Экологический час природы мудрые советы

статья «Природы мудрые советы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧУЛОКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУТУРЛИНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«Природы мудрые советы »

Автор: учитель географии
Власовская Галина Ни колаевна

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Язык природы человек старался постичь с древности. Ведь именно природа определяла его образ жизни, его занятия, культуру и традиции. Человек должен научиться жить в той природной среде, которая его окружает. В первую очередь его волновали вопросы питания и создания элементарных условий, в которых он будет чувствовать относительный комфорт.

Поэтому издавна человек не ограничивался лишь созерцанием природы, он всегда стремился познать ее. Каждой территории свойственны свои специфические сезонные явления природы и свои календарные сроки их наступления. На протяжении многих сотен лет в народе происходил непрерывный педагогический процесс — старшие поколения передавали младшим все накопленные знания о природе, учили их познанию мира. Так сложилась система ярких и легко запоминающихся народных примет, которая веками служила ориентиром для земледельцев и скотоводов, охотников и рыболовов, пчеловодов, сборщиков ягод и грибов, лекарственных растений. Многие из народных примет не потеряли своего значения до настоящего времени. Начало наблюдений над сезонными явлениями природы восходит к древнейшим временам и обусловлено повседневными хозяйственными нуждами людей. По мнению академика Б. А. Рыбакова, «познание природы и мира в целом может быть вполне достоверно определено по данным праславянского языка: многие названия деревьев, трав, зверей, птиц, рыб, элементов ландшафта, имена звезд восходят к отдаленной праславянской поре…»

Накопление знаний о фенологических явлениях дало начало такому уникальному явлению русской культуры, как народный календарь, называемый еще земледельческим, аграрным или крестьянским.

Календарь этот складывался постепенно, в течение многих столетий,

и передавался из поколения в поколение. В нем нашли свое отражение

практический опыт крестьянина, всевозможные метеорологические,

астрономические и агрономические знания.

Человек считал себя частью природы, а всем природным явлениям, происходящим вокруг, придавал человеческий облик и, в тоже время, обожествлял их. Так появилась языческая религия. Почти все божества могли помогать человеку, но для этого их нужно было расположить к себе. Уже со старославянских времен появляются особые обрядовые праздники, которые наши предки посвящали своим языческим божествам, задабривали их песнями, жертвоприношениями, просили защиты и помощи.

Подобные заклинания должны были повторяться из года в год, в одно и то

же время, без всяких изменений в словах, в мелодии, в телодвижениях. Так появлялись языческие ритуалы, которые чаще всего были связаны с идеей плодородия. Они складывались в календарь, в котором были обозначены сроки начала и конца определенных работ в поле и дома, наиболее удобных дат для свадеб и других бытовых явлений. Принятие христианства привело к созданию месяцеслова, основой которого стал языческий календарь. Все 365 дней в году оказались посвященными какому-либо святому угоднику, а чаще даже нескольким, или некоему важному евангельскому эпизоду, то есть каждый день в году – стал праздником, большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов, их заменили имена христианских святых.

Читайте также:  Африка необычные природные явления

Но при всех этих, казалось бы, значительных изменениях сохранилась главная идея земледельческого календаря и святые превратились в добрых помощников в сельском труде, в семейной жизни. Каждый святой покровительствовал какому-то отдельному явлению и, нередко, его наделяли каким-нибудь бытовым прозвищем, например Ирина Рассадница, Петр Полукорм, Евдокея Летоуказательница и так далее.

Следует отметить и еще одну важную особенность крестьянского

месяцеслова. Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по

солнцу, а календарь церковный — по луне. В результате совмещения календарей

возникло два типа праздников. Первые ежегодно, с языческих времен,

отмечаются в одно и то же время (постоянные или непреходящие праздники). Например, 2 августа отмечают День Ильи Пророка, 7 июля – Иван Купала.

Вторые — каждый год справляются в разные дни (непостоянные, переходящие

праздники). К последним относятся Пасха, Троица, Масленичная неделя.

