1. Представления о природе в древности
Идея о единстве и развитии окружающего мира, включая живую природу, была одной из центральных для многих философских школ древности. Речь идёт о древних земледельческих государствах Месопотамии, Египта, Индии и Китая. При этом часто исходили из материальности мира и многообразия его предметов и явлений. Само многообразие предметов и явлений рассматривалось как результат постепенного развития мира. При этом исключения не составлял и человек. Широкое хождение имела и идея превращения одних существ в другие.
Именно в этот период формируется представление о душе как о самостоятельной сущности, включая множественность душ, появляющихся в разных органах и определяющих их функции. Душа рассматривается как бессмертная («анимизм»). Особенностью живых существ считалось наличие души; когда она покидает тело, последнее превращается в «мертвую» субстанцию.
Одновременно практическая деятельность человека способствовала накоплению положительных знаний о домашних животных и культурных растениях. В частности, были достигнуты успехи по их улучшению. К этому периоду восходят, как показал Ч.Дарвин, истоки применения искусственного отбора в бессознательной форме.
Однако рабовладельческие цивилизации, отличавшиеся низким и потребительским уровнем производства, не могли в принципе привести к большим достижениям в познании природы. Потребность в знаниях о живой природе ограничивалась узкой сферой возделывания растений (пшеница, ячмень, рожь, плодовые, лен, конопля, рис, хлопок), домашних животных (крупный рогатый скот, верблюд, собака, лошадь, овцы, козы и т.д.) и медицины. В Месопотамии были выведены верховые породы лошадей и ослов, породы крупного рогатого скота и овец. Известен был прием получения мула скрещиванием осла с кобылой. Применялось искусственное опыление финиковой пальмы и было получено много её сортов. Известно было о существовании пола у растений.
Близкие представления о живой природе были характерны для древнего Египта, что содержит папирус Эберса (XVI в. до н.э.). Здесь особенное развитие получила терминология по анатомии органов. В том же папирусе перечислено большое количество лекарственных растений. В Египте одомашнен одногорбый верблюд, кошка, гуси, голуби и др. Из Индии сюда попали куры, где были достигнуты и успехи инкубации их яиц в особых печах.
Первоначальные представления о живой природе имели ярко выраженный религиозно-мифический характер. Лишь впоследствии они стали приобретать самостоятельное значение в натурфилософских концепциях. Так, уже в IV тысячелетии до н.э. появляются списки растений и животных (Месопотамия), в них различались плото- и травоядные, водные (рыбы), членистые и четвероногие животные, птицы и змеи. Растения же подразделялись на деревья, овощи, пряности и лекарственные. Сердце рассматривалось как орган мышления, печень — главный орган жизни, содержащий кровь.
Древнеиндийская философия рассматривала природу как комплекс 5 элементов: огонь, земля, вода, воздух и эфир. При сочетании с ними вещества организма (слизь, желчь и воздух) образуют все остальные существа и их части. Развитие зародыша человека они связывали с участием мужского воспроизводительного вещества, в котором содержатся представители разных органов и структур организма. Определение пола у эмбриона человека объясняли изменением соотношения мужского («семени») и женского («крови») начал при зачатии. При равном их соотношении рождаются якобы разнополые — двойняшки. Было распространено и мнение о влиянии пищи и психического состояния матери в период беременности на особенности ребенка, несмотря на признание наличия у живых существ неизменных признаков, наследуемых от родителей.
Памятники индийского эпоса, относящиеся к VI вв. до н.э., содержат также описание поведения и образа жизни многих животных и растений. В Древней Индии к наблюдениям относились как к наиболее надежному источнику получения достоверных знаний о природе.
Материалистические традиции Древней Индии и ее достижения в познании живой природы, успехи в технике ампутации органов, кесарева сечения, удалении почечных и желчных камней, а также описания последовательных этапов развития эмбриона человека и лекарственных свойств многих растений оставались неизвестными для Запада до походов А.Македонского.
В древних цивилизациях Индии, Египта и Китая задолго до создания рабовладельческих государств на Западе человек перешел от собирательства к животноводству и растениеводству, к использованию методического отбора. В этих странах были заложены основы многих наук, обсуждались вопросы происхождения жизни и человека с позиции трансформизма.
Древнекитайские мыслители (IX—VII вв. до н.э.), опиравшиеся на практику развитого земледелия, скотоводства и медицины, окружающий мир пытались объяснить исходя из наличия в нем полезных материальных частиц, взаимодействие которых дает начало воде, деревьям, огню, земле и металлам. Последние считали основой всего. В Китае слабо развивалась анатомия из-за строгого запрета на вскрытие живых и мертвых организмов. В целом, природу они рассматривали не только как материальную, но и развившуюся благодаря естественной необходимости без участия внешнего начала (Ван Чун).
Из сказанного видно, что в глубокой древности большая часть представлений о природе носила мистический и умозрительный характер, хотя и были попытки получения положительных сведений путем наблюдений. Положение в последующем заметно меняется в Древней Греции и Риме, где находят отражение идеи единства вселенной и вечности движения, закономерного характера развития окружающего мира.
Источник
Представления первобытных людей об окружающем мире
Древнейшие люди чувствовали связь с животными, растениями и неживой природой. Они верили, что камни растут и, как животные, способны порождать подобных себе. Были уверены, что животные и растения имеют свой язык и разговаривают между собой.
Вся природа была для первых людей огромным живым существом. Она могла быть как в добродушном настроении, так и гневаться в ответ на плохое поведение даже отдельного человека. Люди были убеждены, что со временем они могут превратиться в различные животные и растения. Такие представления о природе сохранялись длительное время.
