствующими рисунками и цветом; каждый из них, в свою очередь, разделён на три части (месяцы). Все три месяца одного времени года отмечены одним цветом, например, летние месяцы окрашены в красный цвет и т.д. Пособие имеет иллюстрации с изображением деятельности детей в разные времена года.
Работа с календарём — это практическое средство формирования логической формы мышления. Календарь природы помогает восстанавливать в памяти детей сезонные изменения, явления живой и неживой природы. Систематическое ведение календаря стимулирует их к дальнейшим наблюдениям, приучает на основе наблюдений за погодой намечать игры с природным материалом и работу, которую необходимо провести на участке. Использование в работе игровых приёмов, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок формирует глубокий познавательный интерес детей к природе, понимание бережного обращения с ней. Целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми разных возрастов позволяет сформировать у них правильные представления о сезонных явлениях природы, о труде взрослых.
Календарь наблюдений познакомит ребенка с такими понятиями как:
— Сколько времен года в годовом цикле природы?
— Сколько месяцев в году и в каждом времени года?
— Когда бывает вчера – сегодня — завтра?
— Сколько дней в каждом месяце? А сколько длится год?
— Когда наступает утро, день, вечер и ночь?
— Который сейчас час? А сколько минут? Что такое четверть часа, полчаса?
— Какая сейчас температура? Как определить её на градуснике?
— Какие явления природы ты видел сегодня?
— Когда бывает полнолуние? И как растет луна?
Источник
«Календари природы в разных возрастных группах»
презентация
Способы фиксации наблюдений за объектами и явлениями природы (календарь природы и погоды, календарь наблюдения за птицами, дневники за ростом и развитием животных и растений) в разных возрастных группах Выполнила студентка ДОЗС-18-1 Холодова Татьяна Александровна
Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности. Календарь природы –это графическая модель, в которой отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Значение календарей природы расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности; устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними; развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес; развивается умение абстрагировать и наглядно демонстрировать закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. развивается художественное восприятие действительности. приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. способствуют воспитанию любви и бережного отношения к родной природе, развитию чувства гордости за свой край. обогащается словарный запас.
Три типа календарей (по С.Н. Николаевой)
Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе ; Календарь наблюдений за птицами; Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ . Три типа календарей (по С.Н. Николаевой)
Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе (младший дошкольный возраст)
Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе
Календарь наблюдений за птицами (младший дошкольный возраст)
Календарь наблюдений за птицами (старший дошкольный возраст)
Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ (младший дошкольный возраст)
Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ (старший дошкольный возраст)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уголок природы в разных возрастных группах детского сада»
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.
Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах
Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей.
Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах»
Данная консультация поможет воспитателям любой возрастной группы правильно оформить и вести работу с календарем природы.
Презентация «Календари природы в разных возрастных группах»
Презентация поможет педагогам оформить правильно календари природы и вести по ним работу с детьми.
Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах» по методике Николаевой С.Н.
Консультация для воспитателей«Календари природы в разных возрастных группах»по методике Николаевой С.Н.
Презентация «Календари природы в разных возрастных группах» по методике Николаевой С.Н.
Презентация «Календари природы в разных возрастных группах» по методике Николаевой С.Н.
Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах»
МАДОУ Детский сад №27 «Маяк» Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах».
Источник