Душой весны природа ожила размер стиха

Таблица — памятка «Стихотворные размеры»

В памятке в виде таблицы представлены следующие понятия: название размера, его схема, образец применения, для чего служит размер, материал для самостоятельного разбора, проверочная работа по теме. Памятка пригодится в качестве раздаточного материала для уч-ся 5-6 классов и для выпускников (9-11 кл.), выбравших ЕГЭ /ОГЭ по литературе

Памятка «Стихотворные размеры»

Силлабо – тоническое стихосложение (Ломоносов) – система стихосложения, в основе которой лежит упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

Стопа – группа слогов, повторение которых определяет размер стиха. Бывают двусложные и трёхсложные

Двусложный размер, в котором первый слог – ударный, второй — безударный

Чаще всего хорей используется для передачи экспрессии и мелодичности. Данный размер широко используется в танцевальных и хороводных песнях.

стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»,

стихотворение А. А. Фета «Ласточки пропали…»

Двусложный размер, в котором первый слог – безударный, второй — ударный

Чаще всего ямб используется для передачи лёгкости, веселья, радости. Звучит энергично и громко-торжественно.

Стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» ,

Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог.

Чаще всего дактиль используется для передачи грусти, напевности. Можно сравнить с колыбельной.

Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог.

Очень гибкий; размер для спокойного повествования, т.к. напоминает плавную разговорную речь, размышление

Н.А.Некрасов «Мороз , Красный нос», М.Ю.Лермонтов «Сосна»

Трехсложный размер, в котором ударение падает на третий слог.

Заряд бодрости, возвеличивания. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам . — Чаще используется трёхстопный анапест.

«О, весна без конца и без краю!» А.А.Блок, «Я убит подо Ржевом» А.Твардовский

Стопа из двух безударных слогов

Придаёт бОльшую плавность, напевность, протяжность

Встречаются практически во всех стихах. Чаще пиррихии обнаруживаются в тех случаях, когда в тексте произведения задействованы слова, состоящие из большого количества букв.

Стопа из двух ударных слогов

Придаёт отрывистость, грозность. Можно сравнить с ударами молота

А.С.Пушкин «Полтава», песнь третья

Как определить размер стиха?

Чтобы определить размер стиха, нужно:

1. Подчеркнуть гласные буквы.

2. Произнести строку нараспев и расставить ударение. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3. Проанализировать, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если через 1 слог, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если через 2 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

4. Разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Читайте также:  Как обитают морские свинки в природе

Лайфхак: Чтобы не путаться в трехсложных размерах, достаточно запомнить одно слово: ДАМА

Д — дактиль, значит ударение на первый слог,

АМ — амфибрахий на второй слог,

А — анапест, значит ударение на третий.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Определите размер в следующих стихотворениях:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники: (дактиль _/ _ _ )

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА. (амфибрахий _ _/ _)

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть. (анапест _ _ _/)

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
(А. Фет).
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
(А. Твардовский).

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
( А. Фет).

Дата 22.10.20г. Дата пересдачи

1. Нарисуйте схему стихотворного размера:

2. Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой (Н.Рубцов)

3. Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

4.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.(Н.Некрасов)

5.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Душой весны природа ожила,

И блещет всё в торжественном покое:

Лазурь небес, и море голубое,

И дивная гробница, и скала! (Ф.Тютчев)

6.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном.

7.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Расшумелись на лугу. (С.Есенин)

8.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Слова слышны и здесь и там,

Другое – незнакомо. (А.Шибаев)

9.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

На севере диком стоит одиноко

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она. (М.Лермонтов)

10.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Ветер свищет на дворе.(А.Фет)

Заплачет иволга, и зацветёт жасмин.
И догадаешься: ты в мире не один.
Так тишь колодезна. Так вёдро глубоко.
Гроза промчалась — и прокисло молоко.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Читайте также:  Доход при использовании природных ресурсов

Очень полезный материал. Таблица — памятка «Стихотворные размеры» будет интересна широкому кругу педагогов образовательных организаций различного типа. Спасибо, буду обязательно использовать в своей
практической работе.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают дети, а их игровая деяте. Подробнее.

Елена, у вас замечательный перспективный план работы с родителями) Ведь это процесс трудоемкий. Нужн. Подробнее.

Полностью согласна с автором консультации! Устали говорить родителям в детском саду, чтобы не забыва. Подробнее.

Мне понравился ваш план работы с родителями, Елена))) Это трудоемкий процесс составления плана, знаю. Подробнее.

