Двойственная природа местного самоуправления

90. Двойственная природа местного самоуправления как института публичной власти?

Синтезируя основные постулаты рассмотренных теорий, можно сделать заключение о двойственной природе местного самоуправления:

— с одной стороны, это институт гражданского общества, имеющий социальную природу и происхождение и служащий для решения населением местных дел самостоятельно и под свою ответственность,

— с другой — институт правового государства, отвечающий всем признакам и характеристикам проявления власти на территории местного сообщества.

Причем от того, какое начало усматривалось в местном самоуправлении — общественное или государственное, — зависело не только теоретическое обоснование этого социального явления организации общества, но и реальное воплощение системы политической организации территориальной деятельности. Как показывает ситуация в современной России, дискуссия между сторонниками общественной и государственной теорий местного самоуправления продолжается и по сей день.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение в теории дуализма муниципального управления, согласно которой муниципальные органы сохраняют автономию и обладают самостоятельностью в чисто местных делах. Однако, осуществляя государственно-властные полномочия, они выходят за рамки местных интересов и в данном случае должны действовать как инструмент правительственной администрации. Тем самым обосновывается вмешательство государственных органов в дела местного самоуправления в тех случаях, когда этого требуют общенациональные интересы.

Следует отметить, что в зарубежных странах при характеристике публичной власти на местах используются два понятия: местное управление и местное самоуправление.

Местным управлением принято считать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной государственной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня государственного управления

Источник

Экзамен зачет учебный год 2023 / Доклад. Теория дуализма в местном самоуправлении

Теория муниципального дуализма говорит об общественно-государственной природе местного самоуправления. Она создает условия, способствующие обеспечению через местное самоуправление эффективной двусторонней связи между человеком и государством, между гражданским обществом и государством.

Двойственная природа местного самоуправления, которая служит основой теории муниципального дуализма, получила развитие в последнее десятилетие XX. Теория была разработана как попытка объединить общественную и государственную теорию попытались сторонники дуалистической теории местного самоуправления. Согласно данной теории органы местного самоуправления должны действовать, с одной стороны, как инструмент государственной администрации, с другой – быть в известной степени независимыми от нее. Представителями данной теории являются Владимир Матвеевич Гессен, Ж. Бардо, О. Зеевальд ,Н. И. Лазаревский и Б. Н. Чичерин.

Читайте также:  Вид ромашка аптечная объединяет растения одного природного сообщества

В значительной степени она связана с признанием того, что ни одна из ранее отмеченных теорий не соответствует всему многообразию существующих видов местного самоуправления, так как возводит в абсолют какой-либо один из признаков местного самоуправления. Современные процессы общественного развития, связанные со всеобщей глобализацией, требуют адекватной реакции в целях сохранения в достаточной степени индивидуальных особенностей местных сообществ, территориальных и национальных традиций.

Теория дуализма разработана еще недостаточно, однако ее содержание характеризуют следующие признаки:

  • наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания;
  • невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел;
  • реализация органами местного самоуправления функций публичного и частноправового характера;
  • сочетание в местном самоуправлении государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал;
  • выполнение органами местного самоуправления полномочий, делегированных государством;
  • наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Дуализм местного самоуправления проявляется также и в том, что, с одной стороны, местное самоуправление не учреждается государством, а признается и гарантируется им, т.е. рассматривается как естественное и неотчуждаемое право населения (см., например, ст. 12 Конституции РФ). Однако, с другой стороны, создание муниципальных образований и соответственно определение вопросов местного значения, местных дел, полномочий органов местного самоуправления и т.д. носит производный от государства характер и, конечно же, регулируется государством.

В свете изложенного теорию дуализма местного самоуправления следует рассматривать не как самостоятельную, а как развитие прежде всего государственной теории. Ведь именно государственная политика определяет концепцию развития местного самоуправления и границы его возможностей. В связи с этим иные сохраняющиеся признаки местного самоуправления не носят определяющего характера, а сама реализация местного самоуправления в большей мере обеспечивается его государственной природой, в свою очередь подчеркивая ее.

Подведем небольшой итог, теория дуализма развивалась как продолжение государственной теории. Она предполагала отказ от идеи муниципальной автономии; самостоятельность местного самоуправления присутствует в исключительно в местных делах. Она оправдывала вмешательство государства в деятельность местного самоуправления тем, что последнее выходит за рамки местных дел и, по сути, действует как орудие вышестоящей администрации, государства.

