статья «Природы мудрые советы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧУЛОКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУТУРЛИНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Природы мудрые советы »
Автор: учитель географии
Власовская Галина Ни колаевна
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Язык природы человек старался постичь с древности. Ведь именно природа определяла его образ жизни, его занятия, культуру и традиции. Человек должен научиться жить в той природной среде, которая его окружает. В первую очередь его волновали вопросы питания и создания элементарных условий, в которых он будет чувствовать относительный комфорт.
Поэтому издавна человек не ограничивался лишь созерцанием природы, он всегда стремился познать ее. Каждой территории свойственны свои специфические сезонные явления природы и свои календарные сроки их наступления. На протяжении многих сотен лет в народе происходил непрерывный педагогический процесс — старшие поколения передавали младшим все накопленные знания о природе, учили их познанию мира. Так сложилась система ярких и легко запоминающихся народных примет, которая веками служила ориентиром для земледельцев и скотоводов, охотников и рыболовов, пчеловодов, сборщиков ягод и грибов, лекарственных растений. Многие из народных примет не потеряли своего значения до настоящего времени. Начало наблюдений над сезонными явлениями природы восходит к древнейшим временам и обусловлено повседневными хозяйственными нуждами людей. По мнению академика Б. А. Рыбакова, «познание природы и мира в целом может быть вполне достоверно определено по данным праславянского языка: многие названия деревьев, трав, зверей, птиц, рыб, элементов ландшафта, имена звезд восходят к отдаленной праславянской поре…»
Накопление знаний о фенологических явлениях дало начало такому уникальному явлению русской культуры, как народный календарь, называемый еще земледельческим, аграрным или крестьянским.
Календарь этот складывался постепенно, в течение многих столетий,
и передавался из поколения в поколение. В нем нашли свое отражение
практический опыт крестьянина, всевозможные метеорологические,
астрономические и агрономические знания.
Человек считал себя частью природы, а всем природным явлениям, происходящим вокруг, придавал человеческий облик и, в тоже время, обожествлял их. Так появилась языческая религия. Почти все божества могли помогать человеку, но для этого их нужно было расположить к себе. Уже со старославянских времен появляются особые обрядовые праздники, которые наши предки посвящали своим языческим божествам, задабривали их песнями, жертвоприношениями, просили защиты и помощи.
Подобные заклинания должны были повторяться из года в год, в одно и то
же время, без всяких изменений в словах, в мелодии, в телодвижениях. Так появлялись языческие ритуалы, которые чаще всего были связаны с идеей плодородия. Они складывались в календарь, в котором были обозначены сроки начала и конца определенных работ в поле и дома, наиболее удобных дат для свадеб и других бытовых явлений. Принятие христианства привело к созданию месяцеслова, основой которого стал языческий календарь. Все 365 дней в году оказались посвященными какому-либо святому угоднику, а чаще даже нескольким, или некоему важному евангельскому эпизоду, то есть каждый день в году – стал праздником, большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов, их заменили имена христианских святых.
Но при всех этих, казалось бы, значительных изменениях сохранилась главная идея земледельческого календаря и святые превратились в добрых помощников в сельском труде, в семейной жизни. Каждый святой покровительствовал какому-то отдельному явлению и, нередко, его наделяли каким-нибудь бытовым прозвищем, например Ирина Рассадница, Петр Полукорм, Евдокея Летоуказательница и так далее.
Следует отметить и еще одну важную особенность крестьянского
месяцеслова. Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по
солнцу, а календарь церковный — по луне. В результате совмещения календарей
возникло два типа праздников. Первые ежегодно, с языческих времен,
отмечаются в одно и то же время (постоянные или непреходящие праздники). Например, 2 августа отмечают День Ильи Пророка, 7 июля – Иван Купала.
Вторые — каждый год справляются в разные дни (непостоянные, переходящие
праздники). К последним относятся Пасха, Троица, Масленичная неделя.
Знание народных примет, которые появились в результате длительных наблюдений за природой, было необходимо для успешного ведения хозяйства.
Календарное пользование ими позволяло рассчитывать на урожай сельскохозяйственных культур и на ожидаемую погоду, именно об этом говорит народная пословица: «Заприметишь, и сам сыт будешь, и внуки-правнуки по миру не пойдут». Однако есть и другая поговорка «Кто по календарю сеет, тот плохо (редко) веет».
Объяснить такое противоречие легко: месяцеслов с его праздниками и приметами носит обобщенный характер, а наша огромная страна очень разнообразна по своим условиям, каждая территория имеет свой фенологический календарь, поэтому общих сроков начала и окончания сельскохозяйственных работ не существует. В этом случае нам помогают наши местные приметы.
Если говорить о нашем селе, которое носит название Чулок, расположенном в Бутурлиновском районе Воронежской области, то может быть трудно будет отметить какую-то определенную самобытность. Потому что история его начинается только со второй половины XIX , образовано оно переселенцами из соседнего села Козловка, которые в свою очередь прибыли на территорию бывшего «Дикого поля» из Тамбовской губернии и принесли свою культуру и традиции. Тем не менее, за сто с лишним лет наши односельчане научились жить природосообразно и накопили собственный опыт ведения хозяйства, который дошел и до наших дней.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» — это слова А. С. Пушкина. Мы и сейчас пользуемся календарем, который составили еще наши предки. В нем отмечены не только сроки сева, ухода за посевами и начала уборки хлебов и овощей, подсказывались даты зацветания диких растений, но и показана зависимость между отдельными явлениями природы. В календаре кроме множества существенных бытовых черт достоверно отражены взгляды наших предков на климатические условия времен года.
