Экологический час ты наш друг природа

Экологический час ты наш друг природа

Возрастная категория : 12+

  • формировать представления и элементарные знания об экологии;
  • развивать экологическое сознание;
  • Воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Оформление: выставка литературы по экологии, презентация.

Вступительное слово библиотекаря:

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы — неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.

Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.

Посмотрите с чувством люди
Что с планетой нашей будет
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины
Сколько гари, сколько дыма
Просто невообразимо
Печи, фабрики, заводы
Катера и теплоходы
Выдыхают серный газ
Подсчитайте, сколько в час?
Экология в упадке
Слой озонный слишком шаткий
Ну, когда же мы поймём?
Это дом, мы в нём живём
Землю мы считаем раем
Сами же и отравляем
Мусора завалы, груды
Впрочем, урны есть повсюду
На лицо, накинув тень
В урну бросить мусор лень
В парках, скверах, и аллеях
Кучи мусора белеют
Двадцать первый ныне век
Будь умнее ЧЕЛОВЕК!

Экологические ситуации (обсуждаем вместе с детьми)

— На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то, сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала всё реже, а когда он заболел, сказала маме:

« Больной собаке не место в доме, пусть живёт на улице». Правильно ли поступила девочка?

Звучит песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

— Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головке цветка. «Что ты делаешь?» — спросила бабушка. «Пчёл прогоняю, они жалят цветы». Бабушка улыбнулась, и, подозвав внука, что-то сказала ему. После этого Олег выбросил прутик, сказав: «А я и не знал об этом». Что рассказала ему бабушка?

Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.

Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тысячи.
Попробовал бы сам — пожил
Год без воды и пищи.

Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети —
Остаться злым всего страшней.

Слышишь выстрелы в лесу?
Целый день стреляет.
Из ружья убил лису,
А зачем — не знает.

И палит во всех подряд
Федя, тот же самый.
А у маленьких лисят
Нету больше мамы.

Читайте также:  Аппликация сохраним природу вместе

Есть, увы, среди детей
И плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей.
Будем с ними строже!

Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.

Пусть друзьями станут нам:
Птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам —
Хорошо на свете!

— Можно ли на берегу реки мыть автомобили? Почему?

Придумайте, куда девать мусор?

Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе —
Нам ещё здесь жить как вроде!

— Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что костёр в лесу разжигать нельзя?

Вот в дальней сутолоке века,

Она твой давний, добрый лекарь,

— На экскурсии по лугу дети увидели купальницы. Гена хотел сорвать их и принести в класс. Ира предложила выкопать их и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Как ты думаешь?

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды.

С каждым годом заметнее это.

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

И бездумно, безжалостно рвали.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

Библиотекарь: Нужно ли охранять природу? (ответы детей) Охранять природу – главная цель экологии. Охранять надо от мусора, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. Лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений.

Лишь на ней одной увидишь

Ведь другой такой на свете нету!

Красота земли – богатство, не сразу и полной мере оцененное человечеством. Теперь мы уже понимаем, что люди теря­ют, когда грубо вмешиваются в жизнь природы. С каждым годом нам дороже становится тишина лесов, простор степей, величие гор. Красоту первозданного мира не передашь ни словами, ни крас­ками, ее можно ощутить только прикосновением. А сколько больших и малых тайн дарит нам природа!

Сценарий составлен по материалам сети интернет

Источник

Игра — путешествие » Наш друг — природа»
классный час (3 класс)

Рекомендован как классный час в 3 классе. Способствует развитию экологической грамотности в детях, бережного отношения к природе, воспитанию любви к родному краю, доброго отношения к окружающему миру.

Читайте также:  Автор диалектики природы кант

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цели : формировать у детей бережное отношение к окружающему миру ; развивать экологическую грамотность; воспитание любви к родному краю, доброго отношения к родной природе.

Пособия: плакаты с названиями станций, карточки – картинки растений и животных, плакаты с афоризмами и пословицами по теме, жетоны для оценивания ответов детей.

Учитель: Природа окружает нас везде. Что такое природа? (Высказывания детей). Наша жизнь неотделима от того, что нас окружает, т.е. от природы. Она кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни. Но всегда ли мы бережно относимся к ней? Ученые мира с тревогой отмечают, что загрязняется атмосфера и почва, водоёмы. Поэтому становится беднее животный и растительный мир нашей планеты, ухудшается здоровье человека. У человека все чаще плохое настроение. Какое настроение сегодня у вас? (Ответы детей).

Чтобы оно стало лучше – надо почаще общаться в природой. Сегодня мы отправляемся в путешествие в прекрасную Страну природа. Путешествие заочное, но мы будем говорить и видеть, слушать и думать, останавливаться и вспоминать.

2. Путешествие по станциям.

1 станция. Барометры природы.

Нам нужна хорошая погода. Во время походов, поездок, отдыха на природе мы часто наблюдали как быстро она может меняться. Чтобы не попасть впросак, надо знать приметы живой и неживой природы, по которым можно предсказать погоду. Мы говорили много об этом на уроках окружающего мира. Поговорим и сейчас.

