Дуальность природы человека кратко

Дуальность природы человека

С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим законам, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием, свободой и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, создает науки, изобретает технику, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме разумности можно указать и другие духовные характеристики человека: только у него возникает вера в Бога, различение добра и зла, осознание своей смертности, память о прошлом и вера в будущее. Только человек способен смеяться и плакать, любить и ненавидеть, судить и оценивать, фантазировать и творить.

Человек отличается прямохождением, наличием руки, умением изготавливать орудия труда, речью, а также внутренним своеобразием: только он испытывает стыд, создает культуру, помнит прошлое, умеет смеяться и плакать, знает о своей смертности и т.п. Вместе с тем некоторые из перечисляемых признаков можно найти и у животных: птицы ходят на двух ногах, пчелы пользуются языком танца чтобы сообщить о нахождении медоносов, муравьи образуют сообщество, не уступающее по сложности организации человеческому. Очевидно, что различие человека и животного должно лежать в какой-то иной плоскости.

Человек не весь погружен в этот мир: «мыслящий тростник», он находится в исконном противоречии с коренными законами окружающего.

Это проявляется в различиях, которые характерны для сущности обучения. Животное обучается системе ритуального поведения. Пре­восходство достигается силой, скоростью осуществления тех или иных жестов, но никогда – изобретением нового, неожиданного для противника жеста. Животное можно сопоставить с танцором, который способен усовершенст­вовать па танца, но не может резко и неожиданно заменить сам танец чем-либо другим. Поведение животного ритуально, поведение человека тяготеет к изобретению нового, непредсказуемого для его противников.

Человек занимает особое положение в животном царстве. В отличие от других высших млекопитающих, у него нет ни специфической для данного вида окружающей среды, ни жестко структурированной его собственной инстинктуальной организацией окружающей среды. Все животные, кроме людей, и как виды, и как индивиды живут в закрытых мирах, структуры которых предопределены биологическим оснащением отдельных видов животных. Взаимосвязь человека с его окружающей средой, напротив, характеризуется открытостью миру.

В сравнении с другими высшими животными инстинктуальную организацию человека можно считать недостаточно развитой. Конечно же, у человека есть стимулы. Но эти стимулы в высшей степени неспециализированны и ненаправленны. Это значит, что человеческий организм может использовать свой конституционально данный аппарат в очень широком и постоянно меняющемся спектре разных видов деятельности.

Таким образом, антропологические константы — открытость миру и пластичность инстинктуальной структуры.

Действительно, если взглянуть на этот вопрос с точки зрения организмического развития, можно сказать, что эмбриональный период у человеческого существа продолжается еще в течение года после рождения. Жизненно важные процессы организмического развития, которые у животных завершаются в чреве матери, у ребенка происходят и после его появления на свет. Однако в это время человеческое дитя не просто находится во внешнем мире, но и взаимодействует с ним самыми различными способами. Иными словами, процесс становления человека происходит во взаимосвязи с окружающей средой. С самого рождения организмическое развитие человека и большая часть его биологического существа как такового подвергаются постоянному вмешательству со стороны общества.

Читайте также:  Антикоагулянты натуральные природные препараты

Создание человеком самого себя всегда и неизбежно — предприятие социальное. Одинокое человеческое существование — это существование на животном уровне. Как только наблюдаются феномены специфически человеческие, мы вступаем в сферу социального.

Можно сказать, что организм устанавливает пределы социально возможному. Как говорили английские правоведы, парламент может все, кроме одного: он не может заставить мужчин вынашивать детей. Если парламент попробует это сделать, сие начинание столкнется с неизменными фактами человеческой биологии. Биологические факторы ограничивают набор открытых индивиду социальных возможностей, но социальный мир, предшествующий каждому индивиду, в свою очередь налагает ограничения на то, что биологически возможно для организма. Диалектика проявляется во взаимном ограничении организма и общества. Например, индивиды низшего класса болеют чаще, чем индивиды высшего класса; вдобавок и болезни у них иные. Другими словами, общество детерминирует длительность и способ жизни индивидуального организма. Общество может калечить и может убивать. Своей властью над жизнью и смертью оно заявляет о своем высшем контроле над индивидом.

