Духи природы первобытных людей

Анимизм как первобытная религия

В представлении наших древних предков душу имело все: небо, солнце, гром, радуга, реки, камни, леса, деревья и т.д. Первым ученым, внедрившим этот термин в научное сообщество, был Эдуард Тайлор этнолог и культуролог, который подразумевал под ним первоначальную стадию формирования религии у первобытных племен. Анимизм – это неотъемлемая часть первобытной культуры.

Анимизм – в переводе с латинского душа (Animus) – это наделение предметов душой, вера в то, что предметы имеют душу.

Э. Тайлор выделил две ключевые характеристики анимизма:

  • верования о душах и духах, связанных с телом человека;
  • верования в духов, ведущих независимое существование.

Сущность анимизма по Тайлору

Согласно воззрениям Тайлора, любые религии, будь то примитивные либо развитые, берут свои истоки в анимистических убеждениях. Анимизм, по его мнению, – это минимум религии. Этнолог, собрав и исследовав огромное число этнографических материалов и исторических данных, выдвинул заключение, что все нации связаны друг с другом в возрастающий в прогрессии ряд.

Тайлор, исследуя первобытную мифологию и религию, использовал термин «анимизм». Тайлор утверждал, что первобытное общество уже в те времена имели самобытное представление о душе, способной покидать тело. На основе этого, зародилась идея, подразумевающая отдельно существующие духовные субстанции, духи, которые олицетворяют природные силы.

Также, культуролог привел убедительные свидетельства того, что анимизм обусловлен фетишизмом – верованием в сверхъестественные возможности неодушевленных вещей, а также тотемизмом – верованием в сверхъестественную взаимосвязь человека и общности людей с животными «собратьями», флорой и неодушевленными вещами.

Таким образом, установилась связь религиозных культов и верований, сыгравших ведущую роль в формировании духовности и развитии культуры. Ученые религиоведы и этнографы выдвинули предположение, что до анимизма доминировало верование во всеобщую одухотворенность природы.

Характеристика и сущность анимизма в других концепциях и верованиях

Анимизм рассматривается также как представление о безличностной силе, оживотворяющей природу, воздействуя на бытие человека. Эта сила заключала в себе удачу для людей.

Читайте также:  Государственные природные заповедники карелии

Например, духи природы могли покровительствовать целым семьям, нациям, племенам, общинам.

Духи были наделены собственными именами. В их мире имелась иерархия, состоящая из более и менее важных духов. Особенность мышления древних людей нашла свое выражение в мифологии, помогающей им объяснить необъяснимые вещи, явления и события.

Термин «анимизм» впервые в 1709 году употребил в своих научных трудах германский ученый Георг Шталь, давший ему следующее определение: вера в душу в качестве безличного начала, является базисом и обеспечением всех жизненных процессов.

Современные исследования рассматривают анимизм как верование в существование нематериальных духов. Анимизм – это первая всеобщая религия. Черты анимизма просматриваются у всех первобытных общностей, живущих на разных континентах. В наше время поклонение духам также является неотъемлемой составляющей верований различных народностей.

Например, в племенах, обитающих в Центральной Индии, существует верование в духов, населяющих джунгли, реки и горы. Обитатели Андаманских островов имеют собственные представления о духах, покровительствующих природным силам и явлениям: ветру, течению, солнцу.

Анимисты веруют в то, что человек может продолжать жить в загробной жизни, так как совместно с физическим миром существует и потусторонний мир. После смерти людей, их души отправляются либо в загробное царство, либо вселяются в предметы или животных. Именно поэтому большинство ритуалов связано с задабриванием духов, дабы они не могли и не стали вредить человеку. Таким образом, центральная идея анимизма – это перевоплощение – душа вне тела может переродиться в другом человеке или животном.

Источник

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Читайте также:  Виды природных явлений раскрыть

принесение в жертву

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

2. Как появилась вера в «душу».

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

3. Как люди создали богов.

Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Читайте также:  Весеннее утро природа гифки

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

4. Молитвы и жертвы.

идол

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы. Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

таблица развития первобытно общинного строя

Источник

Оцените статью