Доступные способы изучения природы

Педагогические условия овладения способами изучения природы и общества младшими школьниками через проведение экспериментов, опытов, наблюдений

Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования. Изучение курса «Окружающий мир» способствует достижению следующих предметных результатов:

— понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

— сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

— развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается. Речь идет об овладении младшими школьниками доступными способами изучения окружающего мира. Это требование во ФГОС НОО сформулировано следующим образом: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учителя занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами (способами) должны овладеть сами учащиеся. В этом и состоит актуальность рассматриваемой темы.

В педагогике проблема экологического образования и воспитания, способов изучения природы и общества, методик проведения экспериментов, опытов и наблюдений, изучается с различных позиций: с общетеоретической (В.А.Сластенин, Л.В. Тарасов, А. А. Шумейко и др.); с мировоззренческо-ценностной (З.И. Васильева, И.Я. Лернер); с психологической (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин); с методической (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, И.Т. Суравегина и др.).

Повышению эффективности образовательного процесса в воспитании сознательного отношения к природе и обществу, а также овладении способом изучения природы и общества, способствует проведение разнообразных типов уроков (межпредметные, интегрированные уроки, уроки-исследования, уроки-экспедиции, уроки-инсценировки, уроки-диалоги, уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-викторины, творческие отчеты, КВНы, брейн-ринги и др.).

Читайте также:  Газы образующиеся при горении природного газа

Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения, развития сознательного отношения к природе и обществу, как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии в музеи, знакомство с объектами окружающего мира в природе, проведение опытов, дидактические ролевые игры, работа с текстами.

Различные виды деятельности младших школьников являются необходимым и обязательным условием осуществления воспитания сознательного отношения к природе и обществу. Другим важным условием этого является систематическая работа по воспитанию бережного и сознательного отношения к природе и обществу на уроках и во внеклассной работе.

Традиционно «педагогические условия» определяются как совокупность объективных возможностей содержания образования, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи. Мы сформулировали следующие педагогические условия овладения способами изучения природы и общества младшими школьниками:

1. Формирование экологического мышления в структуре основных образовательных программ через комплексное применение экспериментов, опытов и наблюдений.

2. Максимальное использование активных методов обучения и воспитания сознательного отношения к природе и обществу во внеурочной деятельности с применением нетрадиционных методов обучения.

Предполагаются основные направления работы учителя по руководству овладением школьниками изучения природы и общества.

Наблюдение. В программе начального образования термин наблюдения встречается довольно часто: наблюдать объекты и явления природы (в том числе, на краеведческом материале), наблюдать погоду самостоятельно и в группах…Таким образом, внимание наблюдениям уделялось всегда.

Основная идея совершенствования овладения способами изучения природы и общества заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность.

Наблюдения в природе должны сочетаться с наблюдением за социальным окружением (как одеваются люди, как ведут себя дети и взрослые в автобусе, в магазине и т.д.) Интересное направление-наблюдение с целью сравнения поведения человека и животных (чем дома кормят собаку, чем питаешься сам, напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.)

Опыт — метод исследования, при котором искусственно создаются, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, добыть новую информацию.

Опыты — традиционный метод начального естествознания. Обычно опыты проводились как демонстративные: опыт ставит учитель, цель учеников — наблюдать за происходящим. При такой организации работы вряд ли школьники могут действительно освоить этот метод познания окружающего мира. Научить проводить опыты можно лишь непосредственным включением школьников в эту деятельность. Значит, преимущества надо отдавать лабораторным, а не демонстрационным опытам.

Читайте также:  Демонстрационный плакат явления природы

Эксперимент является универсальным способом познания природы и общества. Опыт является составной частью эксперимента, одним из способов проверки гипотез.

Эксперимент имеет более сложную по сравнению с опытом структуру: постановка проблемы — выдвижение гипотезы — поиск способа проверки гипотезы (как правило, это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения) — действия по проверке гипотезы – выводы (гипотеза подтверждается или опровергается).

Основная идея совершенствования условий овладения способами изучения природы и общества младшими школьниками заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность. При этом работа учителя в этом плане включает в себя:

— Подведение школьников к осознанию цели наблюдений (цель — поиск ответа на тот или иной вопрос);

— Формирование умения выдвижения гипотез;

— Формирование умения составлять программу наблюдений;

— Формирование умения пользоваться измерительными инструментами;

— Формирование умения фиксации результатов наблюдений;

— Формирование умения первичного упорядочения результатов наблюдений;

— Вовлечение школьников в анализ результатов наблюдений.

Что касается совершенствования условий овладения способами изучения природы и общества младшими школьниками посредством проведения опытов, то учителю необходимо чётко представлять структуру учебно-исследовательской деятельности и приучать школьников выдвигать гипотезы, разрабатывать программу исследования, включающую проведение опыта.

Работая по комплекту учебников УМК «Перспективная начальная школа», убедилась, что предметная область «Окружающий мир» дает широкие возможности учащимся для исследования и познания природы. В 3 классе рассматриваются такие темы, как «Свойства воды в различных состояниях», «Круговорот воды в природе», «Свойства воздуха», «Почва и ее состав». Именно на этих уроках на этапе открытия новых знаний через проведение опытов, экспериментов, учащиеся познают окружающий мир. Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. При групповой работе ребёнок учится применять свои умения, помогать другим, что является не менее важным умением, больше того, он готовиться применять всё, чему научился в будущем, для чего собственно и нужно образование. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал. В проведении уроков и практических занятий по предмету «Окружающий мир», колоссальную помощь учителю оказывают современное оборудование, получившее широкое распространение в сфере образования, как интерактивная доска, проектор, цифровой микроскоп, интерактивный глобус. Польза таких технологических инноваций неоспорима, ведь с их помощью можно наглядно смоделировать практически любой процесс либо природное явление. Дети наблюдают за тем, как происходят, казалось бы, самые простые, но вместе с тем трудно объяснимые события в жизни окружающего мира, совершенно неважно при этом, о какой именно среде идет речь — воде, воздухе или даже космосе.

Читайте также:  Глубина заложения подземных газопроводов природного газа

Исходя из вышесказанного, замечу, что работа по созданию условий для познания природы и общества учащимися начальных классов, очень важная и интересная, но требует от учителя большой подготовки, огромного желания искать и подбирать интересный материал, много времени на претворение своих идей в жизнь и проведение с детьми индивидуальных занятий. Но если желаемый результат достигнут, то появляется непреодолимое желание творить, искать новые идеи и создавать новые проекты.

1.О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. Окружающий мир. Примерная рабочая программа по учебному предмету

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: ВЛАДОС, 2011.

4. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. — М.: Просвещение, 2008.

5. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2011. — №5. — С. 12-17.

6. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. — 2011. — №7. — С. 36-40.

7. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. — Благовещенск, 2011.

Источник

Оцените статью