Друзья природы кружковая работа

Программа кружка «Друзья природы»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

В утвержденных ФГОС 2-го поколения, определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относятся: осознание себя как гражданина России, формирование основы экологической культуры, бережного отношения к природе, установка на здоровый образ жизни.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Одной из приоритетной целей экологического образования должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Направленность программы: естественнонаучная.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека, о природных богатствах края;

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности, личной ответственности за сохранность природных богатств Нижегородской области;

3.Формирование навыков самостоятельной работы, имеющий исследовательский характер;

4. Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий;

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

6. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды родного края;

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природы родного края;

Читайте также:  Главной ценностью гуманизм провозглашает природу

9.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Для успешного решения поставленных в программе задач необходимо:

 обеспечить обучающимся комфортную образовательную среду;

 необходимо учитывать их индивидуальные особенности в развитии,

На уроках «Окружающего мира» дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа направлена на реализацию требований ФГОС НОО, расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему селу, Родине. Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы. Человек, природа рассматриваются в неразрывном единстве. Дети узнают о реальных экологических проблемах в Нижегородской области, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы от загрязнения, сохранение видов животных и растений, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

Программа способствует формированию у детей убеждений в необходимости охраны природы, приобретению умений в практической деятельности, проектной деятельности.

Программа кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:

Проблема формирования исследовательских умений, проектной деятельности у младших школьников становится ещё более актуальной в современных условиях.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Отличительной особенностью данной программы можно считать

комплексный подход к обучению. Он заключается в том, что в процессе её освоения чётко прослеживаются межпредметные связи.

Срок реализации программы 4 года. Программа является среднесрочной В кружок привлекаются дети с 7 -11 лет. Форма обучения очная. Основные формы занятий – фронтальная, групповая и индивидуальная.

Читайте также:  Вязкость жидкости природа вязкости

Основные формы проведения занятий: рассказ, беседа, экскурсия, урок-

путешествие, видео- просмотры материалов, лекция, практическая работа, проект, исследовательская работа, игра, викторина, выставка.

В процессе обучения важную роль играют практические занятия: выполнение заданий, рисунков о животных и растениях. В течение занятия происходит смена деятельности. На занятиях используются игровые моменты.

Первый год обучения: 1 ч в неделю, 37 часов в год.

Второй год –четвёртый год обучения: 1ч в неделю, 38 часов в год.

Продолжительность учебного часа – 45 минут.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Друзья природы» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводится аттестация учащихся (выявляется определенный объем знаний, умений и навыков), в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.

Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели окружающего мира, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», защита проектов, выставки работ, участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского), участие в социальных акциях.

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Друзья природы» учащимися достигаются:

  • формирование положительной мотивации к учебно-познавательной и практической деятельности по изучению и охране окружающей среды;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре народов Нижегородской области;
  • формирование у учащихся ценностных установок на здоровый образ жизни, норм поведения в природной и социальной среде.
  • любовь и уважение к своей малой родине.
  • развитие морально-этического сознания;
  • формирование целостной научной картины мира, потребности к расширению и углублению знаний и опыта;
  • овладение простыми логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • развитие коммуникативных навыков, способности к диалогу, умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • начальные умения работы с информацией, различных способов ее поиска.
  • формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях живых организмов и окружающей среды;
  • обогащение знаний детей о флоре и фауне России и Нижегородской области;
  • осознание себя как части природы;
  • привитие основ экологической грамотности;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • участие в экологических акциях, эколого-просветительской деятельности.
  • овладение начальными формами исследовательской деятельности.
Читайте также:  Государственный природный заказник поляница

По окончании 1 –го года обучения обучающиеся будут знать:

1. Правила поведения в природе.

2. Животный мир Нижегородской области.

По окончании 1 –го года обучения обучающиеся будут уметь:

1. Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам

основные виды животных Нижегородской области.

2. Работать с учебной и художественной литературой.

По окончании 2 –го года обучения обучающиеся будут знать:

1. Растительный мир Нижегородской области.

3.Правила гигиены в доме и классе.

4.Значение воды, воздуха, солнца в жизни человека.

По окончании 2 –го года обучения обучающиеся будут уметь:

1.Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам

растения Нижегородской области.

2. Ухаживать за комнатными растениями.

3.Соблюдать правила гигиены в доме и классе.

4. Готовить почву к посеву и сажать и ухаживать за культурными растениями.

По окончании 3 –го года обучения обучающиеся будут знать:

1. Связь человека с живой и неживой природой.

2.Связь между неживой природой и живой.

3. Съедобные и несъедобные грибы Нижегородской области.

4.Сельскохозяйственные машины и орудия.

По окончании 3 –го года обучения обучающиеся будут уметь:

1. Различать виды почв в Сергачском районе.

2. Предсказывать погоду по народным приметам.

3. Размножать комнатные растения.

4. Различать съедобные и несъедобные грибы Нижегородской области.

5. Готовить почву к посеву и сажать и ухаживать за культурными растениями.

По окончании 4 –го года обучения обучающиеся будут знать:

1.Изменения окружающей среды.

2.Редкие виды растений и животных Нижегородского края.

3.Реки и озёра Нижегородской области.

4.Животный и растительный мир около рек и озёр.

5.Овощные и декоративные культуры школьного участка.

По окончании 4 –го года обучения обучающиеся будут уметь:

1. Называть по рисункам, таблицам, гербариям и натуральным объектам

редкие виды растений и животных Нижегородского края.

2.Различать овощные и декоративные культуры школьного участка.

3.Очищать и благоустраивать родники.

Источник

Оцените статью