Дух существовал прежде природы

Основной вопрос философии

Отправным пунктом для решения этой сложной и многосторонней идейно-теоретической задачи в произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» стала дальнейшая разработка марксистского понимания сущности философского сознания. В этой связи Энгельс выделяет основной вопрос философии и впервые в истории дает его обобщенную теоретическую формулировку. Основным этот вопрос именуется потому, что от его решения, как показал Энгельс, зависит характер истолкования всех других философских законов и категорий и прочих философских проблем, в том числе оценок социальной действительности и определения путей ее коренного преобразования, принципиальное решение острой жизненной коллизии необходимости и свободы и установления ориентиров практической деятельности.

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, – писал Энгельс, – есть вопрос об отношении мышления к бытию»[1403]. При этом данную пару понятий («мышление» и «бытие») – понятийную оппозицию, характерную для классической немецкой философии и в особенности для Гегеля, – Энгельс применял как во многом близкую парным понятиям «природа и дух», «материя и сознание», но им все же не вполне тождественную. Подходя к содержанию основного вопроса философии исторически, Энгельс имеет в виду, что мировоззренческая оппозиция природы и духа соответствует ранним этапам становления и развития философии. Понятия «бытие», «материя», «сознание» носят более обобщенный и теоретически оформленный характер, они характерны для более зрелой стадии развития философского сознания и науки вообще.

Рассматривая коренную антитезу философских направлений, Энгельс писал: «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма»[1404]. Тем самым уже из постановки основного вопроса философии он выводил главное направление идейной поляризации историко-философского процесса и закладывал теоретический фундамент для создания последовательно научной концепции истории философии, способной теоретически охватить процесс ее развития как диалектический, как движение через борьбу противоположностей.

Читайте также:  Вред природной среде принципы возмещения вреда

Надо заметить, что уже Гоббс, Дидро, Гольбах, Фейербах, а из идеалистов Шеллинг и Гегель довольно определенно выделили материализм и идеализм как основные и противоположные друг другу направления в философии. Но никто из этих мыслителей не выяснил, как возникла эта противоположность и как она исторически видоизменялась. В отличие от них, Энгельс рассматривает ее именно в развитии, раскрывая при этом основные социальные и познавательные детерминанты последнего.

Так, возникновение идеализма Энгельс связывает с тем, что первобытные люди задумывались над вопросом «об отношении… души к внешнему миру»[1405] и человеческому телу. Это была, может быть, самая ранняя форма постановки основного вопроса философии, и здесь корни предфилософского мышления и ранних видов религии совпадают.

Начало ясной поляризации философских течений Энгельс относит к классическому периоду античности, когда возникло, как потом выразился Ленин, противоборство «линий» Платона и Демокрита[1406]. В средние века, отмечал Энгельс, основной вопрос философии выступал в неявном виде, например как вопрос о том, был ли мир создан творцом или же он существует вечно, хотя и находится при этом в определенной корреляции с богом. Далее, в процессе развития науки и философии, материалистическое миропонимание проявлялось в форме так называемого натуралистического пантеизма, превратившего бога как идеальное начало в оживляющую весь космос «естественную „мировую душу“». Деизм, сузивший функции бога до одного только акта творения Вселенной, был другой формой начавшегося отказа от идеалистического понимания действительности. И это было связано с тем, что на заре Нового времени основной вопрос философии встал снова «со всей резкостью»[1407].

Неверно было бы представлять дело так, будто бы ориентация на основной вопрос философии в ходе исследования истории философии превращает ее в упрощенную и даже примитивную схему, сводящуюся к контрасту между основными направлениями – материализмом и идеализмом, и только. Энгельс был противником подобной вульгаризации. Он видел в основном вопросе философии общий ориентир направления исследований, отнюдь не исчерпывающий собой, однако, ни состава существующих философских течений, ни всего богатства содержания изучаемых концепций и систем.

Читайте также:  Государственный природный заказник болото озерное

Анализируя процесс движения мысли, Энгельс сам использует целый ряд категориальных оппозиций, охватывающих различные моменты этого движения, – свободу и необходимость, разум в истории и действительность и др. В своей работе о Фейербахе, где рассматриваются и другие представители классической немецкой философии конца XVIII – первой трети XIX века, Энгельс оставил нам образцы очень конкретных оценок творчества Канта, Гегеля, Фейербаха и других мыслителей. В Канте, например, он увидел не только агностика и дуалиста, но и одного из предшественников марксистской диалектики. Как особое течение, находящееся в весьма непростых отношениях с двумя основными выделенными им философскими направлениями, Энгельс исследует агностицизм, основоположники которого в философии Нового времени – Юм и Кант – «играли очень значительную роль»[1408] именно как агностики. Как отмечает Энгельс, особенно сильное развитие агностицизм получил уже после того, как классическая немецкая философия себя исчерпала и появились признаки упадка буржуазной мысли. Критикуя агностицизм, Энгельс подходит к нему как к сложному и неоднозначному явлению, показывая, как в одних случаях (например, у некоторых неокантианцев) эта философская позиция является «лишь стыдливой манерой тайком протаскивать материализм, публично отрекаясь от него»[1409], в других – смягченной разновидностью идеализма и т.д.

В основном вопросе философии Энгельс выявил две стороны, взаимосвязанные и обусловливающие друг друга, – онтологическую и гносеологическую. Отличаясь одна от другой, они в то же время составляют неразрывную целостность. В онтологическом плане основной вопрос философии требует решить, что именно – материя или сознание – действует в мире как исходная порождающая причина и что является результатом этого порождения, иными словами, чт? в бинарной оппозиции духа и материи является первичным и чт? вторичным. Вторая сторона основного вопроса философии связана с необходимостью выяснить, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру и в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности[1410]. При поверхностном подходе к работе Энгельса может возникнуть впечатление, будто он, по существу, искусственно связал здесь два совершенно разных вопроса. Но постановка вопроса Энгельсом в действительности является логичной и необходимой, ибо в тенденции материализм и идеализм действительно тяготеют к диаметрально различным трактовкам вопроса об источнике нашего познания, об отношении познания (и «психического» вообще) к физическому миру. Мировоззренческое признание первичности материи при последовательном проведении этого тезиса с необходимостью влечет за собой и признание того гносеологического вывода, что именно материя является источником познания. Принципиальная познаваемость материи онтологически обусловлена тем, что сознание не является чем-то чужеродным по отношению к ней, но есть ее, материи, продукт. С другой стороны, правильное решение вопроса о познаваемости мира необходимо опирается на признание первичности материи и вторичности сознания и вообще познавательных способностей человека.

Читайте также:  Бионика технологии от природы

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Оцените статью