Тест с ответами на тему: «Теория экономики»
1. Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:
а) средства производства;
б) человек и средства производства;
в) производительные силы и научно-технический прогресс;
г) взаимодействие производительных сил и производственных отношений.+
2. Укажите, какое из положений не имеет отношения к предмету экономической теории:
а) экономическое благо;
б) неограниченные ресурсы;+
в) максимизация удовлетворения потребностей;
3. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет экономической науки:
а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;
б) это наука о мотивации поведения человека;
в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;
г) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;
д) это наука, изучающая поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене, потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.+
4. Предметом труда является:
а) средство, с помощью которого производится продукт;
б) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;+
в) совокупность материальных ресурсов;
5. Главной производительной силой являются:
а) средства производства;
б) человек и средства труда;
в) человек;+
6. Производственные отношения – это:
а) использование ресурсов;
б)этические, морально-нравственные взаимосвязи и отношения между людьми;
в) отношения производства, распределения, обмена и потребления;+
7. К средствам труда относится все то:
а) из чего получается продукт труда;
б) на что направлен человеческий труд;
в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;+
8. Средства производства включают:
а) рабочую силу и предметы труда;
б) рабочую силу и средства труда;
в) предметы труда и продукты труда;
г) предметы труда и средства труда.+
9. Экономические категории представляют собой:
а) взаимосвязи между понятиями;
б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;+
в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;
10. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;+
б) не зависят от деятельности людей;
в) проявляются через экономическую деятельность людей;
11. Ограниченность ресурсов означает, что:
а) с их помощью невозможно одновременно и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;+
б) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;
в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.
12. Какие из перечисленных факторов можно отнести к факторам производства:
а) естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы);
б) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при производстве товаров и услуг;
в) оборудование, станки, машины, сырье;
г) способность людей принимать рациональные решения, уметь рисковать;
д) способы производства товаров и услуг (технология);
е) информационный фактор;
ж) экологический фактор;
з) все предыдущие ответы верны.+
13. Экономические законы отражают:
а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;+
б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;
в) количественные оценки экономических явлений и процессов;
14. Каждому из приведенных ниже определений найдите соответствующее понятие (1 – абстракция, 2 – анализ, 3 – синтез, 4 – индукция, 5 – дедукция, 6 – экономическая модель, 7 – нормативная экономика):
а) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;(4)
б) метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, (1) неустойчивых черт, связей;
в) метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты;(5)
г) абстрактная структура, создающая упрошенную картину реальной действительности;(6)
д) экономическое знание, использующее оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика;(7)
е) мышление, которое направлено на выявление специфических свойств в явлениях; (2)
ж) мышление, которое сориентировано на выявление того общего, что связывает, объединяет отдельные стороны явлений.(3)
15. Экономическая модель предназначена для:
а) раскрытия экономических принципов и законов;
б) описания экономических явлений и процессов;
в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться;+
16. Микроэкономика изучает:
а) рациональные экономические решения;
б) ценообразование;
в) оптимальное размещение ресурсов;
г) все вышеперечисленное.+
17. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
а) марксизм;
б) меркантилизм;+
в) кейнсианство;
18. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:
а) меркантилизм;
б) физиократы;+
в) маржинализм;
19. Каждая точка кривой производственных возможностей характеризует:
а) минимальный объем выпуска продуктов;
б) максимальный объем выпуска продуктов;
в) альтернативные комбинации товаров при заданном качестве ресурсов.+
20. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:
а) неполном использовании трудовых ресурсов;
б) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;+
в) изменении количества применяемых ресурсов.
21. Производство эффективно, если:
а) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов;
б) полное использование всех имеющихся ресурсов;+
в) полное использование производственных ресурсов;
22. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:
а) альтернативные издержки постоянны;
б) альтернативные издержки снижаются;
в) альтернативные издержки увеличиваются.+
23. Из перечисленных моделей не является микроэкономической:
а) модель фирмы;
б) модель потребителя;
в) модель инфляции;+
24. У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 40 до 60 рублей в час, альтернативные издержки одного часа досуга равны:
а) 40 рублей;
б) 50 рублей;
в) 60 рублей;+
25. Согласно трудовой теории стоимости критерием уравнивания различных товаров (потребительских стоимостей) между собой выступают:
а) затраты абстрактного труда;+
б) затраты средств производства;
в) затраты конкретного труда;
26. Общественная потребительная стоимость по своему содержанию близка или совпадает:
а) с полезностью блага;+
б) с ценой спроса;
в) с издержками производства и обращения;
27. Функцию средства платежа выполняют деньги, когда:
а) имеет место установление цены на товар;
б) товар покупается в кредит;
в) имеет место оплата стоимости товара, который только еще будет произведен;+
28. Возникновение кредитных денег связано с функцией денег:
а) как меры стоимости;
б) как средства обращения;
в) как средства платежа;+
29. Функцию средства обращения выполняют деньги:
а) в момент непосредственной оплаты покупаемого товара;+
б) в момент торга, согласования цены на товар;
в) в момент оплаты ранее купленного товара в кредит;
30. Укажите основополагающую предпосылку формирования и развития рыночных отношений помимо общественного разделения труда:
а) централизация капитала и производства;
б) возникновение и развитие частной собственности;+
в) упрочнение государственной собственности;
Источник
4. В чем отличие законов общества от законов природы?
Чтобы существовать и развиваться, человек и общество должны сначала возникнуть, природа же существует вечно. Проблема возникновения человеческого общества впервые научно была решена во второй половине XIX в.
Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.
В философской и естественнонаучной литературе того периода можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Однако обе они не лишены недостатков. Натуралистические концепции основаны на преувеличении роли естественного отбора в происхождении человека. Идеалистические абсолютизируют противоположность природы и общества. С позиции же диалектико-материалистической философии общество хотя и является специфическим материальным образованием, однако представляет собой часть природы, которая составляет необходимое условие жизни людей. История человеческого общества – это продолжение развития природы.
Природу и общество можно определить следующим образом: природа – это материя, не осознающая своего бытия; общество – это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть материального мира есть результат взаимодействия людей. Неразрывная, естественная связь общества с природой обусловливает единство и различие законов их развития.
Единство законов природы и законов общества заключается в том, что они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью; изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов. Законы и природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов развития общества.
Существует и известное различие между законами общественного развития и законами природы. Природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон тяготения), и долговременные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества и прекратят свое действие с его исчезновением.
Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил: природа не знает, что она творит.
Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность людей. Законы истории не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.
Законы развития общества отличаются от законов природы и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не они определяют сущность общественных явлений: человек подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и социальное существо. Сущность его развития – изменение не биологического вида, а его общественной природы, которое может отставать, а может опережать ход истории [1, c. 354].
Источник