90. Двойственная природа местного самоуправления как института публичной власти?
Синтезируя основные постулаты рассмотренных теорий, можно сделать заключение о двойственной природе местного самоуправления:
— с одной стороны, это институт гражданского общества, имеющий социальную природу и происхождение и служащий для решения населением местных дел самостоятельно и под свою ответственность,
— с другой — институт правового государства, отвечающий всем признакам и характеристикам проявления власти на территории местного сообщества.
Причем от того, какое начало усматривалось в местном самоуправлении — общественное или государственное, — зависело не только теоретическое обоснование этого социального явления организации общества, но и реальное воплощение системы политической организации территориальной деятельности. Как показывает ситуация в современной России, дискуссия между сторонниками общественной и государственной теорий местного самоуправления продолжается и по сей день.
Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение в теории дуализма муниципального управления, согласно которой муниципальные органы сохраняют автономию и обладают самостоятельностью в чисто местных делах. Однако, осуществляя государственно-властные полномочия, они выходят за рамки местных интересов и в данном случае должны действовать как инструмент правительственной администрации. Тем самым обосновывается вмешательство государственных органов в дела местного самоуправления в тех случаях, когда этого требуют общенациональные интересы.
Следует отметить, что в зарубежных странах при характеристике публичной власти на местах используются два понятия: местное управление и местное самоуправление.
Местным управлением принято считать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной государственной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня государственного управления
Источник
Экзамен зачет учебный год 2023 / Доклад. Теория дуализма в местном самоуправлении
Теория муниципального дуализма говорит об общественно-государственной природе местного самоуправления. Она создает условия, способствующие обеспечению через местное самоуправление эффективной двусторонней связи между человеком и государством, между гражданским обществом и государством.
Двойственная природа местного самоуправления, которая служит основой теории муниципального дуализма, получила развитие в последнее десятилетие XX. Теория была разработана как попытка объединить общественную и государственную теорию попытались сторонники дуалистической теории местного самоуправления. Согласно данной теории органы местного самоуправления должны действовать, с одной стороны, как инструмент государственной администрации, с другой – быть в известной степени независимыми от нее. Представителями данной теории являются Владимир Матвеевич Гессен, Ж. Бардо, О. Зеевальд ,Н. И. Лазаревский и Б. Н. Чичерин.
В значительной степени она связана с признанием того, что ни одна из ранее отмеченных теорий не соответствует всему многообразию существующих видов местного самоуправления, так как возводит в абсолют какой-либо один из признаков местного самоуправления. Современные процессы общественного развития, связанные со всеобщей глобализацией, требуют адекватной реакции в целях сохранения в достаточной степени индивидуальных особенностей местных сообществ, территориальных и национальных традиций.
Теория дуализма разработана еще недостаточно, однако ее содержание характеризуют следующие признаки:
- наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания;
- невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел;
- реализация органами местного самоуправления функций публичного и частноправового характера;
- сочетание в местном самоуправлении государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал;
- выполнение органами местного самоуправления полномочий, делегированных государством;
- наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий местного самоуправления.
Дуализм местного самоуправления проявляется также и в том, что, с одной стороны, местное самоуправление не учреждается государством, а признается и гарантируется им, т.е. рассматривается как естественное и неотчуждаемое право населения (см., например, ст. 12 Конституции РФ). Однако, с другой стороны, создание муниципальных образований и соответственно определение вопросов местного значения, местных дел, полномочий органов местного самоуправления и т.д. носит производный от государства характер и, конечно же, регулируется государством.
В свете изложенного теорию дуализма местного самоуправления следует рассматривать не как самостоятельную, а как развитие прежде всего государственной теории. Ведь именно государственная политика определяет концепцию развития местного самоуправления и границы его возможностей. В связи с этим иные сохраняющиеся признаки местного самоуправления не носят определяющего характера, а сама реализация местного самоуправления в большей мере обеспечивается его государственной природой, в свою очередь подчеркивая ее.
Подведем небольшой итог, теория дуализма развивалась как продолжение государственной теории. Она предполагала отказ от идеи муниципальной автономии; самостоятельность местного самоуправления присутствует в исключительно в местных делах. Она оправдывала вмешательство государства в деятельность местного самоуправления тем, что последнее выходит за рамки местных дел и, по сути, действует как орудие вышестоящей администрации, государства.
