ЖИВОЕ − НЕЖИВОЕ: взаимодействие живой и неживой природы. Например: солнце дарит тепло и свет растениям; растения выделяет кислород в воздух.
РАСТЕНИЯ − ЖИВОТНЫЕ: взаимодействие животного мира и растений. Например: животные едят плоды и семена; животные переносят семена растений на другие территории, помогают растениям распространяться.
ЧЕЛОВЕК − ПРИРОДА: взаимодействие природы и человека. Например: человек сажает растения; человек питается плодами растений.
2. Расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей их среды. Обсудите представленные модели в классе. Выберите наиболее удачные.
Окружающая среда для растения: земля, вода, воздух, солнце, другие растения, птицы, животные и человек.
Окружающая среда для животных: земля, солнце, воздух, растения, вода, другие животные, человек.
Окружающая среда для человека: земля, солнце, воздух, вода, растения, грибы, животные и другие люди.
Модели связи организмов и окружающей их среды:
Проверь себя
1. Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображённых на схеме.
Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой .
Для дерева окружающая среда – это воздух, солнце, земля, вода, другие растения, животные, человек.
Для зайца окружающая среда − это воздух, солнце, земля, вода, растения, другие животные и человек.
2. Что изучает наука экология?
Экология − это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
3. Какое значение для людей имеет экология?
Знания об экологии позволяют человечеству сохранять в безопасности окружающий мир: думать о последствиях своих поступков, не причинять природе вреда, беречь и защищать её.
4. Как можно показать экологические связи с помощью модели?
Экологические связи можно показать с помощью таких моделей:
Задания для домашней работы.
1. Запиши в словарик: окружающая среда, экология.
Окружающая среда − это всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.
Экология − это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.
Охрана природы
Давно прошли те времена, когда люди использовали природные богатства, не задумываясь о последствиях. Сейчас люди понимают, что нашей хрупкой природе грозит опасность, поэтому её начали охранять.
На многих промышленных предприятиях приняты меры для того, чтобы в окружающую среду попадало меньше опасных веществ.
Восстанавливают вырубленные леса. Чтобы сохранять редкие виды растений и животных, которые находятся на грани вымирания, создаются заповедники и национальные парки. Это закрытая зона для туристов.
Чтобы контролировать и вести учет редких видов растений и животных, была узаконена Красная книга России.
В Красную книгу России занесены:
Источник
Данная презентация создана в помощь учителю к уроку окружающего мира в 3 классе по теме «Экологические связи». Презентация поможет учителю сделать урок интересным, сформировать целостное представление об экологических связях в природе и роли человека в их сохранении или разрушении; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.Данная презентация создана в помощь учителю к уроку окружающего мира в 3 классе по теме «Экологические связи». Презентация поможет учителю сделать урок интересным, сформировать целостное представление об экологических связях в природе и роли человека в их сохранении или разрушении; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.
Экологические связи. Дуб и все вокруг него 3 класс урок окружающего мира Интегрированный урок Учитель начальных классов I категории МБОУ СОШ №8 г. Миллерово Плешакова Евгения Александровна
1. Как надо себя вести в лесу В лесу ходи по тропинкам, не шуми. Не лови бабочек, насекомых и шмелей в 2. Как нельзя себя вести в лесу В лесу можно шуметь, громко разговаривать. лесу бесцельно. Найди в лесу красивых бабочек, поймай Если встретишь муравейник, обойди его, чтобы не нарушить жизнь его обитателей. Если повстречаешь зверька, остановись, стой тихо, чтобы не напугать его. Нельзя близко подходить к гнездам птиц, так как по следам человека к гнезду могут подойти хищники. Придя в лес, ты увидишь много красивых цветов, полюбуйся ими сфотографируй. их и засуши. Если на пути тебе встретится муравейник или гнездо, развороши его, посмотри, что там внутри. Это интересно! Если встретишь в лесу какоголибо зверька, напугай его! Это весело! Подойди к гнезду поближе, рассмотри все, потрогай руками. Это так интересно! Придя в лес, ты увидишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме!
Источник
Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.
Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.
Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.
Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.
Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.
Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.
Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.
В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.
Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.
Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.
Источник