Древний образ коня птицы

Содержание
  1. Презентация на тему Конь и птица – символы, встречаются в народном искусстве разных народов
  2. Слайд 1Конь и птица – символы, встречаются в народном искусстве разных
  3. народов наиболее часто, и являются священными. Появились эти символы, когда
  4. Слайд 2Композиции с птицей в основном делятся на 2 типа: с
  5. одной птицей, и с двумя. Птицы обязательно находятся в обрамлении
  6. Слайд 3Композиции с двумя птицами могут быть симметричными(1) и напоминать древние,
  7. где в центре – древо жизни. Могут быть свободные(2), где баланс
  8. Слайд 4Городецкие композиции с одним конем Строятся такие композиции так же, как
  9. и с птицами. Обратите внимание, что поза коня может быть
  10. Слайд 5Симметричная композиция в двумя конями – прямая наследница древних священных
  11. изображений. В центре, чаще всего – Древо Жизни. Условно-симметричная, построенная по
  12. CHARMING RUSSIA
  13. Символы в резных элементах русской избы
  14. Крыша, как небесный свод
  15. Окна — глаза дома

Презентация на тему Конь и птица – символы, встречаются в народном искусстве разных народов

Слайд 1Конь и птица – символы, встречаются в народном искусстве разных

народов наиболее часто, и являются священными. Появились эти символы, когда

люди стали жить оседло, следить за явлениями природы, приручать животных, когда Солнце стало наделяться божественной силой, от которого зависит урожай, а значит, и жизнь.
Птицы — посланники небес. Они начинают петь на рассвете, они прилетают весной, а значит, сопровождают Бога-Солнце в своем движении. Было поверье, что птицы – это души умерших людей, они улетают в небо, к Богу.
Симетричная композиция с двумя птицами называлась «солнечная колесница», это название потом перешло к композиции с двумя конями. Кони – первый помощник человека в труде на пашне, в развозе грузов, в защите от врага. Именно с конем человек приобрел новую силу. Поэтому коню был также придан великий смысл – именно на почетной конной колеснице выезжало Солнце, и это становилось залогом укрепления и процветания человеческого рода. Между конями и птицами часто находился символ солнца в разных его изображениях или древо жизни – цветущее растение, символизирующие развитие и процветание.

Птица и конь в древнем искусстве

Конь и птица – символы, встречаются в народном искусстве разных народов наиболее часто, и являются священными. Появились

Слайд 2Композиции с птицей в основном делятся на 2 типа: с

одной птицей, и с двумя. Птицы обязательно находятся в обрамлении

цветов. Чаще всего это петухи с роскошными хвостами, другие птицы тоже есть – маленькие певчие, сказочные, напоминающие павлинов и другие.
Обратите внимание, что все птицы расположены в профиль и сами по себе несимметричны. Баланс композиции достигается за счет уравновешивания цветами или тонкого баланса самой фигуры птицы. Посмотрите на примеры. Вы видите уже знакомые вам цветочные композиции (венок, гирлянда, букет) которые отлично балансируют фигуру птицы. Обязательно давайте «воздух» хвосту, он должен быть динамичным, как бы раскрывающимся, он важный центр композиции.

Читайте также:  Бактериологические исследования мяса птиц

Городец – довольно молодой промысел, но он впитал в себя традиции народного искусства новгородской земли, на которой когда проживали финно-угорские и другие народы, а потом добавились и славяне, все соединились в русский народ, но у всех этих народов и птица и конь – почитаемые образы. Поэтому композиции с конем и птицей стали одними из самых распространенных.

Городецкие композиции с одной птицей

Композиции с птицей в основном делятся на 2 типа: с одной птицей, и с двумя. Птицы обязательно

Слайд 3Композиции с двумя птицами могут быть симметричными(1) и напоминать древние,

где в центре – древо жизни.
Могут быть свободные(2), где баланс

осуществляется известными вам способами.
Еще в городце распространен такой интересный прием как условная симметрия(3): каркас композиции и большинство тяжелых пятен симметрично, но маленькими детальками – поворотом веточек, цветом, маленькими деталями, эта симметрия нарушается и это нарушение балансируется. Обязательно надо освоить этот прием! Он делает из монументальной, слишком декоративной композиции живую и подвижную.

Городецкие композиции с двумя птицами

Композиции с двумя птицами могут быть симметричными(1) и напоминать древние, где в центре – древо жизни.Могут быть

Слайд 4Городецкие композиции с одним конем
Строятся такие композиции так же, как

и с птицами. Обратите внимание, что поза коня может быть

очень разной – и в зависимости от поворота головы, изгиба шеи. Конь может стать на дыбы, может просто спокойно стоять, можно передать его галоп или рысь положением ног и шеи. Рассмотрите внимательно как выполняются отдельные части коня при разном движении. Баланс также достигается расположением цветов.

Городецкие композиции с одним конемСтроятся такие композиции так же, как и с птицами. Обратите внимание, что поза

Слайд 5Симметричная композиция в двумя конями – прямая наследница древних священных

изображений. В центре, чаще всего – Древо Жизни.
Условно-симметричная, построенная по

таким же принципам, как и с птицами
Ну и куда же без русской тройки. Обратите внимание: основное направление каркаса в этой композиции – диагональ, по которой тройка «летит», и как все балансирует «букет» голов коней

Читайте также:  Доклад экологические группы птиц

Городецкие композиции с двумя конями

Источник

CHARMING RUSSIA

Интересные факты о русской истории, культуре, традициях.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Символы в резных элементах русской избы

Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.

Крышу покрывали тёсом. Тёс ( тесины ) — обработанные топором гладкие доски. Они опирались на водотечник. Сверху их прижимали тяжёлым бревном — охлупнем. Охлупень — конёк, шелом. Конец охлупня вырезали в виде головы коня, птицы и т.п. Под коньком располагалось полотенце, закрывающее стык причелин.

Крыша, как небесный свод

В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.

На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня — птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», — писал С. Есенин.

Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки считали, что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны — «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три ряда отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки – символизировали капли воды.

Читайте также:  Асд 2 фракция птицеводство

Полотенце — резная доска, свисающая со стыка причелин.

Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).

Окна — глаза дома

Окна – это глаза дома. Их украшали наличниками и ставнями. Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но

окна — это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы-собаки. Все они олицетворяли небесную сферу, водную стихию. Образы животных порой едва угадываются, насколько декоративно они решены, словно перерастают в растительный узор. Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и матери-земли.

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят…

Источник

Оцените статью