Разумеется тело растет, формируется, стареет и умирает как вегетативная система, неподвластная указаниями разума. Однако еще с древности осуществляется всесторонняя культивация тела с целью приспособления человека для выполнения тех или иных общественных функций. Тела раба и господина, рыцаря и священника, ученого и рабочего значительно отличаются друг от друга и при этом не столько внешне, сколько внутренне по типу реакций, влечений, способности самоконтроля и самоуправления. Физические игры и танцы, раскраска и татуировка, выработка манер и жестов, контроль над аффектами — все это способствует управлению телом, его потребностями и влечениями. Цивилизация связана прежде всего с формированием особых дисциплинированных тел, на дрессуру которых любое общество затрачивало значительные усилия.

Нельзя сказать, что тело сегодня «приватизировано» и является так сказать личной собственностью человека, вольного испытывать и удовлетворять любые желания. На самом деле семья и школа, литература и медицина в форме разного рода моделей и рекомендаций здорового и красивого образа жизни способствуют самоконтролю и самодисциплине в отношении тела. В ходе истории формируются различные типы телесности и контроля и управления телом. Оно, таким образом, не может рассматриваться как природная данность или неизменная субстанция. Поверхность тела заполняется все новыми знаками и символами, которые производятся масс медиа и читаются людьми. Различия «плохого» и «хорошего», «красивого» и «некрасивого», «нормального» и «аномального», задаваемые образцами рекламной продукции и используемые для формирования желания в производимых товарах, интенсивно преобразуют «естественное» человеческое тело.

Культуротворческая природа человека

Человеческая природа — социо-культурная переменная. Не существует человеческой природы в смысле некоего биологически фиксированного субстрата, определяющего многообразие социо-культурных образований. Природа человека – другого порядка, чем природа животного мира: это природа культурная или культуротворческая. Другой, внекультурной природы у человека нет. Это природное не нейтрально в духовном отношении, а сложно. Сложное же требует сложного отношения к себе: не категорического отвержения – но и не безусловного приятия. Оно требует усилия понимания и различения. Отказываясь от «высокой», «сложной» культуры, мы получим не «естественного» внекультурного человека – а человека, принадлежащего некачественной культуре. И вовсе не более «простого», а куда более сложного и запутанного, поскольку некачественная культура очень сложна, она строится не на ясном основании, у нее нет несущих конструкций; она представляет собой систему подпорок, которые держат друг друга. Снаружи это не слишком приглядно, а внутри просто опасно..

Читайте также:  Аспекты взаимодействия культуры природы

Культура определяется как система организации и развития человеческой жизнедеятельности, включающая способы производства, взаимодействия с природой, межличностного общения, познания и духовного творчества. Культура — система способов обеспечения основных потребностей человека. Биологическое начало подвергаются разностороннему контролю и облагораживаются посредством сначала мифа и ритуала, затем социальных норм, обычаев и институтов семьи, права, собственности, государства.

Источник

Тема: Дуальность природы человека

Человек соединяет в себе два начала — природное и культурное (биоло­гическое и социальное). Это положение, с одной стороны, очевидно, с дру­гой — проблематично. Здесь много неясностей, и, прежде всего, — что отно­сит к природному и что — к культурному. Так, прямохождение человека: можно ли считать его природным задатком или же отнести к социально- обусловленному?

Вопрос о соотношении природного и культурного в человеке необхо­димо рассматривать исторически·, с учетом определенной исторической эпохи и культуры. Один из главнейших вопросов — в чем связь духовности и телесности, почему дух, признаваемый во все времена как высшее и са­мостоятельное начало, должен обращаться к телесности?