Следует отметить, что земледельческий календарь – это не расписание погоды. К тому же, как говорится, год на год не приходится. Поэтому единых сроков проведения сельскохозяйственных работ универсальных даже для какой-то определенной местности не существует. Весна может быть ранней или поздней, но это никак не повлияет на очередность происходящих в природе явлений. Другими словами, при любом характере весны черемуха зацветает на 28-й день после пыления орешника-лещины, а в садах смородина и крыжовник просыпаются на 15-20-й день после схода снега. Знания подобных явлений помогали людям планировать свою работу. Таким образом, и у нас в селе появился свой устный земледельческий календарь. Конечно, создан он на основе языческого календаря и христианского месяцеслова, но точно подмеченные особенности природы нашей местности придают ему определенную уникальность. Недаром, молодые хозяйки при проведении работ на своих огородах присматриваются к более опытным соседкам.
Наша односельчанка Акиньшина Анна Ивановна знает много пословиц и поговорок на эту тему: «Землю согрело — не опоздай с посевом», «Каждое семя знает свое время». Только как точно определить это время, чтобы знать, что попало семя в достаточно прогретую почву. Таких проблем у Черниковой Нины Гавриловны никогда не возникает. Она и сама знает, когда какую культуру высевать, и других научит: лопаются почки на березке – пора выходить на пашню, а как сережками она покроется, так земля промерзать не будет, можно и на огородах многие семена высевать. Для посева тыквенных культур, их называют у нас бакша, в месяцеслове есть несколько сроков: 6 мая (Егорий), 18 мая (Ирина Рассадница), в более северных районах их сеют 28 июня на Ивана Долгого. Но Нина Гавриловна придерживается приметы, что самый оптимальный срок посадки огурцов, тыкв и кабачков во время обильного цветения одуванчика. А вот картошку сажать она советует в то время, когда черемуха зацветет. Рассаду овощных культур, по ее словам, не следует высаживать раньше распускания дубового листа, но если к этому времени не отсеяться семенами, то урожая ждать нечего с зерновых культур .
Одна из наших старожилок Донская Клавдия Яковлевна много лет проработала в колхозе трактористкой. По народным приметам она не только знает сроки посева и уборки злаковых культур, но и может сделать прогноз на урожай. Примета «Кали ягодно, тады и хлебовно» по этому году точно сбылась: ягод мы не наелись и зерновые погорели. А когда она сказала: «Не то беда, что в хлебе лебеда, а вот беда, как ни хлеба, ни лебеды», я вспомнил, что в этом году как раз и сорняков на огороде было мало, и многие культуры урожая не дали.
У нас в селе пожилые люди стараются придерживаться старых традиций. Если знают что на Покров (14 октября) снег может покрыть землю, так и стараются к этому сроку закончит все работы во дворе. Но есть примета, что если снег выпадает до того, как облетели вишни, то он непременно растает. Я замечал, что эта примета действительно сбывается.
Только в отдельные годы листья с вишневых деревьев облетают из-за кислотных дождей чуть ли не летом. «Экология такая» — говорим мы. Только причем здесь экология, если мы сами губим свою природу. Наши предки славяне ставили ее превыше всего, обожествляли каждое явление, поклонялись, приносили жертвы. А мы смотрим на нее как на кучу строительных материалов, относимся к ней сугубо потребительски. Поэт Игорь Ширяевец сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь — озеленять, очищать, отмывать, спасать…»
И это, действительно, так. Мы заняты созиданием материальных благ, пренебрегая языком природы. Скоро совсем разучимся ее слушать. Мы думаем о том, как наладить новое производство, где построить новый завод или фабрику, а если проект не удался, то легко его забрасываем. Да что там говорить, ведь мы порой не можем сохранить даже то, что создали сами.
Какие прекрасные пруды были сооружены в окрестностях нашего села. Это именно они помогли ему расцвести: орошали поля в засушливые годы, украшали ландшафты, давали прохладу в летний зной. Сейчас многие превратились в грязные лужицы. Это, конечно, закономерно, в природе действует закон сукцессии. А очистить пруды по нашим временам дорого, да и некому. Удивительно, что в некоторых еще водится рыба. И в выходные и в будние дни на берегу нашего сельского пруда обязательно сидит несколько рыбаков. О нем знают даже за пределами нашего района. Только, к сожалению, теперь это не самое красивое место в селе, а какая-то мусорная свалка.
И у земли нашей нет теперь хозяина. Поделили поля между арендаторами. Только не все они думают о самой земле. Сеют прибыльные культуры. А как же севооборот и мелиорация, о которых даже в школе рассказывают?
Мы много говорим об охране природы, о любви к ней. Но, пока каждый человек не почувствует ответственность за ее сохранность, мы рискуем сделать планету безжизненной. Отвернется природа от нас и не подскажет, не посоветует в трудную минуту.
Источник
Познавательный час «Природы мудрые советы»
Провела для детей познавательный час «Природы мудрые советы». С давних времен люди пользовались дарами природы, передавая знания из поколения в поколение. В наше время человек постепенно растерял эти знания и забыл, что он является частью природы. В начале мероприятия рассказала ребятам какими проблемами столкнулась наша планета: загрязнение воздуха, рек, разрушение почв, и как с этим можно бороться. Рассказала какие мудрости можно взять у природы . Например: у бабочки- постоянное развитие, у дятла- целеустремленность и т.д. Ребята активно отвечали на вопросы экологической викторины «Лес- наше богатство»». Дети рассказывали о том, как они берегут леса, как вместе с родителями убирают после себя мусор. Все успешно справились со всеми заданиями, показав свою любовь к природе, бережное отношение к окружающему их миру, и готовность путешествовать по родному краю и за его пределами. Такие мероприятия показывают, насколько дети готовы к путешествию на природу, и насколько они воспитаны, как относятся к окружающему миру и природным богатствам, чтобы не нанести урон обитателям тех леса.
Источник