Дух бесконечно выше чем природа автор

Дух бесконечно выше чем природа автор

Этот оборот мысли служит, по-видимому, выражением взгляда, согласно которому человеческие дела в противоположность природе представляют собою нечто небожественное: произведения природы суть божественные творения, но то, что производится человеком, не божественно. Казалось бы, однако, что то, что производится человеческим разумом, обладает по меньшей мере такой же ценностью, как и природа; однако уже в последнем допущении мы ставим разум ниже, чем это дозволительно. Если уже жизнь и деятельность животных божественны, то человеческие дела должны стоять в наших глазах гораздо выше и называться божественными в бесконечно высшем смысле. Преимущество человеческой мысли должно нами непосредственно быть признано. Христос говорит об этом (Матф., гл. VI, ст. 26 – 30): «Взгляните на птиц небесных» (к числу этих птиц принадлежат также ибисы и кокилы), «. вы не гораздо ли лучше их. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, бог так одевает, то кольми паче вас?» Преимущество человека, образа божьего, перед животным и растением само по себе, правда, признается, но когда мы спрашиваем, где мы должны искать и усматривать божественное, нам указывают не на лучшее, а на худшее. И в отношении познания бога Христос также говорит совершенно другое: он не основывает познание его и веру в него ни на удивлении, внушаемом нам встречаемыми в природе тварями, ни также на удивлении, внушаемом нам властью бога над нами, ни на знамениях и чудесах, а на свидетельстве духа. Дух – бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе.

Но той формой, лишь благодаря которой само по себе всеобщее содержание входит в философию, является форма мышления, форма самого всеобщего. В религии же это содержание, благодаря искусству, предстает непосредственному внешнему созерцанию и, далее, представлению и чувству. Значение открывается вдумчивой душе; оно есть свидетельство духа, понимающего такое содержание. Чтобы сделать это более ясным, мы должны напомнить о различии между тем, чем мы являемся и обладаем, и тем, как мы это знаем, т.е. каким способом мы этим обладаем как предметом. Это различие бесконечно важно; лишь вокруг него вращается все в культуре народов и индивидуумов; это различие мы обозначили выше как различие ступеней развития. Мы – люди и обладаем разумом; все человеческое, все вообще разумное находит отзвук в нас, в нашем чувстве, душе, сердце, вообще в нашей субъективности. Этот отзвук, это определенное душевное движение есть то, благодаря чему содержание становится вообще нашим содержанием. Многообразие содержащихся в нем определений концентрировано и скрыто в этом внутреннем переживании. Это – глухое волнение духа внутри себя, во всеобщей субстанциальности. Содержание, таким образом, непосредственно тождественно с простой абстрактной достоверностью нас самих, с самосознанием. Но дух именно потому что он дух, есть столь же существенное сознание. Вмещенная в его простой самости кон центрированность должна стать для себя предметной, она должна стать предметом знания; и в характере этой предметности, в характере, следовательно, сознания и состоит все различие между религией и философией.

Читайте также:  Динамика природных ландшафтов изменения геосистемы

Этот характер сознания может быть на низшей ступени простым выражением лишь смутного, глухого чувства и может подняться на самой высшей ступени до наиболее объективного, до в себе и для себя объективной формы, до мышления; простейшей и наиболее формальной объективностью является выражение и название этого чувства и соответствующего ему настроения, как бы это чувство ни называлось, «благоговейностью», «молитвой» и пр. «Будем молиться, будем благочестивы» и т.д. – вот выражения, представляющие собою простое напоминание о таком чувстве. Но, например, слова «будем думать о боге» высказывают уже большее; эти слова дают выражение абсолютному всеобъемлющему содержанию этого субстанциального чувства, служат выражением предмета, отличного от чувства как субъективного самосознательного движения, или, иными словами, предмета, представляющего собою содержание, отличное от этого субъективного движения как формы. Но этот предмет, хотя и содержит в себе все субстанциальное содержание, сам еще не вполне развит, не определен. Развитие же его содержания, понимание, высказывание, осознание вытекающих из него отношений является возникновением, порождением, откровением религии. Формой, в которой это развитое содержание получает сначала предметность, служит форма непосредственного созерцания, чувственного представления или более определенного содержания, заимствованного из естественных, физических или духовных явлений и отношений.

Искусство опосредствует это сознание, сообщая устойчивость и крепость мимолетной видимости, присущей объективности в чувстве. Бесформенный священный камень, священное место или что бы то ни было другое, к чему примыкает первоначально потребность в объективности, получает от искусства форму, черты, определенность и более определенное содержание, которое может быть знаемо и теперь налично для сознания как предмет. Искусство, таким образом, сделалось учителем народов, как, например, это произошло в лице Гомера и Гесиода, которые, согласно Геродоту (II, 53), «дали грекам их богов»; спутанные представления и предания, полученные и преднайденные Гомером и Гесиодом безразлично в каких источниках, они, в соответствии с духом их народа, возвысили и зафиксировали в определенных образах и представлениях. Их искусство не было искусством, лишь по-своему выражающим, т.е. переносящим на камень, на холст или перелагающим в словесную форму, уже развитое, готовое содержание завершенной мысли, в представлении и словесной форме религии; оно не было искусством, лишь переносящим это содержание на камень, на холст или в слова, как это делает искусство нового времени, которое, беря своим сюжетом религиозное или какое-нибудь другое историческое содержание, кладет в основание уже наличные представления и мысли. Сознание греческой религии есть продукт мыслящий фантазии или, иначе говоря, мышления, которое постигается лишь фантазией и получает свое выражение в образах последней.

