Понятие об антропогенезе и его основных движущих силах
Поскольку человек разумный является биологическим видом, то у него, как и у других видов животных, есть собственная история формирования и развития.
Эта история получила название антропогенеза.
Антропогенез — совокупность процессов появления, формирования и развития человека в ходе эволюции, которые затрагивают его трудовую деятельность, сознание, речь (членораздельную), первобытные формы общества.
Не все вопросы в рамках антропогенеза изучены к сегодняшнему моменту. К примеру, неизвестно, из каких звеньев состоит антропогенез, антропологи расходятся во мнении относительно роли некоторых форм антропогенеза.
Учет только лишь биологических закономерностей не позволяет понять, как человек развился до своего современного состояния. К тому же, возникновение человека как биологического вида качественно другое, нежели возникновение новых видов животных. Основное различие заключается в участии в эволюции как биологических, так и социальных факторов.
Основные движущие силы антропогенеза
Биологические движущие силы
Движущие силы антропогенеза тщательно и последовательно изучались самим Чарльзом Дарвином — известным английским ученым в области эволюции, родоначальником эволюционной теории развития органического мира. В своих научных работах при рассмотрении движущих сил антропогенеза он пришел к выводу, что главным биологическим фактором эволюции является естественный отбор. А еще — элементарные факторы:
- мутации;
- наследственная изменчивость;
- популяционные волны;
- изоляция;
- дрейф генов.
Благодаря естественному отбору произошел переход к прямохождению, развились передние конечности, в частности — кисти, усовершенствовался мозг и развилась членораздельная речь.
Предки человека научились приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды обитания за счет наследственной изменчивости. Обычно все изменения носят ненаправленный и случайный характер. Когда благодаря приобретенным чертам особь получает хотя бы минимальное преимущество, то она выживает и передает эти приобретенные черты следующим поколениям. В противоположном случае, когда приобретенные черты делает положение особи хуже, то она гибнет. Приобретенные черты, что логично, не переходят в доминирующее состояние.
Переход наших предков от древесного образа жизни к наземному был связан с тем, что в прошлые геологические эпохи увеличилась засушливость климата, а площадь лесов — сократилась. Появилось много открытых пространств, которые наши предки начали преодолевать.
Благодаря прямохождению люди стали хорошо ориентироваться в окрестности (и видеть ее). Это, кроме прочего, стало причиной перехода от растительной к животной пище. Такой переход имел положительные последствия: поскольку животную пищу приходилось добывать охотой, это привело к развитию мозга и мускулатуры. А использование различных орудий труда для охоты повлияло на развитие конечностей и абстрактного мышления.
Человеческие расы в рамках вида Человек разумный — результат взаимодействия человеческого организма и условий среды обитания.
Биологические факторы и сегодня влияют на человека, несмотря на достижения в области науки. Тем не менее социальные факторы существенно сдерживают влияние биологических факторов.
Дрейф генов — характерная особенность небольших популяций человека.
Естественный отбор стал причиной выработки у человека иммунитета. Тем не менее мутации все еще возникают у человека.
Социальные движущие силы
Социальным факторам развития человека особое внимание уделял Ф. Энгельс. Трудовая теория антропогенеза лежит в основе таких его работа как «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Среди важных факторов развития человечества отмечают:
- трудовую деятельность;
- язык;
- общественный образ жизни;
- абстрактное мышление.
Приспосабливание человека к среде обитания происходит с помощью орудий труда, постройки жилья, изготавливания одежды и др. Способность предвидеть результат труда — результат трудовой деятельности. Все это способствовало развитию абстрактного мышления.
За счет того, что люди вели коллективный образ жизни, стало необходимым согласовывать действия всех членов коллектива. Так возникла система сигналов и членораздельная речь, совершенствовались и дальше абстрактное и логическое мышление.
Человеческое общество имело отличную от животного мира иерархию. Кроме того, появляется альтруизм — самопожертвование ради других. Люди выработали навыки передачи накопленного опыта следующим поколениям, закрепления информации с помощью графических символов (узоров и рисунков). Впоследствии это стало причиной появления письменной речи и искусства.
С течением времени социальные факторы стали основными в антропогенезе и существенно ускорили процесс эволюции человека.
Источник
Вопрос 2. Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции
Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов – он сопровождался еще и социальными факторами. К биологическим факторам относятся: мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, борьба за существование, естественный отбор. Социальными факторами являются: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление, культура. На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов.
Основным, имеющим палеонтологическое подтверждение, признаком перехода от дочеловеческой фазы к человеческой фазе развития считают формирование способности к планомерной трудовой деятельности, заключающейся в переходе от случайного использования естественных предметов как орудий труда к изготовлению специализированных орудий, предназначенных для разных целей. Существенными преадаптациями были прямохождение, хватательная рука и хорошо развитая высшая нервная деятельность. К ним добавились высокоразвитая забота о потомстве и сохранение старшего поколения, любопытство к окружающей среде, коллективная деятельность, социальные структуры и все более усложняющаяся система общения – язык.
Рассмотрим основные этапы эволюции человека.
Древнейшие люди (архантропы). Перспективным направлением эволюции было возникновение и дальнейшее развитие способности к изготовлению орудий труда, освоение огня, что явилось дополнительным источником тепловой энергии, способствовало защите от диких животных.
Древние люди (палеоантропы). На данном этапе антропогенеза наряду с биологическими факторами эволюции начинают действовать и социальные факторы: объединение усилий особей в процессе труда, охоты и защиты, передача накопленного опыта и традиций следующим поколениям, развитие интеллекта и др.
Современные люди (неоантропы). На этом этапе эволюция вышла из-под ведущего контроля биологических факторов, и в развитии «Человека разумного» социальные отношения играют все возрастающую роль.
На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Однако в дальнейшем развитие трудовой деятельности выдвинуло проблему передачи индивидуального опыта в пределах коллектива. Реализация генетической информации в онтогенезе в условиях определенной среды формирует биологическую конституцию человека – создает материальные предпосылки для развития интеллекта, мышления, культуры. Социальная информация передается с помощью слова при обучении и определяет духовный облик индивидуума.
В современном обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения – естественный отбор выполняет лишь стабилизирующую функцию. В настоящее время численность человечества не подвержена значительным колебаниям, и, в связи с этим, действие популяционных волн может сказываться только в отдельных малонаселенных регионах. Сохранил свое значение в человеческом обществе мутационный процесс, ведущий к снижению жизнеспособности особей. Эти обстоятельства следует учитывать в разных областях человеческой деятельности, прежде всего в охране окружающей среды от загрязнения.
Источник