15 сцена: Проповедь птицам
Художественный метод Джотто отличается от подробного анализа, характерного для кватроченто, он не настолько стремится к детализации, его больше занимает передача чувств человека, взаимоотношения между персонажами. Эти фрески выделяются на фоне искусства того времени, отличаясь наглядностью, незамысловатой повествовательностью, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам.
На входной стене Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи расположена одна из наиболее известных фресок Джотто Святой Франциск проповедует птицам, которая с полным основанием вызывает всеобщее восхищение. На эту тему писали уже многие художники, но Джотто придал этому особенному эпизоду легенды новый смысл, проявив одну из основных новых черт его творчества — любовь к природе, уважение даже к самым мелким явлениям действительности, в целом новый метод наблюдения природы.
Тишина на фреске становится сверхъестественной. Обобщенность пустого пространства достигается путем простого противопоставления легкого изгиба линии горизонта слегка наклоненной вертикали ствола и выделения на фоне синевы неба компактной массы листвы деревьев.
Здесь персонажами являются только две человеческие фигуры, но Франциск изображен не в центре и не лицом к зрителю, а, скромно повернутый боком, на краю картины. Глубоко растроганный, он беседует с птицами.
Эта фреска — непревзойденное изображение поэзии средствами изобразительного искусства. Действие разворачивается на открытой равнине, и высокие деревья превосходят по размерам фигуры. В образе Святого Франциска, склонившегося к птицам, которые слетаются к его ногам, раскрывается сила человека и его бесконечные возможности. Несмотря на всю свою смиренность, движение проповедника вызывает представление о новом сотворении мира.
«Неоднократно Святой Франциск проповедывал животным и птицам-сестрам. Однажды он прочел замечательную проповедь:
— Сестрицы мои птички, — сказал он, — вы — любимицы нашего Создателя, Господа Бога, и потому всегда должны прославлять Его, ибо Он сохранил род ваш в Ноевом ковчеге и дозволил вам летать, куда вам угодно, отдав вам в распоряжение чистое небо.
Птицы обернулись в его сторону с деревьев, кустов, лугов и изгородей и внимательно его слушали, вытянув шейки и склонив головки, словно были наделены разумом.
— Птички, сестрицы мои, — продолжал святой, и они внимали ему, — прославляйте же Бога, ибо вы не сеете и не жнете, а Всевышний дает вам реки и источники, чтобы вы утоляли жажду, высокие деревья, чтобы вы вили гнезда, горы и долины для отдохновения вашего. Вы не прядете и не шьете, и Всевышний одевает вас и детей ваших в теплое платье из перьев, пригодное ина лето, и на зиму. Смотрите же, как любит вас Создатель, но опасайтесь,сестрицы мои, греха неблагодарности и всегда прославляйте Бога.
Птицы, кивая головой, открыв клюв и распахнув крылья, сперва запищали вразнобой, потом громко защебетали, словно огромный хор, — так ответили они согласием на слова святого. Франциск же в изумлении радовался; он ходил среди них и задевал их полой, но ни одна из них не испугалась, ни одна не улетела. Наконец, он поднял руку для благословения и позволил им улететь.
Братья, задрав головы, дивились этому чуду, и думали о том, что их учитель — истинный святой, раз он умеет говорить с тварями Божьими и вдыхать в них душу.
— Какую прекрасную проповедь ты прочел птицам, — сказал брат Массео.
— А какую прекрасную проповедь прочли они нам,— ответил святой Франциск.
— Мы должны проповедовать крест Христов во всех четырех сторонах света и жить как птицы небесные, ничем не владея в этом мире и посвящая нашу жизнь лишь Промыслу Божьему»
Источник
Проповедь птицам
Мы, Заратустра, Кот, недавно обзавелись тонзурой, волею богов, а, точнее, ветеринарного доктора, совершившего небольшую операцию на нашей мудрой голове.
Мы решили использовать эту неожиданную стрижку на благо искусства и попозировать великому Джотто для его картины, изображающей проповедь птицам.
Джотто ди Бондоне, Кот, проповедующий птицам, деталь
Джотто ди Бондоне, Кот, проповедующий птицам
Взгляните на общеизвестную версию шедевра, находящуюся в Лувре.
Джотто, Св.Франциск Ассизский, проповедующий птицам, из коллекции Лувра
Эта работа — часть большего произведения, «Св. Франциск, получающий стигматы, с тремя сценами из жития», а именно одна из сцен.
Вы, конечно же знаете, что святой очень любил животных и частенько с ними разговаривал, называя их братцами и сестрицами. Показать кота, последователя Франциска Ассизского, проповедующего иным живым существам, и, таким образом, несущего его слово дальше, было гениальным новаторским решением художника.
Но арт-критики того времени не поняли нового слова в искусстве: одни начали писать жалобы в Ренессанскомнадзор, обвиняя творца в богохульстве, другие заявили, что это китч и котикам не место в серьезной живописи. Сошлись в том, чтобы потребовать закрасить кота и изобразить вместо него человека, что ослабило силу мессаджа произведения.
Сегодня Мы востановили историческую правду!
Кстати, Мы любим проповедывать птичкам и в реальной жизни:
К сожалению, пернатые предпочитают слушать Наши речи с безопасной дистанции.
Так говорит Заратустра, кот
Источник
Проповедь птицам
Мы, Заратустра, Кот, недавно обзавелись тонзурой, волею богов, а, точнее, ветеринарного доктора, совершившего небольшую операцию на нашей мудрой голове.
Мы решили использовать эту неожиданную стрижку на благо искусства и попозировать великому Джотто для его картины, изображающей проповедь птицам.
Джотто ди Бондоне, Кот, проповедующий птицам, деталь
Джотто ди Бондоне, Кот, проповедующий птицам
Взгляните на общеизвестную версию шедевра, находящуюся в Лувре.
Джотто, Св.Франциск Ассизский, проповедующий птицам, из коллекции Лувра
Эта работа — часть большего произведения, «Св. Франциск, получающий стигматы, с тремя сценами из жития», а именно одна из сцен.
Вы, конечно же знаете, что святой очень любил животных и частенько с ними разговаривал, называя их братцами и сестрицами. Показать кота, последователя Франциска Ассизского, проповедующего иным живым существам, и, таким образом, несущего его слово дальше, было гениальным новаторским решением художника.
Но арт-критики того времени не поняли нового слова в искусстве: одни начали писать жалобы в Ренессанскомнадзор, обвиняя творца в богохульстве, другие заявили, что это китч и котикам не место в серьезной живописи. Сошлись в том, чтобы потребовать закрасить кота и изобразить вместо него человека, что ослабило силу мессаджа произведения.
Сегодня Мы востановили историческую правду!
Кстати, Мы любим проповедывать птичкам и в реальной жизни:
К сожалению, пернатые предпочитают слушать Наши речи с безопасной дистанции.
Так говорит Заратустра, кот
Источник