Снежана Сергеевна, мне очень понравился ваш педагогический опыт «Психологическо е здоровье ребенка. . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Свидетельство о публикации авторской статьи

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Свидетельство о публикации электронного образовательного ресурса (ЭОР)

Почетная грамота за вклад в развитие дошкольного образования

Свидетельство о регистрации персонального сайта педагога

Почетная грамота за активную профессиональную разработку сценариев мероприятий и творческий подход

Диплом за ПРЕДАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

Почетная грамота за вклад в развитие дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

Благодарность за труд и неоценимый вклад в развитие образования Российской Федерации

Почетная грамота за вклад в развитие специального (коррекционного) образования

Почетная грамота за вклад в развитие основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО

Свидетельство участника семинара

Рецензия на методическую разработку

Приказ о создании экспертной комиссии

Почетная грамота за вклад в развитие начального общего образования в условиях реализации ФГОС

Диплом за успешное использование современных информационных образовательных технологий

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Сертификат о прохождении обучения курсов ДО

Свидетельство участника экспертной комиссии

Свидетельство о создании электронного портфолио педагога

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Диплом за личный вклад в развитие методической библиотеки

Сертификат участника Вебинара

Свидетельство о независимой оценке профессиональной компетенции

Справка о публикации методического материала

Диплом участника конференции

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Свидетельство о представлении педагогического опыта (с положительной оценкой экспертной комиссии)

Удостоверение пользователя электронной библиотеки

Печатное свидетельство о публикации методического материала

Благодарность за активное участие в развитии педагогической социальной сети

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на образовательную деятельность Рег. номер в ЕРУЛ: № Л035-01271-78/00346888. Выдана Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, дата выдачи 19.11. 2020г.
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор: Ковалев Д.С. Телефон: +7 (812) 318-72-63
Электронный адрес: info@prodlenka.org

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

  • Главная
  • О портале
  • Задать вопрос
  • Публикации учащихся
  • Вопрос-ответ (FAQ)
  • Для дошкольников
  • Конкурсы
  • Мы ВКонтакте
  • Свидетельство
  • Пишут о нас
  • Контакты
  • О курсах
  • Политика конфиденциальности
  • Повышение квалификации
  • Профессиональная переподготовка
  • Пользовательское соглашение

Источник

Читайте также:  Загрязнение природной среды вредными физическими воздействиями

Самостоятельная работа «Размеры стиха», 6 класс
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа для 8 класса-способы теплопередачи

Самостоятельная работа для 8 класса по теме «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии». Рекомендуется проводить перед изучением темы «Количество теплоты», т.к. содержит вопросы практич.

Самостоятельная работа для 7 класса-Архимедова сила

Самостоятельная работа включает задания разного уровня сложности. для получения той или иной оценки необходимо выполнить соответствующие задания. Учитель сам определяет какие именно.

Самостоятельная работа для 8 класса по физике «Электрическая работа и мощность».

Составлял сам. Имеет 2 уровня, отделённые пустой строкой.

Проверочная работа. Размеры стиха. 6 класс

Проверочная работа по вариантам на определение размера стиха.

Самостоятельная работа для 7 класса по теме: «Работа. Мощность»

Самостоятельная работа для 7 класса по теме: «Работа. Мощность» в двух вариантах.

6 класс. Биология ФГОС Самостоятельная работа по теме : «Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаковые».

Самостоятельная работа по теме : «Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаковые». Используя текст параграфа по данной теме, выполните тест.

Самостоятельная работа для 8 класса по теме: «Основные классы неорганических соединений»

Самостоятельная работа для 8 класса по теме: «Основные классы неорганических соединений&raquo.

Источник

Федор Тютчев — Душой весны природа ожила ( Могила Наполеона )

Федор Тютчев

Душой весны природа ожила,
И блещет все в торжественном покое:
Лазурь небес, и море голубое,
№ 4 И дивная гробница, и скала!
Древа кругом покрылись новым цветом,
И тени их, средь общей тишины,
Чуть зыблются дыханием волны
№ 8 На мраморе, весною разогретом.

Давно ль умолк Перун его побед,
И гул от них стоит доселе в мире.
И ум людей великой тенью полы,
№ 12 А тень его, одна, на бреге диком,
Чужда всему, внимает шуму волн
И тешится морских пернатых криком.

Dushoy vesny priroda ozhila,
I bleshchet vse v torzhestvennom pokoye:
Lazur nebes, i more goluboye,
I divnaya grobnitsa, i skala!
Dreva krugom pokrylis novym tsvetom,
I teni ikh, sred obshchey tishiny,
Chut zyblyutsya dykhaniyem volny
Na mramore, vesnoyu razogretom.

Davno l umolk Perun yego pobed,
I gul ot nikh stoit dosele v mire.
I um lyudey velikoy tenyu poly,
A ten yego, odna, na brege dikom,
Chuzhda vsemu, vnimayet shumu voln
I teshitsya morskikh pernatykh krikom.

Leijq dtcys ghbhjlf j;bkf,
B ,ktotn dct d njh;tcndtyyjv gjrjt:
Kfpehm yt,tc, b vjht ujke,jt,
B lbdyfz uhj,ybwf, b crfkf!
Lhtdf rheujv gjrhskbcm yjdsv wdtnjv,
B ntyb b[, chtlm j,otq nbibys,
Xenm ps,k/ncz ls[fybtv djkys
Yf vhfvjht, dtcyj/ hfpjuhtnjv///

Lfdyj km evjkr Gthey tuj gj,tl,
B uek jn yb[ cnjbn ljctkt d vbht/
B ev k/ltq dtkbrjq ntym/ gjks,
F ntym tuj, jlyf, yf ,htut lbrjv,
Xe;lf dctve, dybvftn ieve djky
B ntibncz vjhcrb[ gthyfns[ rhbrjv/

Федор Тютчев — Душой весны природа ожила (Могила Наполеона)

Песенка для поднятия настроения 😉

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Источник

Оцените статью