-Появление волнистых облаков на небе в виде « барашков», особенно с западной стороны( к плохой погоде).

-Ясное, безоблачное небо красивого голубого цвета и отсутствие ветра ( к хорошей погоде).

_ Во время заката солнце окрасилось в багровый цвет ( к сильному ветру).

— Туман стелется вечером и ночью (к хорошей погоде)

По поведению животных и растений:

Какую ожидать погоду, если

-Воробушки веселы, подвижны, драчливы (к хорошей погоде). А если купаются в пыли…(к дождю).

-В деревне стадо к вечеру разревелось (будет дождь).

— Пчёлы роем гудят над цветущей рябиной, что это значит? ( Завтра будет ясный день)

— Лилия водяная белая на поверхности водоёма, комары роем вьются (к солнечной погоде).

— Утром трава пахнет сильнее, чем обычно (к дождю).

Растения – хорошие предвестники погоды. О них и поговорим . Знаете ли вы их?

Первобытный человек лечил себя травами. Были они во все времена применяемы и во всех странах. На Руси в том числе. Царь Иван Грозный , который казнил за малейшую провинность своих подданных, приказал строить Аптекарские избы, где лечить травами.

Петр I издал указ создавать аптекарские огороды, где сажали исключительно лекарственные травы. Поиграем в игру « Кто я?» На карточке надо прочитать информацию- описание и выбрать картинку с изображением этой отгадки. Даю подсказку – это растение.

  1. Какое растение из травянистых зацветает первым? Похож на одуванчик, но меньшего размера. Зацветает в апреле на проталинах, там ,где припекает солнце. Может предсказывать погоду. На ночь и перед ненастьем плотно закрывает свои лепестки. Когда цветы отцветают, появляются зубчатые листья. Сверху листья ярко – зелёные, жесткие, холодные.. Снизу- покрыт густым белым бархатным пушком. Если приложить к руке – пушок греет. Настойка из этого растения прекрасно лечит от кашля .( Мать – и – мачеха).
  2. В народе меня называли « порезник», « ранник», « чирьева трава». Догадались почему? Я лечу и заживляю раны.
Читайте также:  Очерк об явление природы

Учитель: — Интересна легенда об этом растении.

Легенда о том , как были открыты лечебные свойства…

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из – за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом растения и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечение ран.

— Догадались, о каком растении шла речь в легенде? ( Подорожник).

3)Огородники считают меня жгучим сорняком. Но ведь от меня и польза людям большая. Таблетки и порошки чудодейственные спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из меня варят не только вкусные, но и полезные блюда. Например, борщ, щи, салат.( Крапива)

Учитель: О силе и пользе говорят такие пословицы ( чтение с плакатов на доске) :

Одна крапива заменяет семерых врачей.

  1. В народной медицине меня называют « жизненным элексиром» и применяют при разных болезнях.Мои листья — витамин в весенних салатах, только их надо предварительно вымочить в подсоленной воде. Во Франции меня специально выращивают на полях, как пищевое растение. Из моих цветков варят варенье, а поджаренные корни используют, как заменитель кофе.( Одуванчик)

Учитель: Одуванчик очень хорошо предсказывает погоду. В сырую погоду его корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду они раскрываются между пятью и шестью часами утра и закрываются около трёх часов дня. В народе это свойство заметили, отсюда о нем говорят (чтение с плаката на доске):

Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится».

На лугу у реки золотые огоньки. Дождь заморосил, огоньки погасил.

Но если погода дождливая — тоже неплохо! Почему? ( высказывания – ответы детей).

Правильно, много грибов. И наша следующая станция…

Учитель: А хорошо ли вы знаете грибы? Надо продолжить строчки стихотворения названием гриба:

А теперь в корзинке пусть

Мы блестим на солнце красном.

Под сосной растут… (маслята)

Учитель: Мухомор – красивый гриб. Положим в свою корзину? Почему нет? В корзину с грибами не положим, но может он пригодиться дома? Для чего? (ответы детей)

Можно для борьбы с мухами применять. Лечат настойкой на спирту неприятную болезнь — радикулит. Но, если нет такой необходимости, расти оставим в лесу, не сшибем ногой, тоже для лечения. Кому? ( Лосю)

  • В лукошко надо положить только картинки с изображением съедобных грибов, назвать их.
  • Рассказать о правилах сбора грибов в лесу.

По лесной тропинке мы вышли на полянку. А кто это к нам спешит навстречу?

4 станция. В гостях у Лесовичка.

Лесовичок ( пятиклассник – вожатый) :

-Здравствуйте, ребята. Вижу, что хорошо, культурно себя ведёте в моем лесу. Знаю, что устали, хотите отдохнуть, поиграть

Творческие игры: 1. Запойте песни, в которых встречаются названия деревьев, которые назовёт Лесовичок ( ель, берёза, клён, рябина., сосна).

2.Командам раздаются наборы карточек с буквами( 3 команды получают по два набора каждая). Нужно собрать названия растений: Сосна, осина, лютик , кашка, ольха, верба.

3.Подведение итогов. Победители награждаются памятными сувенирами.

Источник

Оцените статью