Знание народных примет, которые появились в результате длительных наблюдений за природой, было необходимо для успешного ведения хозяйства.
Календарное пользование ими позволяло рассчитывать на урожай сельскохозяйственных культур и на ожидаемую погоду, именно об этом говорит народная пословица: «Заприметишь, и сам сыт будешь, и внуки-правнуки по миру не пойдут». Однако есть и другая поговорка «Кто по календарю сеет, тот плохо (редко) веет».

Объяснить такое противоречие легко: месяцеслов с его праздниками и приметами носит обобщенный характер, а наша огромная страна очень разнообразна по своим условиям, каждая территория имеет свой фенологический календарь, поэтому общих сроков начала и окончания сельскохозяйственных работ не существует. В этом случае нам помогают наши местные приметы.
Если говорить о нашем селе, которое носит название Чулок, расположенном в Бутурлиновском районе Воронежской области, то может быть трудно будет отметить какую-то определенную самобытность. Потому что история его начинается только со второй половины XIX , образовано оно переселенцами из соседнего села Козловка, которые в свою очередь прибыли на территорию бывшего «Дикого поля» из Тамбовской губернии и принесли свою культуру и традиции. Тем не менее, за сто с лишним лет наши односельчане научились жить природосообразно и накопили собственный опыт ведения хозяйства, который дошел и до наших дней.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» — это слова А. С. Пушкина. Мы и сейчас пользуемся календарем, который составили еще наши предки. В нем отмечены не только сроки сева, ухода за посевами и начала уборки хлебов и овощей, подсказывались даты зацветания диких растений, но и показана зависимость между отдельными явлениями природы. В календаре кроме множества существенных бытовых черт достоверно отражены взгляды наших предков на климатические условия времен года.
Следует отметить, что земледельческий календарь – это не расписание погоды. К тому же, как говорится, год на год не приходится. Поэтому единых сроков проведения сельскохозяйственных работ универсальных даже для какой-то определенной местности не существует. Весна может быть ранней или поздней, но это никак не повлияет на очередность происходящих в природе явлений. Другими словами, при любом характере весны черемуха зацветает на 28-й день после пыления орешника-лещины, а в садах смородина и крыжовник просыпаются на 15-20-й день после схода снега. Знания подобных явлений помогали людям планировать свою работу. Таким образом, и у нас в селе появился свой устный земледельческий календарь. Конечно, создан он на основе языческого календаря и христианского месяцеслова, но точно подмеченные особенности природы нашей местности придают ему определенную уникальность. Недаром, молодые хозяйки при проведении работ на своих огородах присматриваются к более опытным соседкам.

Читайте также:  Специфика бытия природы человека общества

Наша односельчанка Акиньшина Анна Ивановна знает много пословиц и поговорок на эту тему: «Землю согрело — не опоздай с посевом», «Каждое семя знает свое время». Только как точно определить это время, чтобы знать, что попало семя в достаточно прогретую почву. Таких проблем у Черниковой Нины Гавриловны никогда не возникает. Она и сама знает, когда какую культуру высевать, и других научит: лопаются почки на березке – пора выходить на пашню, а как сережками она покроется, так земля промерзать не будет, можно и на огородах многие семена высевать. Для посева тыквенных культур, их называют у нас бакша, в месяцеслове есть несколько сроков: 6 мая (Егорий), 18 мая (Ирина Рассадница), в более северных районах их сеют 28 июня на Ивана Долгого. Но Нина Гавриловна придерживается приметы, что самый оптимальный срок посадки огурцов, тыкв и кабачков во время обильного цветения одуванчика. А вот картошку сажать она советует в то время, когда черемуха зацветет. Рассаду овощных культур, по ее словам, не следует высаживать раньше распускания дубового листа, но если к этому времени не отсеяться семенами, то урожая ждать нечего с зерновых культур .