Особое место здесь отводится современности: человек сегодня выходит за пределы собственно человеческого мира, то есть мира, соотносимого с его телом. Обращение человека к микро- и макро- уровням реальности, а также к компьютерной реальности как бы оставляет в стороне тело челове­ка. На первое место выходит разум, но может ли он заменит целостность человека как телесно-духовного существа? Умозрительные конструкции приобретают для нас значение полноценной реальности тогда, когда они соотносятся с реальностью нашего тела. Человек — существо мыслящее, это очевидно, и часто наши мысли обращены за пределы доступной наше­му телу реальности. Но человек также — существо переживающее, и не случайно эпоха классического рационализма (и в философии и в культуре) уступает место эпохе иррационализма, обращающегося к воле и жизни че­ловека.

Тем самым рассмотрение темы дуальности человеческой природы предполагает обращение к целому кругу вопросов:

  • как понимается природное начало в человеке и изменяется ли это пони­мание с развитием человечества?
  • как понимается телесность и в чем ее роль?
  • может ли человек вмешиваться в сферу своей природы и изменять ее?
  • существует ли связь разумно-духовного с телесным?
  • существует ли «естественный человек» со своими «естественными пра­вами»?
  • как соотносятся природное и культурное, сохраняют ли они самостоя­тельность или же культурное должно главенствовать?
  • если эмоциональность относить к сфере природного начала в человеке, то как быть с включением эмоций в сферу культуры: разрешать или запре­тить?
Читайте также:  Вода эта живая природа

Эти вопросы составляют только часть проблемы человека, и их объе­диняет стержневое понятие — телесность. Но это понятие далеко от своей полной разработанности и в то же время оно необходимо сегодня для ре­шения многих не только философских, но и практических вопросов. Акту­альный пример практической значимости исследования телесности — про­блема клонирования, затрагивающая этические, юридические, психологи­ческие и другие аспекты существования человека.

Тело человека — не просто инструмент для реализации идей и замыслов разума. Именно с помощью нашего тела мы удостоверяем свое существо­вание в мире. Именно тело остается главным критерием существования многих вещей и самого мира. Доказать в строгом смысле слова, то есть на уровне логической связи понятий, что существует мир и сам человек — не­возможно. Но очевидность их существования дается именно на уровне нашего тела — вот я, а вот мир. Кроме того, человеческое тело, как его по­нимали все мыслители, есть средство выражения личности. Если человек стремится утвердить себя в качестве свободной личности, то сделать это можно, только реализовав свободное действие на уровне своего телесного бытия.

Но тело человека имеет также прямое отношение к его социальности: ведь именно на уровне тела (разделения функций полов — мужского и жен­ского) природа впервые осуществляет разделение труда. Эта мысль Эн­гельса не должна забываться сегодня, когда мода на эмансипацию и феми­низм заставляет многих людей отрицать неоспоримое — различие и орга­низма и связанней с ним психики мужчины и женщины. Поэтом>’ необхо­димо серьезно продумать вопрос о том, что же в таком случае представля­ет мышление человека: каким закономерностям подчиняется оно — биоло­гическим или социальным? И можно ли здесь указать только на один фак­тор и отбросить другой?

Вопросов много, но их общим фундаментом можно считать слабую разработанность темы биологического в человеке. Причин этому много, но сегодня перед человеком встает острейшая проблема сохранения себя именно как телесного существа. Решение же этой проблемы начинается на уровне философского дискурса и заканчивается практической жизнью ка­ждого человека.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Представляют ли природное и культурное в человеке самостоятельносуществующие начала или же они связаны между собой?
  2. Как вы понимаете выражение «В здоров теле — здоровый дух» и можно ли его применять к современности?
  3. Как вы понимаете выражение «естественные права человека»? Кем да­ются эти права человеку?
  4. Прав ли Платон, утверждая, что «тело — могила души»?
  5. Можете ли вы указать на различия в понимании телесности в зависимо­сти от исторической эпохи?
  6. Как развитие техники изменяет отношение человека к своему телу?

Источник

Оцените статью