Экологическое путешествие чудеса природы

Сценарий мероприятия «Маленькие чудеса большой природы»

Мероприятие.
Сценарий.
«Маленькие чудеса большой природы».
4 класс.
Мероприятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников. Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на мероприятии.
Задачи:
— формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
— расширять представления обучающихся о природе родного края;
— способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
— активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Ход
— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии посвященном природе . Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
Деление ребят на команды . Собери название команд.
Начинается путешествие по станциям.
Станция «Остроглаз»
1 команда:
1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки — круглое, с крышей.)
2 команда:
2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
1 команда:
3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2 команда:
4. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
1 команда:
5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
2 команда:
6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пал березовый сок.)
1 команда:
. Кто кукует у кукушки? (Самец.)
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
2 команда:
9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
1 команда:
10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
2 команда:
11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
1 команда:
12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)
2 команда:
13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
Станция «Маленькие тайны природы»
1 команда:
1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
2 команда:
2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити — это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)
1 команда:
3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2 команда:
4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)
1 команда:
5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
2 команда:
6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
1 команда:
раивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть.)
8. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.)
2 команда:
9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
1 команда:
10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
2 команда:
11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит —
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
1,2 команда:
12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)
Станция «Зеленый друг»
1 команда:
1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?
2 команда:
2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
1 команда:
3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)
2 команда:
4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна — светолюбивое растение.)
1 команда:
5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
2 команда:
6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
1 команда:
7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)
2 команда:
8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)
1 команда:
9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
2 команда:
10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)
Станция «Охрана природы»
1 команда:
1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2 команда:
2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
1 команда:
3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
2 команда:
4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек — искать укромные места.)
1 команда:
5. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытапты¬вать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
2 команда:
6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
1 команда:
7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
2 команда:
8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Станция «Лесная аптека»
1 команда:
1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2 команда:
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
1 команда:
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)
2 команда:
4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)
1 команда:
5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов — хорошее средство от кашля.)
2 команда:
6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)
1 команда:
7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
2 команда:
8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
1 команда:
9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки — в начале цветения, корни и корневища — весной или осенью, листья — в сухую погоду.)
2 команда:
10. Черемуха — любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
1 команда:
11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
2 команда:
12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Дискотека(1-2 танца)
Конкурс загадок
1 команда:
1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель — ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)
2 команда:
2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
1 команда:
3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)
(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
2 команда:
4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)
1 команда:
5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)
2 команда:
6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)
1 команда:
7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)
2 команда:
8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)
1 команда:
9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2 команда:
10. Самая тонкая нить в природе (Паутина).
1 команда:
11. Первый слог — нота, второй — тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)
2 команда:
12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)
1 команда:
13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
2 команда:
14. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)
1,2 команда:
15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
— Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
— Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
— Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами.
Подводятся итоги игры. Жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
— Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
— Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
— Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
— Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!

Читайте также:  Крупные природные объекты ставропольского края

Источник

Экологическая игра — викторина «Чудеса природы»

Экологическая игра-викторина для школьников младшего и среднего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра — викторина «Чудеса природы»»

Экологическая игра — викторина «Чудеса природы»

Оборудование: Доска, ноутбук, кроссворд, картинки с изображением природных явлений, карточки с буквами, карточка с экологическими знаками.

Цель: Закрепление и углубление знаний детей об основных природных явлениях.

  • Углублять и закреплять знания детей об основных явлениях неживой природы: ветер, солнце, вода, облака, туман, дождь, роса.
  • Развивать интерес к познанию природы.
  • Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
  • Развивать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы.
  1. Бусы хрустальные по траве рассыпаны.
  2. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко — стало видно далеко.
  3. Если Солнце не смеётся,
    Что с небес на землю льётся?
  4. Не сосите, сорванцы,
  1. С неба падают крупинки,
    Это маленькие льдинки.
    Им вообще никто не рад,
    Потому что это …
  2. Пушистая вата
    Плывет куда — то.
    Чем вата ниже,
    Тем дождик ближе.
  1. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его.
  2. Нельзя ловить бабочек потому, что они опыляют растения.

Приложение 1

Приложение 2 Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7

Приложение 8

Источник

Оцените статью