Даже с образованием родового строя люди верили, что предками отдельных родов были определенные животные и растения. Так возникали такие названия, как, например, род журавля, волка, оленя. Когда однажды ученый показал туземцу Австралии фотокарточку его сородича, тот уверенно ответил: «Это такой же кенгуру, как и я».
Знания и умения древнейших людей. Уже собиратели и охотники хорошо знали полезные и вредные растения, пути переходов, повадки и места обитания животных. Распознавали их следы. Ночью находили дорогу по звездам. Им были известны времена года. Знали приметы перемены погоды. С применением растительных, животных и минеральных средств они лечили желудочные заболевания, простуды, залечивали раны, переломы костей. Научились делать холодные и горячие примочки, спасали жизнь при ядовитых укусах, удаляли больные зубы.
В языке первобытных людей были тысячи названий различных животных, птиц, змей, камней. Но они не очень быстро считали. Медленно слагали и умножали. Лучше было с делением. С этим действием они чаще сталкивались в жизни при разделе добычи.
В окружающей природе древнейшие люди знали как полезное, так и вредное, опасное.
Возникновение религии у первобытных людей.«Человек разумный» продолжал существовать в очень жестких природных условиях. Много людских жизней уносили эпидемии опасных болезней, сильные наводнения, извержения вулканов, землетрясения.
Во время гроз от молний начинались большие пожары. Они губили все живое на огромных лесных пространствах. Морские штормы и ураганы всегда были опасными для рыбаков. Когда стада животных покидали места обитания охотников, наступала голодная смерть.
Человек по-своему объяснял природные причины, которые вызывали эти грозные явления. Это привело к вере в сверхъестественные существа; верили, что они управляют всеми опасными природными явлениями и жизнью людей. Поэтому люди пытались задобрить этих могучих правителей мира. Так начали возникать первобытные религиозные верования. Людям казалось, что весь мир населен могущественными духами, или демонами. Самые сильные из них получили название богов.
С открытием земледелия и животноводства изменились религиозные представления. Главное место среди многих богов заняли те, кто благоприятствовал успеху в этих занятиях. Одним из них стал бог Солнца, от которого зависит земное тепло. Считали, что бог грозы и грома дарит необходимую для полевых растений и садов влагу. Появилась вера в богов — покровителей пастухов и животноводов.
Образы древних богов.Богов первобытные люди представляли в самом фантастическом виде. Об этом говорят их каменные фигуры, найденные археологами. Этнографы также видели необычные деревянные изображения в первобытных племенах современности. Такие фигуры называют идолами, или истуканами.
Они имели человеческую внешность с измененным обликом. Были идолы с огромной головой и совсем маленьким туловищем женщины или мужчины. Были и с ужасным выражением лица, длинным ртом и многими оскаленными зубами. Встречались идолы с телом человека и головами зверя, крокодила, рыбы.
Люди обращались к богам со словесными просьбами, они называются молитвами. Их содержание имело простой смысл. Человек просил успеха в охоте, дождя во время засухи, спасения от голода и болезней.
Считалось, что боги имеют обычные человеческие нужды, что и им необходимо есть и пить. Поэтому к идолам приносили животных, зерно и другую пищу. Приносили в жертву богам и людей, убивая их возле идола.
Появление веры в душу человека.Переход к сельскому хозяйству и ремеслу значительно улучшил жизнь людей. Появилось больше времени для размышлений. Человек пытался найти ответы на главные вопросы жизни. Его стало интересовать, почему животные и люди умирают. Почему спящий похож на покойника? Почему потеря сознания при болезни или при столкновении с диким зверем напоминает смерть?
Но человек, который спал, просыпается и помнит, что он видел во сне. Тот, кто теряет сознание, возвращается к жизни. А умерший навсегда расстается с ней.
Возникло убеждение, что в теле человека находится главная причина жизни — его душа. Она считалась невидимой, похожей на воздух или тень. Душа может оставить человека на время — тогда он засыпает или теряет сознание. Его душа может улететь навсегда — тогда человек умирает, и душа получает свою новую жизнь. Она может переселяться в младенцев, животных и даже в растения. Такие первобытные представления сохранились в религиях древности и нашего времени.
В конце первобытности человечество освоило земледелие, животноводство и изготовление металлических предметов. Появилось представление о душе человека. Это главные условия для возникновения современной культуры.
Способности первобытных людей (об австралийских племенах)
Их умение выслеживать животное хорошо известно. Но трудно представить себе все мастерство, если не видеть их за работой. Туземец не только различает следы, оставленные всеми животными и птицами. Осматривая нору, он может сразу, посмотрев на направление свежих следов или понюхав землю, определить, находится там животное или там уже его нет.
С самого раннего детства мальчики и девочки упражняются в распознании каждого следа, который оставлен любым живым существом. Матери, играя с детьми, удивительно точно рисуют на песчаной почве следы различных животных.
Их знание растений и способов их употребления является поистине чудесным. Туземец в любой местности всегда умеет находить выход из тяжелого положения. Тогда как любой европеец наверняка бы умер с голоду.
Первобытные верования (рассказ эскимоса ученому)
Мы не верим, мы боимся. Мы страшимся духа земли, который вызывает непогоду и заставляет нас с боем вырывать нашу пищу у моря и земли. Мы боимся богини Луны. Мы боимся нужды и голода в холодных жилищах из снега. Мы боимся великой женщины, которая живет на дне моря и управляет морскими зверями. Мы боимся болезней. Они вокруг нас!
Не смерти боимся мы, а страдания. Мы боимся духов мертвых. Мы боимся духов животных, которых мы убили. Мы боимся всех невидимых существ, которые нас окружают.
Источник