Читайте также:  Виды нормативов изъятия природных ресурсов

Источник

90. Двойственная природа местного самоуправления как института публичной власти.

Синтезируя основные постулаты рассмотренных теорий, можно сделать заключение о двойственной природе местного самоуправления:

— с одной стороны, это институт гражданского общества, имеющий социальную природу и происхождение и служащий для решения населением местных дел самостоятельно и под свою ответственность,

— с другой — институт правового государства, отвечающий всем признакам и характеристикам проявления власти на территории местного сообщества.

Причем от того, какое начало усматривалось в местном самоуправлении — общественное или государственное, — зависело не только теоретическое обоснование этого социального явления организации общества, но и реальное воплощение системы политической организации территориальной деятельности. Как показывает ситуация в современной России, дискуссия между сторонниками общественной и государственной теорий местного самоуправления продолжается и по сей день.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение в теории дуализма муниципального управления, согласно которой муниципальные органы сохраняют автономию и обладают самостоятельностью в чисто местных делах. Однако, осуществляя государственно-властные полномочия, они выходят за рамки местных интересов и в данном случае должны действовать как инструмент правительственной администрации. Тем самым обосновывается вмешательство государственных органов в дела местного самоуправления в тех случаях, когда этого требуют общенациональные интересы.

Следует отметить, что в зарубежных странах при характеристике публичной власти на местах используются два понятия: местное управление и местное самоуправление.

Местным управлением принято считать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной государственной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня государственного управления

Источник

Государственная теория самоуправления

Существенно изменила подход к определению отношений: «община — государство».

Согласно этой теории МСУ рассматривается как форма распределения обязанностей по решению государственных дел между центральными и местными властями. Центр не в состоянии осуществлять управление обширной страной, поэтому возникает необходимость в определенной автономии мест. Соответственно это поставило проблему разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.

Основоположники Рудольф фон Гнейст и Лоренц фон Штейн. Они «видели в самоуправлении не самостоятельное заведование местным обществом их собственными, отличными от гос. управления делами, а возложение на местное общество задач государственного управления». МСУ осуществляется при помощи местных жителей и посредством их самоорганизации.

Читайте также:  Виды природно техногенных комплексов природообустройства

Характерные черты этой теории:

  • государство передает задачи местного управления органам, формируемым местным сообществом;
  • органы МСУ находятся под контролем местного сообщества, а одновременно и под надзором государства, хотя прямого руководства МСУ со стороны государственных органов нет;
  • органы МСУ, в отличие от гос, не явл выразителями исключительно государственной воли, они имеют собственные особые интересы, которые могут не совпадать с интересами государства.

Государственная теория МСУ разделялась на политическое направление (Гнейст) и юридическое направление (Штейн).

Гнейст. Необходимое условие самоуправления — наличие выборных, безвозмездных почетных должностей. Экономическая независимость от правительства связана с самостоятельностью МСУ в повседневной деятельности. Эта точка зрения критиковалась и не распространена.

Штейн и его преемники исходили из особого правового положения самоуправляющегося местного сообщества, являющегося ЮЛ — корпорацией публичного права. Это направление государственной теории нашло значительное количество последователей в России.

Теория дуализма

Говорит об общественно-государственной природе МСУ; она создает условия (возможности), способствующие обеспечению через него (МСУ) эффективной двусторонней связи между человеком и государством, между гражданским обществом и государством.

Основа данной теории — двойственная природа МСУ. Идея развивалась в последнее десятилетие XX в

Теория дуализма разработана еще недостаточно, но ей присущи следующие признаки:

  • наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания;
  • невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел;
  • реализация органами МСУ функций публичного и частноправового характера;
  • сочетание в МСУ государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал;
  • выполнение органами МСУ полномочий, делегированных государством;
  • наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий МСУ.

Дуализм МСУ проявляется также и в том, что, с одной стороны, местное самоуправление не учреждается государством, а признается и гарантируется им, т.е. рассматривается как естественное и неотчуждаемое право населения (см., например, ст. 12 Конституции РФ). Однако, с другой стороны, создание муниципальных образований и соответственно определение вопросов местного значения, местных дел, полномочий органов местного самоуправления и т.д. носит производный от государства характер и регулируется государством.

Именно поэтому, Авакьян предлагает рассматривать данную теорию не как самостоятельную, а как развитие прежде всего государственной теории. Ведь именно государственная политика определяет концепцию развития МСУ и границы его возможностей.

Источник

Оцените статью