Экологический аудит природной среды

Глава 2. Экологический аудит

2.1. Экологическй аудит: основные понятия, цели, задачи

Интересы защиты окружающей среды и обеспечение экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита (ЭА).

В промышленно развитых странах, по свидетельству результатов природоохранной деятельности конца XX-века, такой вид аудита является одним из наиболее эффективных инструментов управления воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов. В настоящее время действующие производственные объекты подвергаются плановому экологическому контролю со стороны специально уполномоченных государственных органов.

Оценка субъектами хозяйствования экологических аспектов, связанных со своей деятельностью, стало активно использоваться в странах Европы и США вначале 70-х гг.

В США, в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф и после принятия федерального закона США “О Национальной политике в области окружающей среды”, процесс активизировался, и предприятия стали привлекаться к юридической ответственности за нанесённый ущерб окружающей среде. Процедуры проведения данных оценок по внешним признакам и форме проведения напоминали финансовый аудит и поэтому получили название экологического аудита.

В 80-х гг. ЭА получил широкое распространение и вошёл в практики в промышленно развитых странах (Великобритания, Нидерланды, Швеция и др.). В середине 80-х гг. Международная торговая палата начала использовать ЭА в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной деятельностью компаний и оценкой её нормам экологического законодательства. В этот период область применения ЭА расширяется, и выделяются специализированные виды ЭА:

– по оценке риска, связанно с производственной деятельностью;

– по совершенствованию контроля источников загрязнения;

– по приобретению или передаче собственности.

Экологический аудит официально возник в странах Европейского сообщества «Руководство по экологическому менеджменту и экологическому аудиту» — EMAS (Environment Management and Audit Scheme) руководство № 183/93 от 29 июня 1993г.

В международной практике экологический аудит реализован в практический механизм деятельности, основанной на законодательной и нормативно-методической базе, имеет развитую организационную инфраструктуру и оснащен квалифицированными кадрами экоаудиторов. Процедура экологического аудита направлена на повышение эффективности экологической политики компаний и/или промышленных предприятий.

Международной организацией стандартизации принят «Проект международного стандарта 150/DIS 1410», который содержит основные указания по экологическому аудиту. До его утверждения, в качестве аналога используется Стандарт Европейского Банка Реконструкции и Развития, которым разработан Протокол экологического аудита для промышленных предприятий общего типа, Стандартный формат аудиторского отчета, рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасности. Характерной особенностью этих стандартов является их комплексная направленность на оценку состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.

Читайте также:  Приведите классификацию нормативных правовых актов об особо охраняемых природных территориях

Согласно определению Европейского стандарта экологический аудит — является независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Нарастание общественного сознания в этих странах привело к специальному постановлению Европейского Союза (ЕС) – «Постановление об Экоаудите» (1993). Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского Содружества.

Например, в рамках ЕС действует ряд экономических нормативов, невыполнение которых может явиться причиной значительных финансовых и других потерь для кредитных и страховых организаций.

К началу 90-х гг. ЭА стали активно использовать коммерческие банки в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам заёмщиков и в процедурах выработки решений по финансированию компаний и фирм, проектов, которые могли оказывать значительное воздействие на окружающую среду.

В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и других рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизации предприятий, проводят сами или требуют от своих партнёров по бизнесу проведения ЭА.

С введением экологического страхования, совершенствованием экологического механизма природопользования, лицензированием и т. п. сфера применения будет расширяться далее. Этому будет способствовать создание и пересмотр нормативной, правовой и методической баз проведения экологического аудита.

ЭА представляет собой инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система, управление окружающей среды и функционирования оборудования экологическим целям. Это предполагает усиление контроля за практической деятельностью в области охраны окружающей среды.

В отличие от таких процедур, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ), которые сориентированы на предотвращение негативных последствий хозяйственной деятельности на этапе её планирования. ЭА нацелен на выявление и оценку потенциального негативного воздействия на окружающую среду, здоровье населения и всех аспектов деятельности хозяйствующих субъектов и состояние природно-антропогенных объектов, совершаемого в момент проверки или в прошлом.