Одна из наших старожилок Донская Клавдия Яковлевна много лет проработала в колхозе трактористкой. По народным приметам она не только знает сроки посева и уборки злаковых культур, но и может сделать прогноз на урожай. Примета «Кали ягодно, тады и хлебовно» по этому году точно сбылась: ягод мы не наелись и зерновые погорели. А когда она сказала: «Не то беда, что в хлебе лебеда, а вот беда, как ни хлеба, ни лебеды», я вспомнил, что в этом году как раз и сорняков на огороде было мало, и многие культуры урожая не дали.

У нас в селе пожилые люди стараются придерживаться старых традиций. Если знают что на Покров (14 октября) снег может покрыть землю, так и стараются к этому сроку закончит все работы во дворе. Но есть примета, что если снег выпадает до того, как облетели вишни, то он непременно растает. Я замечал, что эта примета действительно сбывается.

Только в отдельные годы листья с вишневых деревьев облетают из-за кислотных дождей чуть ли не летом. «Экология такая» — говорим мы. Только причем здесь экология, если мы сами губим свою природу. Наши предки славяне ставили ее превыше всего, обожествляли каждое явление, поклонялись, приносили жертвы. А мы смотрим на нее как на кучу строительных материалов, относимся к ней сугубо потребительски. Поэт Игорь Ширяевец сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь — озеленять, очищать, отмывать, спасать…»

Читайте также:  Краевой творческий конкурс сортируй отходы береги природу

И это, действительно, так. Мы заняты созиданием материальных благ, пренебрегая языком природы. Скоро совсем разучимся ее слушать. Мы думаем о том, как наладить новое производство, где построить новый завод или фабрику, а если проект не удался, то легко его забрасываем. Да что там говорить, ведь мы порой не можем сохранить даже то, что создали сами.
Какие прекрасные пруды были сооружены в окрестностях нашего села. Это именно они помогли ему расцвести: орошали поля в засушливые годы, украшали ландшафты, давали прохладу в летний зной. Сейчас многие превратились в грязные лужицы. Это, конечно, закономерно, в природе действует закон сукцессии. А очистить пруды по нашим временам дорого, да и некому. Удивительно, что в некоторых еще водится рыба. И в выходные и в будние дни на берегу нашего сельского пруда обязательно сидит несколько рыбаков. О нем знают даже за пределами нашего района. Только, к сожалению, теперь это не самое красивое место в селе, а какая-то мусорная свалка.

И у земли нашей нет теперь хозяина. Поделили поля между арендаторами. Только не все они думают о самой земле. Сеют прибыльные культуры. А как же севооборот и мелиорация, о которых даже в школе рассказывают?

Мы много говорим об охране природы, о любви к ней. Но, пока каждый человек не почувствует ответственность за ее сохранность, мы рискуем сделать планету безжизненной. Отвернется природа от нас и не подскажет, не посоветует в трудную минуту.

Источник

Познавательный час «Природы мудрые советы»

Провела для детей познавательный час «Природы мудрые советы». С давних времен люди пользовались дарами природы, передавая знания из поколения в поколение. В наше время человек постепенно растерял эти знания и забыл, что он является частью природы. В начале мероприятия рассказала ребятам какими проблемами столкнулась наша планета: загрязнение воздуха, рек, разрушение почв, и как с этим можно бороться. Рассказала какие мудрости можно взять у природы . Например: у бабочки- постоянное развитие, у​ дятла- целеустремленность и т.д. Ребята активно отвечали на вопросы экологической викторины «Лес-​ наше богатство»». Дети рассказывали о том, как они берегут леса, как вместе с родителями убирают после себя мусор. Все успешно справились со всеми заданиями, показав свою любовь к природе, бережное отношение к окружающему их миру, и готовность путешествовать по родному краю и за его пределами. Такие мероприятия показывают, насколько дети готовы к путешествию на природу, и насколько они воспитаны, как относятся к окружающему миру и природным богатствам, чтобы не нанести урон обитателям тех леса. ​

Источник

Оцените статью