Программа кружка «Друзья природы»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В утвержденных ФГОС 2-го поколения, определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относятся: осознание себя как гражданина России, формирование основы экологической культуры, бережного отношения к природе, установка на здоровый образ жизни.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Одной из приоритетной целей экологического образования должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Направленность программы: естественнонаучная.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека, о природных богатствах края;
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности, личной ответственности за сохранность природных богатств Нижегородской области;
3.Формирование навыков самостоятельной работы, имеющий исследовательский характер;
4. Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий;
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
6. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды родного края;
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природы родного края;
9.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Для успешного решения поставленных в программе задач необходимо:
обеспечить обучающимся комфортную образовательную среду;
необходимо учитывать их индивидуальные особенности в развитии,
На уроках «Окружающего мира» дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа направлена на реализацию требований ФГОС НОО, расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему селу, Родине. Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы. Человек, природа рассматриваются в неразрывном единстве. Дети узнают о реальных экологических проблемах в Нижегородской области, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы от загрязнения, сохранение видов животных и растений, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Программа способствует формированию у детей убеждений в необходимости охраны природы, приобретению умений в практической деятельности, проектной деятельности.
Программа кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:
Проблема формирования исследовательских умений, проектной деятельности у младших школьников становится ещё более актуальной в современных условиях.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Отличительной особенностью данной программы можно считать
комплексный подход к обучению. Он заключается в том, что в процессе её освоения чётко прослеживаются межпредметные связи.
Срок реализации программы 4 года. Программа является среднесрочной В кружок привлекаются дети с 7 -11 лет. Форма обучения очная. Основные формы занятий – фронтальная, групповая и индивидуальная.
Основные формы проведения занятий: рассказ, беседа, экскурсия, урок-
путешествие, видео- просмотры материалов, лекция, практическая работа, проект, исследовательская работа, игра, викторина, выставка.
В процессе обучения важную роль играют практические занятия: выполнение заданий, рисунков о животных и растениях. В течение занятия происходит смена деятельности. На занятиях используются игровые моменты.
Первый год обучения: 1 ч в неделю, 37 часов в год.
Второй год –четвёртый год обучения: 1ч в неделю, 38 часов в год.
Продолжительность учебного часа – 45 минут.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Друзья природы» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводится аттестация учащихся (выявляется определенный объем знаний, умений и навыков), в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели окружающего мира, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», защита проектов, выставки работ, участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского), участие в социальных акциях.
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Друзья природы» учащимися достигаются:
- формирование положительной мотивации к учебно-познавательной и практической деятельности по изучению и охране окружающей среды;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре народов Нижегородской области;
- формирование у учащихся ценностных установок на здоровый образ жизни, норм поведения в природной и социальной среде.
- любовь и уважение к своей малой родине.
- развитие морально-этического сознания;
- формирование целостной научной картины мира, потребности к расширению и углублению знаний и опыта;
- овладение простыми логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- развитие коммуникативных навыков, способности к диалогу, умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- начальные умения работы с информацией, различных способов ее поиска.
- формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях живых организмов и окружающей среды;
- обогащение знаний детей о флоре и фауне России и Нижегородской области;
- осознание себя как части природы;
- привитие основ экологической грамотности;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- участие в экологических акциях, эколого-просветительской деятельности.
- овладение начальными формами исследовательской деятельности.
По окончании 1 –го года обучения обучающиеся будут знать:
1. Правила поведения в природе.
2. Животный мир Нижегородской области.
По окончании 1 –го года обучения обучающиеся будут уметь:
1. Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам
основные виды животных Нижегородской области.
2. Работать с учебной и художественной литературой.
По окончании 2 –го года обучения обучающиеся будут знать:
1. Растительный мир Нижегородской области.
3.Правила гигиены в доме и классе.
4.Значение воды, воздуха, солнца в жизни человека.
По окончании 2 –го года обучения обучающиеся будут уметь:
1.Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам
растения Нижегородской области.
2. Ухаживать за комнатными растениями.
3.Соблюдать правила гигиены в доме и классе.
4. Готовить почву к посеву и сажать и ухаживать за культурными растениями.
По окончании 3 –го года обучения обучающиеся будут знать:
1. Связь человека с живой и неживой природой.
2.Связь между неживой природой и живой.
3. Съедобные и несъедобные грибы Нижегородской области.
4.Сельскохозяйственные машины и орудия.
По окончании 3 –го года обучения обучающиеся будут уметь:
1. Различать виды почв в Сергачском районе.
2. Предсказывать погоду по народным приметам.
3. Размножать комнатные растения.
4. Различать съедобные и несъедобные грибы Нижегородской области.
5. Готовить почву к посеву и сажать и ухаживать за культурными растениями.
По окончании 4 –го года обучения обучающиеся будут знать:
1.Изменения окружающей среды.
2.Редкие виды растений и животных Нижегородского края.
3.Реки и озёра Нижегородской области.
4.Животный и растительный мир около рек и озёр.
5.Овощные и декоративные культуры школьного участка.
По окончании 4 –го года обучения обучающиеся будут уметь:
1. Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам
редкие виды растений и животных Нижегородского края.
2.Различать овощные и декоративные культуры школьного участка.
3.Очищать и благоустраивать родники.
Источник