Двойственная природа человека таблица

Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность

Двойственная (бинарная) природа человека про­является в том, что каждый член человеческого обще­ства может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладаю­щим естественными потребностями в еде, питье, про­должении рода. безопасности. Человеку, рассматри­ваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучиться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми.

С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, чело­век может также рассматриваться как существо об­щественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индиви­дами.

Бинарная природа человека должна постоянно учитываться при изучении социальной реальности. Дей­ствительно, в некоторых ситуациях человек может вести себя руководствуясь инстинктами и естественными биологическими потребностями, но в других случаях поведение человека ориентировано на других людей, культуру и социальные связи.

Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность

Двойственная природа человека наложила отпеча­ток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Мы говорим о члене человеческого обще­ства с разных точек зрения, причем используем при атом различные понятия.

Наиболее часто встречается понятие индивид. Упо­требляя это понятие, следует помнить, что мы просто выделяем отдельного члена человеческого общества. Качества человека при этом не принимаются в расчет они отходят на второй план. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек.

Мы часто используем понятие «индивидуальность» когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей. Например, словосочетание «яркая индивидуальность» говорит нам о наличии значительного числа специфи­ческих качеств.

Понятие «личность» подразумевает наличие у ин­дивида особых качеств, которые он может сформиро­вать только в ходе общения с другими людьми. Лич­ность представляет собой целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных от­ношений. Следовательно, в любом обществе личность может рассматриваться только с точки зрения вхожде­ния человека в социальные структуры и социальные общности.

Факторы, влияющие на процесс формирования личности

Читайте также:  Все виды причинения вреда природной среде

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на ее формирование действует ряд факторов.

• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индиви­да, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования лично­сти. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладыва­ют отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Био­логическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинако­вых индивидов с точки зрения их биологической

• Вторым фактором, оказывающим влияние на фор­мирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружаю­щая нас природная среда постоянно воздейству­ет на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, вырос­шие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравне­ние горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через, изменение своей личностной структуры.

• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социаль­ных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или

социальной группы. По этой причине представи­тели каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие мо­дальной личности, воплощающей в себе те обще­культурные ценности, которые общество привива­ет своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабелъную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. В Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что. через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об­общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть проте­кающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Читайте также:  Вода природная класс опасности

• Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать инди

видуалъный опыт, человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че­ловек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физиче­ского окружения. Последовательность таких ситу­аций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущие события, исходя из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Двойственная природа человека таблица

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Двойственная природа человека».

Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Двойственная природа человека».

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— количество подпунктов каждого пункта;

— корректность формулировок пунктов плана.

1. Понятие «человек». Антропосоциогенез как единый процесс формирования человека и общества.

2. Человек как биосоциальное существо:

а) понятия «индивид» и «личность»;

б) единство биологического и социального в человеке;

в) деятельность как особая социальная активность;

г) духовная культура в жизни человека.

а) часть живой природы, принадлежность к виду Homo sapiens;

б) анатомо-физиологические свойства;

в) генетические особенности, наследственность;

д) физиологические потребности.

в) способность подавлять и регулировать инстинкты:

г) социальные и духовные потребности.

5. Процесс социализации как основа формирования личности:

а) усвоение социального опыта, норм и ценностей общества;

б) освоение социальных ролей;

в) становление самостоятельности и социальной активности.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Читайте также:  Береги природу доклад кратко

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Тип 25 № 50975

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость целенаправленной социализации ребёнка.

(Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие социальные институты являются агентами целенаправленной социализации подрастающего поколения в Российской Федерации? (Назовите любые три социальных института.)

3) Для каждого из них приведите по одному примеру деятельности по целенаправленной социализации подрастающего поколения. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных социальных институтов.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании трёх факторов.)

3) три примера, иллюстрирующих факторы.

Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются)

Приведено в целом корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых

В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведён только один пример при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.

Источник

Оцените статью