Практика проведения ЭА показывает, что процедура и содержание экологического аудирования имеют общие черты с ОВОС — в этих процедурах присутствуют элементы исследования и прогнозирования потенциальных воздействий на окружающую среду. Сходство ЭА с ЭЭ имеет место в части проверки документации и соответствия деятельности организаций природоохранным нормам и правилам. Различие заключается в том, что ЭА по своим результатам не имеет юридической силы и не является обязательным для исполнения и или предоставление в государственные органы, как результаты ОВОС и ЭЭ.

Читайте также:  Основные виды природных ресурсов схема

Если рассмотреть использование ЭА применительно к циклу инвестиционного проектирования, то можно отметить, что на этапе разработки предпроектной и проектной документации на новое строительство, на расширение объекта без его технического перевооружения, расширение объекта с техническим перевооружением, реконструкцию, консервацию, ликвидацию объекта. ЭА может использоваться при оценке воздействия на окружающую среду и государственной ЭЭ для анализа состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценки финансового риска, определения прошлого экономического ущерба.

На этапе строительства объекта, ЭА целесообразно применять в качестве инструмента для оценки (анализа) соответствия проекту. ЭА применительно к хозяйствующему субъекту может использоваться в следующих случаях:

  • при проверке соблюдения природоохранного законодательства;
  • при оценке экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности;
  • в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;
  • при оценке экологического ущерба и целях экологического страхования и в процессе смены собственника для определения ответственности за прошлый экологический ущерб;
  • при подтверждении данных, представленных в инициативной экологической отчетности организации;
  • при реализации процедуры объявления банкротства;
  • при проверке соблюдения лицензиатом установленных экологических требований, лицензионных соглашений;
  • при оценке финансовых рисков в условиях инвестирования проектов финансовыми структурами, акционирование, заключение договоров долгосрочной аренды и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных загрязнением окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, а тех же рисков связанных с ответственностью за нарушение допустимого воздействия на окружающую среду;
  • при оценке воздействия на окружающую среду продукции производства на всех стадиях ее жизненного цикла;
  • при оценке эффективности функционирования систем управления окружающей средой.
  • достоверность;
  • независимость;
  • объективность;
  • однозначность;
  • повторяемость;
  • понятность.
  • исследование экологического состояния и статуса собственности (недвижимости) или деятельности с целью выявления прошлых или существующих проблем и потенциальных экологических рисков и несоответствий деятельности требованиям экологического законодательства, регламентирующий данный вид деятельности.
  • Квалифицированный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по результатам любой экологически значимой деятельности, проводимые небольшими группами специалистов в сжатые сроки.
  • Поддержка ЭА руководством или собственником объекта (субъекта), использования результатов (выводов) аудита для разработки корректирующих или предупредительных мероприятий;
  • Наличие процедур, обеспечивающих четкое и ясное изложение результатов ЭА в заключении;
  • Определенность целей, сроков, ресурсов и периодичности ЭА;
  • Объективность, компетентность аудиторов в своей сфере деятельности и специфике аудируемого объекта;
  • Независимость функций ЭА от администрации аудируемого субъекта, от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших аудитору проведение проверки;
  • Адекватность сбора и анализа информации и документирования результатов целям аудирования;
  • Наличие процедур, гарантирующих качество результатов ЭА и конфиденциальность информации;
  • Ответственность аудиторов за выводы по результатам проверки.
  • выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам;
  • заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, своевременности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей среды;
  • оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограничено или запрещено международными обязательствами государства;
  • результаты анализа темпов роста производства продукции и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и материальных ресурсов;
  • результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных пред­приятий в России и других странах;
  • оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникнове­нии аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликви­дации очагов аварии, наличие необходимых материально-технических средств;
  • заключение о профессиональной компетентности работников природоохранных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения;
  • информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие матери­ального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.
  • усиление управления и контроля над действиями, направленными на окружающую среду;
  • обложение налогом соответственно требованиям;
  • оценка деятельности компании, соответственно предъявляемым нормативам и требова­ниям.
  • страхование (затраты на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды);
  • конкуренция на рынке (товары должны быть эколо­гически чистыми, это повышает их спрос на потребительском рынке, специальным экологическим ярлыком выделяются товары, прошедшие проверку и т. п.);
  • приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предприятия могут оказаться завышенными; экспертиза состояния окружающей среды и загрязнения земельных участков приобретаемого объекта);
  • законодательство (необходимость разрешений работы с загрязняющими материалами).
Читайте также:  Можжевельник какая природная зона

Источник

Оцените статью