Птица как символ
Птица, как и положено символу, имеет много совершенно разных значений.
Символы птиц присутствуют в мифологическом, библейском и сказочном сюжете, содержащем варианты о метаморфозе птиц и человека.
С образом птиц часто связываются мотивы созерцания, любования, добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия, магического мира.
А еще огромному количеству людей известна страшная примета: птица постучала или влетела в окно как предвестник смерти. В народных сказках, похоронных причитаниях, легендах о богах смерть некоторых богов, героев, людей – это превращение их в птиц, полет на птицах, похищение птицами. Например, Иванушку уносили гуси-лебеди на съедение Бабе-Яге.
Поскольку этот текст посвящен символу, смерть мы тоже будем рассматривать тут символическую. Например, как часть процесса инициации, ритуала трансформации. Любой, кто проходит инициацию, “… должен желать участвовать в испытании, не надеясь на успех, фактически быть готовым к смерти. И хотя сама инициация может выглядеть достаточно мягкой (длительный пост, лишение зуба, нанесение татуировки) или мучительной (боль от обрезания, надрезания и других увечий), цель всегда одна: вызвать символическое переживание смерти, из которого может возникнуть символическое переживание нового рождения” – пишет Джозеф Льюис Хендерсон.
Безусловно речь прежде всего идет о трансформации души, символом которой и выступает очень часто образ той или иной птицы. Безусловно, будет большая разница в восприятии от того, какая именно птица появляется символически. И характером, и возможностями, и свойствами они сильно отличаются. Как правило, у каждого божества есть свои крылатые помощники.
Птицы сопровождают героя в его пути и в сражениях, тайком подавая ему совет (“маленькая птичка мне сказала”), часто именно герой понимает язык птиц.
Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе – единение духа и материи, или символ бога солнца. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями.
Вообще птицы чаще всего рассматриваются как древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения.
В христианстве птицы – крылатые души, все духовное, души в Раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. На Мировом Древе или Древе Жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы Мирового Древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица – чаще всего орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой (“главной”) птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами. Птица как древний символ на Мировом Древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа – хтоническим животным, прежде всего змее.
В разных источниках, как уже говорилось, встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола. Иногда это подчеркивает дуальность мира. Противоположности. Черное и Белое. Алконост и Сирин. В славянской традиции волшебных птиц больше.
Само Мировое древо, в различных описаниях, с птицами и змеями, может быть понято как род космологической модели. Птицы выступают часто как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала.
Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т.п. выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.
Святая Хильдегарда Бингенская (1098–1179) написала в своем труде по естествознанию (“Liber de subtiltatum”) о птице вообще следующие фразы: “Птицы холоднее животных, живущих на земле, т. к. размножаются не за счет сильного жара желания. Их мясо чище, чем мясо наземных животных, потому что они не выползают обнаженными из тела своей матери, а покрыты скорлупой. Некоторые живут за счет огненного воздуха и поэтому всегда стремятся, как огонь, вверх.
Те, кто охотно летает высоко, содержат в себе больше огненного воздуха, чем те, что летают низко над землей. […] Птицы символизируют силу, которая способствует разумной речи человека и заставляет его многое обдумывать заранее, прежде чем это воплощается в блестящем деянии. Как птицы поднимаются в воздух за счет своих перьев и держатся повсюду в воздухе, так и душа возвышается в теле за счет мышления и простирается надо всем”.
С точки зрения символики птицы оцениваются в основном положительно.
Исключениями являются, среди прочего, в античной мифологии стимфалийские птицы, представляемые как персонификация жутких демонов в болотистой местности, а также гарпии в образе птиц, вылавливающие преступников и передающие их для наказания эриниям, т.е. они действуют в духе полиции нравов.
Но обычно существа, приближающиеся к небу с помощью своих крыльев, являются олицетворением человеческого желания избавиться от земной тяжести и, подобно ангелам, подняться в высшие сферы. Бестелесная душа человека часто изображается в образе птицы или в виде птицы с головой человека (часть души Ба древнеегипетской системы взглядов) или – это часто встречается в наскальных рисунках – в виде человека с головой птицы (что частично объясняется символическим изображением галлюцинаций полета при искаженных состояниях сознания).
Птицы как посредники в передаче выражения божественной воли играют значительную роль в предсказаниях древнеримских жрецов-авгуров, которые делали толкования на основе полета птиц. Птица, сражающаяся со змеей (например, Гаруда в Индии), считается воплощением преодоления низких инстинктов за счет духовности. В древнеиндийских “Упанишадах” речь идет о двух птицах, сидящих на дереве мира; одна ест фрукты (символ активной жизни), другая смотрит (символ стремления к познанию путем медитации).
В сказках часто рассказывается о том, что тому, кто понимает язык птиц, открываются важные знания, а также о способности людей превращаться в птиц и о том, что птицы хорошим (святым) людям приносят пищу.
Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола. Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью). В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.
Птице отведена значительная роль в ритуалах. В восточнославянской традиции характерна связь птиц со страной Ирий или Вырий, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных “птиц” из теста (“жаворонки”) и т. п.
В диалектах многих языков птице придается второстепенное сексуальное значение (например, в китайском ниао – также пенис) или состояние безумия описывается как “иметь птицу” (в немецком), что является противопоставлением обычной символической оценке, которая выражается прежде всего в образе феникса или орла.
Птица – символ солнца (царя солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души, женской основы, плодородия, родительской заботы, ребёнка, стремительного движения, приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены, ада, свободы, зрелища.
Источник