Духовно нравственная природа урока

Статья на тему» Духовно — нравственное воспитание на уроке»

Леонид Владимирович Занков под развитием личности понимал, как целостное достижение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребёнка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы в ФГОС начального общего образования.

Почему именно сегодня одним из главных вопросов в новых стандартах стоит духовно-нравственное развитие школьника.

Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку, такие качества:

Гордость и доброжелательность,

Любовь к окружающему и ближнему.

Все это сформулировано в программе развивающего обучения Занкова и новых стандартах.

(Воспитание патриотизма, целостного отношения к культуро-историческому наследию своего народ; осознание своей этической и национальной принадлежности, уважительного отношения к культуре других стран и народов; воспитание трудолюбию, творческого отношения к своему труду; воспитание целостного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания.)

И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. Если в начальной школе сеют зёрнышки духовно-нравственной культуры, где появляются её маленькие росточки. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность .

Немецкий философ Гегель сформулирует мысль так: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Содержательность и осознанность нравственного «образа — Я» у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях («хороший — не очень хороший») существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: «быть доброй, дорожить дружбой», «нельзя обижать маленьких»). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути». Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу.

Читайте также:  Женьшень где растет природная зона

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству («хочу уехать жить в за рубежом»), а представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: «Быть русским — значит мусорить как все русские.

Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого школьника, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

· планета Земля — общий дом человечества;

· Родина — уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;

· мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

В школьном образовании обществоведческие науки призваны сыграть главную роль в формировании учащихся современного научного понятия о триединстве системы, — «природа – человек – общество».

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных еще в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. «…Материал должен быть подан так, чтобы у детей сложилась целостная яркая картина природных условий и жизни людей в разных странах и уголках земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление о всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество».

Читайте также:  Государственные природные заповедники постановление

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Изучение родной природы имеет огромное значение в воспитании любви к своему краю, в патриотическом воспитании; помогает формировать у детей экологическую культуру на практической основе, опираясь на нравственные качества – милосердие, сострадание, доброту, отзывчивость и др.

Все мы помним песню «С чего начинается Родина?». А что для наших учеников – Родина? На уроках обществознания, рассказывая о пространстве, где мы живём, я получила удивительные ответы: «Родина — это где находится моя семья. Родина – это мой дом. Родина – это русская природа. Родина – это мои земляки. В ней хорошо, уютно и тепло».

В каждом из этих учеников хочется в будущем видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни на уроках истории, о Родине, малой Родине. Рассказываем о традициях своей семьи, создаём генеалогическое древо.

Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края, города с Родиной, помогаем уяснить неразрывную связь: единства города с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Окружающий мир имеет практически неограниченный интегративный потенциал, что позволяет ей служить фактором межпредметной интеграции в образовательном процессе. В данном случае содержание образовательного процесса способно наполниться особым географическим колоритом. В свою очередь, интеграция Окружающего мира с другим содержанием обогащает знание, повышает мотивацию изучения. Содержание краеведения, экологического образования через содержание других предметных областей в глазах учащихся приобретает новый смысл, и тем самым проблема межпредметной интеграции вводится в рамки личностно-ориентированного образования.

Читайте также:  Вода питьевая природная основа

Интеграция окружающего мира с литературой — позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников.

Источник

Презентеция по самопознанию «Духовно – нравственная глубина урока»

Старшее звено: поиск истины в самих себе, отличайте временное от вечного, реальное от нереального, самоанализ, ищите знание, уважение ко всем религиям, вера в себя, ответственность за мысли, слова и дела, позитивное мышление.

Начальное звено: любовь ко всем, любовь в семье, любовь к животным, не быть эгоистом, дружба, помощь другим.

Среднее звено: умение прощать, искренность, бескорыстное служение, сострадание, милосердие.

Старшее звено: бескорыстие, сострадание, чуткость, милосердие, щедрость, самоотверженное служение, любовь ко всем, гуманность.

Начальное звено: говорить правду, выполнять обещание, гигиена и здоровье, уважение ко всем, миролюбие, послушание, смелость, честность в поступках.

Среднее звено: говорить правду, хорошие манеры, доброжелательность, пунктуальность, бережливость, справедливость, выполнение долга, уверенность в себе, правильное питание, избегание вредных привычек.

Старшее звено: говорить правду, справедливость, различение, дисциплина, долг, концентрация, правильное использование времени, установление «потолка желаний», бескорыстное служение обществу, гражданская и социальная ответственность, качества истинного лидера.

Начальное звено : вежливость, сосредоточенность, терпение, дисциплина, практика нахождения в тишине ума, позитивность.

Среднее звено: правильное ритмичное дыхание, позитивное мышление, терпение, уравновешенность, контроль над гневом, жадностью, леностью, завистью и др..

Старшее звено: высокие мысли, позитивное мышление, простая жизнь, ограничение желаний, уверенность в себе, уважение к себе, преданность делу, самообладание, скромность.

Начальное звено : помогай всегда, не вреди никогда, работа в команде, единство, не обижай других, забота о ближних (людях, животных).

Среднее звено: понимать ценность другой культуры, толерантность, дружелюбие, единство, память о культурном наследии, забота об общественной собственности, забота об окружающей среде.

Старшее звено: уважение ко всем религиям и культурам, не причинять вреда ни одному живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом, социальная справедливость, права человека.

Источник

Оцените статью