4. Ресурсы экологического туризма
Туристские ресурсы очень многообразны. К ним относятся природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью технологии и имеющихся материальных возможностей. К туристским ресурсам относятся и люди, работающие в сфере туризма или могущие принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе.
Природные туристские ресурсы являются одним из наиболее важных факторов развития экотуризма. Природные объекты и явления, выступая объектами экотуристского показа и изучения, формируют экотуристское предложение как ответ на туристский спрос и рекреационные потребности. Природные туристские ресурсы являются также и одним из факторов образования экотуристских районов различного ранга. При этом необходимо отметить недопустимость игнорирования рекреационных потребностей и спроса как факторов, порождающих потребность в формировании экотуристских районов. Количественные и качественные характеристики спроса должны стать основой оценки природных ресурсов развития экотуризма.
Различают природные условия организации туризма и природные туристские ресурсы. Природные условия вначале выступают как условия рекреационной деятельности, поскольку они существуют и до развития туристского хозяйства. Затем, с возникновением потребительского туристского спроса, после затрат на их изучение, оценку и подготовку к эксплуатации они переходят в категорию туристских ресурсов. Следовательно, для того чтобы природные условия стали природными ресурсами, необходимы общественные затраты на их изучение, оценку и подготовку, доведение до степени технологичности, возможности прямого использования в туристском хозяйстве.
Экологический туризм имеет ярко выраженную ресурсную ориентацию, оказывающую влияние на территориальную организацию туристской деятельности, на формирование новых туристских районов и их специализацию.
Ресурсами экологического туризма, обеспечивающими его главный принцип – стремление к познанию природной среды и ее особенностей, являются:
- Компоненты природы и природно-территориальные комплексы– геологическое строение, современные тектонические и геологические процессы, рельеф, климат, водные объекты, флора и фауна, типичные и уникальные ландшафты и экосистемы, редкие природные объекты.
- располагаются в наиболее живописных и привлекательных, интересных с познавательной точки зрения местах;
- обладают уже сложившейся системой приема и обслуживания туристских групп, намеченной и отработанной системой туристских маршрутов, определившейся практикой организации просветительской работы;
- располагают определенной инфраструктурой, транспортом, персоналом и системами связи;
- у местного населения уже сложилось устоявшееся отношение к конкретному природному резервату и существующим на его территории экологическим ограничениям на хозяйственную деятельность.
- Историко-архитектурные и археологические объекты – все культурное и духовное наследие региона, местности, где исторические, археологические, культурные памятники находятся в непосредственной территориальной связи с природными участками.
- Исследование истории места. Ученые, краеведы, изучающие историю города, села, натуральную историю, объясняющие ход развития историко-культурных и природных процессов, запечатленных в современном ландшафте, в культурном и природном наследии, активно участвуют в созидании ресурсного потенциала места.
- Выявление природных и историко-культурных объектов. Выявление и учет новых памятников истории, культуры и природы расширяет разнообразие туристских ресурсов, создает предпосылки для увеличения продолжительности пребывания туристов в данном месте и тем самым способствуют более глубокой туристской специализации места, усилению роли туризма в хозяйственном комплексе района.
- Выявление уже имеющихся и сочинение новых мифов. Главным направлением в формировании туристских ресурсов является мифотворчество. Фактически в нем участвуют представители всех профессий: ученые, краеведы, писатели, художники и т.д. Мифологические туристские ресурсы должны стать важнейшей частью содержания путеводителей, туристских карт, украшения интерьеров отелей и ресторанов, салонов туристского транспорта, музыкального сопровождения маршрута. Реанимация старых и создание новых мифов — основа созидания уникального ресурсного потенциала объектов туризма или экскурсий.
- несоответствие между качеством туристской инфраструктуры и предлагаемыми ценами;
- неопределенность в распределении прав владения ресурсами между частными, муниципальными, региональными и федеральными пользователями;
- отсутствие четкого кадастра туристско-рекреационных ресурсов, неразработанность принципов и методов оценки ресурсов, в том числе экологической и экономической;
- слабость информационного обеспечения туристско-рекреационной деятельности.
- создание региональных и тематических кадастров и баз данных по существующим и потенциальным ресурсам;
- разработка нормативно-правовых и экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование, охрану и воспроизводство ресурсов;
- Различия между природными условиями организации туризма и природными туристскими ресурсами.
- Ресурсы экологического туризма, их классификация.
- Информация как туристский ресурс.
- Выявление туристских ресурсов.
- Оценка туристских ресурсов.
- Денежная оценка природных ресурсов.
- Проблемы туристского ресурсоведения.
Источник