Источник
90. Двойственная природа местного самоуправления как института публичной власти.
Синтезируя основные постулаты рассмотренных теорий, можно сделать заключение о двойственной природе местного самоуправления:
— с одной стороны, это институт гражданского общества, имеющий социальную природу и происхождение и служащий для решения населением местных дел самостоятельно и под свою ответственность,
— с другой — институт правового государства, отвечающий всем признакам и характеристикам проявления власти на территории местного сообщества.
Причем от того, какое начало усматривалось в местном самоуправлении — общественное или государственное, — зависело не только теоретическое обоснование этого социального явления организации общества, но и реальное воплощение системы политической организации территориальной деятельности. Как показывает ситуация в современной России, дискуссия между сторонниками общественной и государственной теорий местного самоуправления продолжается и по сей день.
Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение в теории дуализма муниципального управления, согласно которой муниципальные органы сохраняют автономию и обладают самостоятельностью в чисто местных делах. Однако, осуществляя государственно-властные полномочия, они выходят за рамки местных интересов и в данном случае должны действовать как инструмент правительственной администрации. Тем самым обосновывается вмешательство государственных органов в дела местного самоуправления в тех случаях, когда этого требуют общенациональные интересы.
Следует отметить, что в зарубежных странах при характеристике публичной власти на местах используются два понятия: местное управление и местное самоуправление.
Местным управлением принято считать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной государственной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня государственного управления
Источник
Государственная теория самоуправления
Существенно изменила подход к определению отношений: «община — государство».
Согласно этой теории МСУ рассматривается как форма распределения обязанностей по решению государственных дел между центральными и местными властями. Центр не в состоянии осуществлять управление обширной страной, поэтому возникает необходимость в определенной автономии мест. Соответственно это поставило проблему разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.
Основоположники Рудольф фон Гнейст и Лоренц фон Штейн. Они «видели в самоуправлении не самостоятельное заведование местным обществом их собственными, отличными от гос. управления делами, а возложение на местное общество задач государственного управления». МСУ осуществляется при помощи местных жителей и посредством их самоорганизации.
Характерные черты этой теории:
- государство передает задачи местного управления органам, формируемым местным сообществом;
- органы МСУ находятся под контролем местного сообщества, а одновременно и под надзором государства, хотя прямого руководства МСУ со стороны государственных органов нет;
- органы МСУ, в отличие от гос, не явл выразителями исключительно государственной воли, они имеют собственные особые интересы, которые могут не совпадать с интересами государства.
Государственная теория МСУ разделялась на политическое направление (Гнейст) и юридическое направление (Штейн).
Гнейст. Необходимое условие самоуправления — наличие выборных, безвозмездных почетных должностей. Экономическая независимость от правительства связана с самостоятельностью МСУ в повседневной деятельности. Эта точка зрения критиковалась и не распространена.
Штейн и его преемники исходили из особого правового положения самоуправляющегося местного сообщества, являющегося ЮЛ — корпорацией публичного права. Это направление государственной теории нашло значительное количество последователей в России.
Теория дуализма
Говорит об общественно-государственной природе МСУ; она создает условия (возможности), способствующие обеспечению через него (МСУ) эффективной двусторонней связи между человеком и государством, между гражданским обществом и государством.
Основа данной теории — двойственная природа МСУ. Идея развивалась в последнее десятилетие XX в
Теория дуализма разработана еще недостаточно, но ей присущи следующие признаки:
- наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания;
- невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел;
- реализация органами МСУ функций публичного и частноправового характера;
- сочетание в МСУ государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал;
- выполнение органами МСУ полномочий, делегированных государством;
- наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий МСУ.
Дуализм МСУ проявляется также и в том, что, с одной стороны, местное самоуправление не учреждается государством, а признается и гарантируется им, т.е. рассматривается как естественное и неотчуждаемое право населения (см., например, ст. 12 Конституции РФ). Однако, с другой стороны, создание муниципальных образований и соответственно определение вопросов местного значения, местных дел, полномочий органов местного самоуправления и т.д. носит производный от государства характер и регулируется государством.
Именно поэтому, Авакьян предлагает рассматривать данную теорию не как самостоятельную, а как развитие прежде всего государственной теории. Ведь именно государственная политика определяет концепцию развития МСУ и границы его возможностей.
Источник