Экологические ресурсы природных зон

Урок географии в 8 классе по теме: «Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории».

Тема: Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Памятники всемирного природного наследия.

Учитель: Сысова Галина Павловна

Тип урока: комбинированный

Цель урока: рассмотреть проблемы взаимодействия природы и человека, основные изменения, происходящие в природе в результате деятельности людей

1) Образовательная – Расширить и углубить знания о природных ресурсах, об особо охраняемых территориях;

формировать представления о заповедниках, памятниках всемирного природного наследия.

2) Развивающая – способствовать развитию навыков работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией, отбирать главную информацию; развивать умение работать в парах, в группе.

3) Воспитывающая — Воспитывать чувство любви к природе, уважение ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формировать экологическую культуру.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор и мультимедийный экран;презентация Microsoft Power Point по теме урока; УМК В.П.Дронов «География», 8 класс, раздаточный материал для учащихся.

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие. Настраивает учащихся на работу

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Предлагает учащимся следующие вопросы:

Вспомните, какую тему мы сейчас с вами изучаем?

Какие вопросы данной темы уже рассмотрены?

Тему сегодняшнего урока давайте определим вместе.

-Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт Александр Плотников в стихотворении «Чёрные пятна».

Читайте также:  Рисуем красивую природу поэтапно

Знакомит с данным стихотворением детей.

-Ребята, подумайте как данное стихотворение может быть связано с темой нашего урока?

Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить?

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Знакомит учащихся с эпиграфом урока.

Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний.

Выводят тему данного урока

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Запись темы урока в тетради.

Операционно-познавательный:

Проведение географического диктанта.

Отвечают на вопросы письменно в тетради.

Взаимопроверка, оформление оценочного листа.

Операционно-познавательный:

изучение нового материала.

Что мы знаем о природных ресурсах? Вспоминаем.

Задание на закрепление: установите соответствие

В чём заключается рациональное использование неисчерпаемых ресурсов- воды и воздуха?

В чём заключается рациональное использование исчерпаемых минеральных ресурсов?

Дополнить предложение: освоение людьми природных ресурсов началось с освоения .

используя учебник, атласы, дополнительный материал дать характеристику биологических ресурсов России и Белгородской области, определить виды хозяйственной деятельности человека по природно-хозяйственным зонам.

Ребята, скажите, в результате данных видов хозяйственной деятельности человека, какие экологические проблемы возникают?

Скажите, человек должен предвидеть результаты своей деятельности по преобразованию природы и знать, к чему они приведут?

Вспоминают ранее изученный материал.

Объясняют, анализируют, формулируют свои мысли.

Читают инструкцию для каждой группы, если возникают вопросы, то задают учителю.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану .

Обсуждают в парах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Отчёт представителей-учащихся от каждой группы.

Учитель приглашает учащихся в «комнату психологической разгрузки».

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Источник

Экологические проблемы лесных зон

Лесные зоны Земли представляют собой два пояса, северный и южный. Северный пояс — это тайга и примыкающие к ней смешанные и широколиственные леса Евразии и Северной Америки. Южный пояс — это влажные и переменно-влажные леса Южной Америки, Африки, Малайского архипелага и муссонные леса Юго-Восточной Азии. Обе полосы справедливо называют «лёгкими» Земли. Рассмотрим основные экологические проблемы лесных зон.

Читайте также:  Природа международно правовых актов

Главные экологические проблемы

Северные и южные леса имеют общие экологические проблемы.

  • Главная проблема — вырубка лесов.
  • Второе место занимают обширные пожары.
  • Браконьерство и разрешённая охота приводят к обеднению фауны.
  • Происходит замусоривание лесных угодий пластиком и металлом.

Вырубка лесов

Вырубка лесов происходит по разным причинам.

  • В бедных странах южного пояса процветает вырубка и продажа ценных пород деревьев тропических лесов, как разрешённая, так и незаконная. Часто древесина служит единственным доступным топливом.
  • В южном лесном поясе леса вырубаются для плантаций масличных пальм, плоды которых служат для производства пальмового масла. Масло экспортируется во многие страны мира.

Плантация масличных пальм

  • Страны северного пояса перерабатывают древесину на строительные материалы, используют её для изготовления бумаги, мебели, красок. Для этого леса планомерно вырубаются и высаживаются вновь. Проблема в незаконных рубках, которые трудно контролировать.
  • Территории, предназначенные для строительства предприятий, дорог, сельскохозяйственных нужд, также освобождаются от леса.

Лесные пожары

Лесные пожары уничтожают ежегодно лесные массивы по всему миру. Причиной могут быть грозы, но чаще всего виноваты люди. Несмотря на предупреждения и запреты посещения лесов во время засухи, беспечные компании выезжают на природу. Несколько тлеющих угольков брошенного костра могут привести к большому пожару. Нередко леса поджигаются для того, чтобы скрыть незаконные вырубки.

В лесных пожарах гибнут люди, животные, сгорают населённые пункты. После пожара лес долго восстанавливается.

Лесной пожар

Обеднение фауны

Активная охота и браконьерство нарушает устойчивость лесных экосистем. Массовые виды животных становятся редкими или исчезающими.

Истребление хищников приводит к вспышкам заболеваний среди копытных и их гибели. Отстрел копытных вызывает гибель хищников.

Для восстановления лесных экосистем организуются национальные парки и заповедники. Часть заповедников занимается разведением редких животных и возвращением их в природу.

Читайте также:  Град является явлением природы

Зубровый питомник, Приокско-Террасный заповедник

Уборка леса

Стихийные свалки в пригородных лесах стали проблемой для обитателей лесов. Пластик и металл долго не разлагаются, травмируют животных. В России волонтёры и лесники ежегодно очищают леса от мусора. Важно не только ликвидировать свалки. Нужно не допустить появления новых.

Что мы узнали?

Экологические проблемы лесов связаны с деятельностью людей. Человечество пока не нашло компромисс между своими потребностями и сохранением окружающей среды. Кратко перечислить и описать экологические проблемы лесов можно в докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе: это вырубка ценных деревьев и больших лесных территорий, обеднение фауны, лесные пожары, стихийные свалки.

Источник

Оцените статью