Читайте также:  Весенняя природа во всей ее красе

Источник

Тест по философии Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Тест по философии Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества с ответами. Тест состоит из 22 заданий.

1. Выберите суждения, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение

а) мировоззрение — это форма организации самосознания индивида и общества
б) мировоззрение — это представление о мире и месте человека в мире
в) мировоззрение — это совокупность индивидуального опыта человека
г) мировоззрение — это строгая непротиворечивая система суждений о природе

2. Укажите исторические типы мировоззрения

а) религиозное мировоззрение
б) экзистенциализм
в) атеизм
г) мифология
д) философское мировоззрение

3. Укажите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры

а) наука
б) мифология
в) философия

4. Определите время возникновения философского мировоззрения

а) сер. III тыс. до н. э.
б) III — I в. до н. э.
в) VII — VI в. до н. э.
г) XVII — XVIII вв. до н. э.

5. Как соотносятся философия и мировоззрение

а) философия — часть мировоззрения
б) мировоззрение — часть философии
в) философия — теоретическая часть мировоззрения
г) философия есть мировоззрение

6. Вставьте пропущенное слово:

Первая форма мировоззрения … была доинтеллектуальной, вторая … надинтеллектуальной, то есть не нуждающаяся в логике и рациональном знании. В свою очередь … выдвинула на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения.

7. Определите, что является предметом изучения философии

а) Бог
б) физическая реальность
в) материя
г) наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека

8. Установите проблематику основных разделов философского знания

а) онтология …
б) гносеология …
в) философская антропология …
г) социальная философия …

9. Определите, в каком из приведенных отношений заключается суть основного вопроса в марксистской философии

а) теории к практике
б) идеального к материальному
в) сознания к материи
г) содержания к форме
д) причин к следствию
ж) духа к природе

10. Какие из перечисленных понятий можно отнести к философским категориям?

а) элементарная частица
б) бытие
в) гравитация
г) субстанция
д) атом
е) материя
ж) свобода
з) истина

11. Определите философскую позицию автора высказывания:

«Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее … следовательно, она реальна … Устрани ощущение мягкости, влажности, красоты, терпкости и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений …»

а) объективный идеализм
б) субъективный идеализм
в) дуализм.

12. Укажите философскую позицию автора высказывания

«Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе …»

а) субъективный идеализм
б) объективный идеализм
в) агностицизм

Читайте также:  Дикая природа тульской области

13. Определите философскую позицию, заключенную в словах древнегречекого философа Демокрита:

«Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия … И атомы … носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля … Последние суть соединения некоторых атомов»

а) дуализм
б) материализм
в) идеализм

14. Вставьте пропущенное слово в следующее утверждение:

«Философская позиция, отрицающая возможность достоверного познания сущности окружающей человека действительности, — это позиция …»

а) дуализм
б) материализм
в) агностицизм
г) скептицизм
д) идеализм

15. Вставьте пропущенные слова в следующем суждении:

«… метод философского познания и мышления исторически сформировался раньше, чем … метод»

а) объективный
б) метафизический
в) субъективный
г) диалектический

16. Расположите в хронологическом порядке названные формы диалектики

а) материалистическая диалектика
б) стихийная диалектика
в) идеалистическая диалектика

17. Установите соответствие, характеризующее основные методы философского исследования (диалектический метод или метафизический метод)

а) принцип развития
б) признание локального характера
в) принцип всеобщей связи
г) констатация устойчивости, неизменности предметов и явлений окружающего мира

18. Определите, о какой функции философии свидетельствует тот факт, что научное знание базируется на определенных философских представлениях, философских принципах и категориях

а) мировоззренческая
б) методологическая
в) аксиологическая
г) гносеологическая

19. Определите функцию философии, о которой идет речь в высказывании русского философа XIX в. В. С. Соловьева:

«…безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т. е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни»

а) мировоззренческая
б) методологическая
в) аксиологическая
г) гносеологическая

20. Назовите представителей философского идеализма

а) К. Маркс
б) Платон
в) Демокрит
г) Г. Гегель
д) Дж. Беркли
е) Р. Декарт

21. Назовите представителей философского материализма

а) Дж. Юм
б) М. Хайдеггер
в) П. Гольбах
г) Демокрит
д) К. Маркс
е) Платон

22. Назовите представителей агностицизма

а) Г. Гегель
б) Д. Юм
в) К. Маркс
г) И. Кант
д) Г. Лейбниц

Ответы на тест по философии Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
1. б
2. а, г, д
3. бва
4. в
5. в
6. Мифология, религия, философия
7. г
8.
а) бытие
б) познание
в) человек
г) общество
9. в
10. бгежз
11. б
12. б
13. б
14. в
15. г
16 бва
17.
а) диалектический
б) метафизический
в) диалектический
г) метафизический
18. б
19. а
20. бгд
21. вгд
22. бг

Источник

Оцените статью