Дождь является явлением природы

Статья Явление природы — дождь

Актуальность: Тема проекта достаточно актуальна для данного возраста, так как она подразумевает под собой общение с природой, познание тайн явлений природы. Природа является основным источником эстетических впечатлений во всех её чудесных превращениях. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «почему». Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Проблема: Дети хотят узнать как можно больше об удивительном природном явлении- дождь.

— Что такое дождь?
— Как он образуется?

— Какие бывают дожди?
— Каких дождей не должно быть на земле?
— Нужен ли дождь?

Цель проекта: : расширить и уточнить представления детей о дожде, причины их возникновения.

— научить ребенка видеть и понимать взаимосвязей в природе (солнце — пар-туча-дождь)
— формирование предпосылок поисковой деятельности, создать необходимые для этого условия
— развить умения добывать знания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
— развить умения формулировать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения
— способствовать творческому развитию личности и коммуникативных навыков
— привлечь родителей к участию в совместной деятельности
— развивать умение работать на равных в паре «взрослый – ребенок»
— воспитывать стремление к познаниям, трудолюбие, целеустремленности и настойчивости.

Участники проекта: воспитанники класса предшкольной подготовки, родители.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-игровой, групповой, краткосрочный.
Гипотеза: Предположим, что дождь возникает тогда, когда тучи огорчаются и начинают плакать.

Формы и методы работы :

Дидактические и подвижные игры, экспериментирования, беседы, рассказы, чтение

художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий.

1 Этап – подготовительный:

*подбор и изучение литературы

*познакомить родителей с темой, с основными этапами работы

* рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях

*опытно – исследовательская деятельность

*дидактические, подвижные, пальчиковые – игры

*чтение художественной литературы

* консультация для родителей

3 Этап – заключительный

*обобщение результатов работы

Дождь — он и есть дождь. Только не для наблюдательных и любознательных людей.
Одним из самых распространенных погодных явлений есть дождь. Он может быть и полезным, и опасным, приносить радость и успокаивать, даровать жизнь или быть причиной гибели. Но без дождей Земля была бы пустынной, и возможно безжизненной, планетой.

Если открыть толковый словарь Ожегова, «дождь — атмосферные осадки в виде водяных капель, струй».

Дети не могут не любить дождь. Дождь — наш товарищ, он помогает познавать мир: после него на свет выползают дождевые червячки, трава светится от капель, улитки «торопятся» по своим улиточьим делам.

Читайте также:  Апк департамент природных ресурсов

Все мы знакомы с таким явлением, как дождь. Дождь — это довольно сложный процесс, благодаря которому поддерживается круговорот воды в природе. Дожди отличаются по внешнему виду, по — разному проявляются и начинаются.

1.Что такое дождь?

Дождь – это, прежде всего вода. В словаре Ожегова сказано, что «Дождь – это атмосферные осадки в виде водных капель, струй». А в словаре Даля, что «Дождь – это вода в каплях или струями из облаков».

Дождь — осадки в виде капелек дождя. Как же образуется дождь? Испарения влаги от земли и воздуха, нагреваясь, поднимаются на большую высоту. Причём, чем больше они нагреваются, тем выше поднимаются. Но на большой высоте, всегда холодно. Влажный тёплый воздух, поднявшись до таких высот, редко охлаждается и ливнем дождевых капель обрушивается вниз. Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации. Однако этим путём может образоваться дождь, выпадающий из капельных облаков, интенсивность которого не превышает 1-2 мм/час. Более интенсивные дожди выпадают из облаков, состоящих из переохлаждённых капель и ледяных кристаллов. В летнее время они тают, проходя через тёплые слои воздуха и выпадают на землю в виде крупных капель дождя.

На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается от земли все выше и выше — на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и движутся над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем.

Читайте также:  Департамент природных ресурсов владимирской области

Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилось в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.

Опыт: Как получается дождь»

Материал: кипящая вода, стеклянная посуда, кусок стекла.

Наполним кипящей водой стеклянную посуду и накрываем стеклом. (будьте осторожны, не ошпарьтесь!).

