Экологический туризм природные объекты

4. Ресурсы экологического туризма

Туристские ресурсы очень многообразны. К ним относятся природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью технологии и имеющихся материальных возможностей. К туристским ресурсам относятся и люди, работающие в сфере туризма или могущие принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе.

Природные туристские ресурсы являются одним из наиболее важных факторов развития экотуризма. Природные объекты и явления, выступая объектами экотуристского показа и изучения, формируют экотуристское предложение как ответ на туристский спрос и рекреационные потребности. Природные туристские ресурсы являются также и одним из факторов образования экотуристских районов различного ранга. При этом необходимо отметить недопустимость игнорирования рекреационных потребностей и спроса как факторов, порождающих потребность в формировании экотуристских районов. Количественные и качественные характеристики спроса должны стать основой оценки природных ресурсов развития экотуризма.

Различают природные условия организации туризма и природные туристские ресурсы. Природные условия вначале выступают как условия рекреационной деятельности, поскольку они существуют и до развития туристского хозяйства. Затем, с возникновением потребительского туристского спроса, после затрат на их изучение, оценку и подготовку к эксплуатации они переходят в категорию туристских ресурсов. Следовательно, для того чтобы природные условия стали природными ресурсами, необходимы общественные затраты на их изучение, оценку и подготовку, доведение до степени технологичности, возможности прямого использования в туристском хозяйстве.

Экологический туризм имеет ярко выраженную ресурсную ориентацию, оказывающую влияние на территориальную организацию туристской деятельности, на формирование новых туристских районов и их специализацию.

Ресурсами экологического туризма, обеспечивающими его главный принцип – стремление к познанию природной среды и ее особенностей, являются:

  1. Компоненты природы и природно-территориальные комплексы– геологическое строение, современные тектонические и геологические процессы, рельеф, климат, водные объекты, флора и фауна, типичные и уникальные ландшафты и экосистемы, редкие природные объекты.
  • располагаются в наиболее живописных и привлекательных, интересных с познавательной точки зрения местах;
  • обладают уже сложившейся системой приема и обслуживания туристских групп, намеченной и отработанной системой туристских маршрутов, определившейся практикой организации просветительской работы;
  • располагают определенной инфраструктурой, транспортом, персоналом и системами связи;
  • у местного населения уже сложилось устоявшееся отношение к конкретному природному резервату и существующим на его территории экологическим ограничениям на хозяйственную деятельность.
  1. Историко-архитектурные и археологические объекты – все культурное и духовное наследие региона, местности, где исторические, археологические, культурные памятники находятся в непосредственной территориальной связи с природными участками.
  1. Исследование истории места. Ученые, краеведы, изучающие историю города, села, натуральную историю, объясняющие ход развития историко-культурных и природных процессов, запечатленных в современном ландшафте, в культурном и природном наследии, активно участвуют в созидании ресурсного потенциала места.
  2. Выявление природных и историко-культурных объектов. Выявление и учет новых памятников истории, культуры и природы расширяет разнообразие туристских ресурсов, создает предпосылки для увеличения продолжительности пребывания туристов в данном месте и тем самым способствуют более глубокой туристской специализации места, усилению роли туризма в хозяйственном комплексе района.
  3. Выявление уже имеющихся и сочинение новых мифов. Главным направлением в формировании туристских ресурсов является мифотворчество. Фактически в нем участвуют представители всех профессий: ученые, краеведы, писатели, художники и т.д. Мифологические туристские ресурсы должны стать важнейшей частью содержания путеводителей, туристских карт, украшения интерьеров отелей и ресторанов, салонов туристского транспорта, музыкального сопровождения маршрута. Реанимация старых и создание новых мифов — основа созидания уникального ресурсного потенциала объектов туризма или экскурсий.
  • несоответствие между качеством туристской инфраструктуры и предлагаемыми ценами;
  • неопределенность в распределении прав владения ресурсами между частными, муниципальными, региональными и федеральными пользователями;
  • отсутствие четкого кадастра туристско-рекреационных ресурсов, неразработанность принципов и методов оценки ресурсов, в том числе экологической и экономической;
  • слабость информационного обеспечения туристско-рекреационной деятельности.
  • создание региональных и тематических кадастров и баз данных по существующим и потенциальным ресурсам;
  • разработка нормативно-правовых и экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование, охрану и воспроизводство ресурсов;
  1. Различия между природными условиями организации туризма и природными туристскими ресурсами.
  2. Ресурсы экологического туризма, их классификация.
  3. Информация как туристский ресурс.
  4. Выявление туристских ресурсов.
  5. Оценка туристских ресурсов.
  6. Денежная оценка природных ресурсов.
  7. Проблемы туристского ресурсоведения.
Читайте также:  Любите природу всей душой

Источник

Оцените статью