Экологическое право объекты права собственности на природные ресурсы

Глава 6 право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы

§ 6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы

Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются прежде всего как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющих свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.

В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений, которые в зависимости от содержания их правового статуса вправе либо, наоборот, ограничены в принятии тех или иных решений в отношении природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с видами прав на природные объекты и ресурсы и субъектами­правообладателями.

Исходя из анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав на природные объекты и ресурсы:

• право постоянного (бессрочного) пользования;

• право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

• аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами;

• право безвозмездного срочного пользования;

Ниже будут детально рассмотрены каждый из перечисленных видов прав на природные объекты и ресурсы.

§ 6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 Кодекса устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Для начала следует определиться с тем, кто же может быть собственником природных объектов и ресурсов. В ч. 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В этом смысле целесообразно рассмотреть нормы природоресурсных законов, регламентирующих эти вопросы.

Земельный кодекс Российской Федерации в главе III применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией РФ форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации пока продолжает формироваться на базе в основном государственной собственности на землю, вопросы разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации (региональную собственность) и собственность муниципальных образований к настоящему времени не утратили своей актуальности и регулируются положениями Федерального закона от 25.10.2001 № 137­ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» 32 .

Читайте также:  Природные условия для проживания человека

Частная собственность на землю российских граждан и юридических лиц как институт начала развиваться с 1990 г. Вместе с тем Земельный кодекс допускает возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Например, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [54] содержит прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.

Статья 27 Земельного кодекса РФ определяет состав земель, которые полностью изъяты из оборота либо ограничены в нем. В частности, не подлежат приватизации находящиеся в федеральной собственности земельные участки, на которых расположены такие природные объекты, как государственные природные заповедники и национальные парки.

Ограничены в обороте и фактически не подлежат приватизации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:

• в пределах особо охраняемых природных территорий (кроме указанных выше государственных природных заповедников и национальных парков, земли которых полностью изъяты из оборота);

• в пределах лесного фонда (кроме случаев, установленных федеральными законами);

• занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

• загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ (в ред. Федерального закона от 03.03.1995 № 27­ФЗ) «О недрах» [22] недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. При этом вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. При этом устанавливается, что пруды и обводненные карьеры в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, находятся соответственно в региональной, муниципальной и частной собственности.

Читайте также:  Природа механизмов психологической защиты

Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 8 устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом установлено, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 4 Федерального закона «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. При этом разграниче­ ние государственной собственности на животный мир на федераль­ ную собственность и собственность субъектов Российской Фе­ дерации должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира:

• редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

• обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

• населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

• подпадающие под действие международных договоров Рос­ сийской Федерации;

• отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

• естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности 33 .

Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.

Источник

9. Право собственности на природные объекты: понятие, виды, объекты и субъекты, основания возникновения.

Под понятием права собственности на землю и другие природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле). В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения.

Объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются: 1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т. п.); 2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия); 3) при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Читайте также:  Природа эдс индукции кратко

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности. Замечу, что в законе народам не предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами по-прежнему будет осуществлять государственный аппарат.

Содержание права государственной и иных форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения.

Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например, Российское государство обладает правом владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное мор) Российской Федерации. В этой, находящейся далеко за пределами государственных границ территории, Россия вправе лишь осуществлять определенные виды экологопользования: использование дикой фауны и т. п.

Право пользования землей и природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” и которые конкретизируются в кодексах республик и в законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

  1. право частной собственности;
  2. право государственной собственности:
  1. право муниципальной собственности.

Источник

Оцените статью