Что же произойдет? Очень влажный, горячий воздух, насыщенный паром, поднимается вверх и нагревает накрытое стекло. Пар этот конденсируется, оседая на стенках стеклянной посуды, спивается в большие капли и стекает вниз. Идет дождь!

Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.

3 . Какие бывают дожди

Дожди классифицируют по двум основным признакам: интенсивности и продолжительности . Мы с вами рассмотрим виды дождей – какие они бывают, чем друг от друга отличаются, их особенности и время преимущественного выпадения.

Первый вид — это самый обычный дождь . Он ничем не выделяется и начинается преимущественно в теплый период. Это может быть конец весны или лето. Иногда обычный дождь выпадает и ранней осень, но такое бывает крайне редко.Обычный дождь не обладает сильной мощность, а средняя продолжительность составляет один или два часа. Про такой дождь обычно говорят: дождик прошёл и ничего более.

Второй вид — это ливень . Обычно ливень выпадает летом, но может начаться и поздней осенью. Отличительной чертой ливня является очень сильная мощность и большой нормой выпадаемых осадков. Но, несмотря на все это, длятся ливни совсем недолго, почти столько же, сколько и обычные дожди. Предугадать такой дождь довольно сложно, ведь обычно он начинается внезапно, заставая всех людей врасплох. Ливень хорошо очищает воздух и увлажняет почву.

Третий вид так называемые осенние дожди. Все хоть раз видели, когда осенью дождь может продолжаться несколько дней, а то и недель. Такое явление и называется продолжительным осенним дождем. Идет такой дождь исключительно в осенний период. Его отличительной чертой является низкая температура и неторопливость, из — за чего количество выпадающей воды невелико. Именно о таких осенних дождях повествовали все русские поэты и писатели.

Четвертый вид — грибной дождь . Все мы хоть раз наблюдали дождь, во время которого солнце не прячется за тучи, а наоборот, светит и радует своими лучами. Так вот, это — грибной дождь. Идет такой дождь чаще всего в летний период и совсем недолго (всего 10 — 30 минут). В народе считается, что после такого дождя в лесу появляется много грибов, но наукой это не подтверждено. Зато ученые установили, что радуга после такого дождя почти 100% явление.

Читайте также:  Виды отдельных природных объектов

Пятый виднеожиданный или несезонный дождь. Отличительной чертой такого дождя является то, что он выпадает в нехарактерный для этого сезон, а именно — зимой. Такой дождь начинает идти вследствие необычайно теплой зимы и удивляет всех окружающих людей.

Шестой вид- снежный дождь . Такой дождь можно наблюдать в середине или конце осени. Обычно он идет со снегом, поэтому его очень трудно увидеть и почувствовать.

Седьмой вид — это дождь с градом. Несмотря на то, что такое название ассоциируется с холодом, дождь с градом чаще всего идет летом. Такой дождь очень опасен, ведь градинки могут достигать размера с куриное яйцо. Такой дождь идет всего несколько минут, но имеет очень большую мощность, благодаря чему опасен для сельского хозяйства.

Восьмой вид- тропические ливни. Такой дождь идет на протяжении нескольких часов, при этом на землю выпадает огромное количество воды, из — за чего может произойти наводнение или потоп. Характеризуется такой дождь сильным, порывистым ветром, который способен уничтожать автомобили и здания.

4.Каких дождей не должно быть на Земле

Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей загрязнения окружающей среды.

В природе много веществ, среди них есть кислоты. Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождем. Это так называемые кислотные дожди. От них страдают растения и все живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.

Радиоактивные дожди

Радиоактивные осадки — одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Они представляют собой пыль и капельки атмосферной влаги, содержащие радиоактивные атомы. Радиация разрушает живые клетки, ослабляя защиту организма от различных болезней.
Такие дожди несут большую угрозу для здоровья и жизни человека.

5. Нужен ли дождь?

А что, если бы никогда не было осадков?

Не было бы дождя – высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека.

Дождь самый важный для нас источник.

Источник

Оцените статью