- 3.Правовое регулирование природопользования.
- 4.Экологический контроль и ответственность.
- Государственное регулирование природопользования
- Необходимость и назначение государственного регулирования природопользования
- Содержание государственного регулирования природопользования
- Место государственного мониторинга окружающей среды в системе государственного регулирования природопользования
- Методы государственного регулирования природопользования
3.Правовое регулирование природопользования.
Согласно статье 72 Конституции РФ, природопользование, также как и охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также вопросы пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Полномочия в этой сфере распределяются между органами федеральными (законодательной и исполнительной власти), органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления таким образом, что за каждый из них закреплен определенный круг вопросов, которые они должны решать, дополняя друг друга.
Основными методами регулирования природопользования является экономико-правовое регулирование. Смысл этого метода состоит в том, что добыча или использование природных ресурсов сопровождается отчислениями в федеральный, региональные и муниципальные бюджеты и внебюджетные фонды. И чем активнее используются природные ресурсы, тем больше отчисления. При этом необходимо помнить, что такие объекты как заповедники, особо охраняемые территории вообще исключены из промышленного использования.
Предметом правового регулирования здесь выступают природные ресурсы, которые определяются как компоненты природной среды. Природные объекты и природно-антропогенные, объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Использование природных ресурсов подлежит оплате. Использование это не только эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, но и использование рекреационных возможностей природы по утилизации продуктов деятельности человека, прежде нейтрализации вредных выбросов промышленных предприятий, а также бытовых отходов.
Особый вид экономико-правового регулирование составляет механизм возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Нарушители экологического законодательства несут материальную ответственность не только перед государством за нарушения экологического законодательства, но перед конкретными лицами, которым нанесет ущерб или причинен вред.
4.Экологический контроль и ответственность.
Экологический контроль в области окружающей среды осуществляется, прежде всего, федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации, которые и образуют государственный экологический контроль. Порядок осуществления контроля, перечень объектов контроля, перечень должностных лиц, осуществляющих контроль (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды) определяется Правительство РФ. Подобные структуры могут создавать и субъекты РФ, в соответствии со своим законодательством.
Государство не единственный субъект, осуществляющий надзор соблюдением экологического законодательства. Наряду с государственным экологическим контролем существует другие виды контроля, а именно производственный, муниципальный и общественный контроль.
Производственный контроль, в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) осуществляется на территории конкретного муниципального образования самими органами местного самоуправления или специально уполномоченными ими органами, что должно быть отражено в нормативно-правовых актах органа местного самоуправления.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушений законов и нормативных актов в области охраны окружающей среды. Данный контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами в соответствии с действующим законодательством.
Закон не наделяет общественные и некоммерческие организации полномочиями в осуществлении охраны окружающей среды. Результаты общественного контроля, представленные в органы федеральной, региональной или муниципальной Власти, подлежат обязательному рассмотрению и принятию решения.
Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся охраны окружающей среды, влечет за собой дисциплинарную, гражданскую (имущественную), административную и уголовную ответственность. В Уголовном кодексе РФ выделена целая глава, под названием «Экологические преступления». В ней предусматривается уголовная ответственность, в том числе и в виде лишения свободы, за загрязнение вод, нарушения правил охраны и использования недр, загрязнения атмосферы и морской среды, незаконную добычу животных и растений, уничтожение или повреждение лесов, за незаконную охоту, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий (заповедников, национальных парков, памятников природы) и др.
При менее серьезных последствиях применяются санкции в рамках административной ответственности, предусмотренные в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В рамках гражданского права действует материальная ответственность — возмещение вреда в полном объеме, в том числе с учетом упущенной выгоды добровольно или по решению суда. Срок давности по искам по компенсации вреда окружающей среде, причиненные вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, составляет 20 лет.
Источник
Государственное регулирование природопользования
Государственное регулирование природопользования – это направление государственной политики, призванное обеспечивать эффективное и рациональное использование окружающей среды, ее охрану в соответствии с рядом принципов правовой защиты и регулирования данной сферы экономики.
Необходимость и назначение государственного регулирования природопользования
Современное общество не может функционировать без осуществления использования благ природы. При этом любая экономическая система стремится к максимально эффективному использованию природных ресурсов, невзирая на тот вред, который она может нанести окружающей среде за счет своих действий. Нивелировать эту отрицательную черту экономических субъектов призвано государственное регулирование природопользования.
Воздействие человека на природную среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности влечет экологические последствия. Между экономическим и экологическим благополучием существует тесная взаимосвязь.
Государство в настоящее время уделяет значительное внимание системе государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Возникновение эколого-экономических проблем способно оказывать влияние на эффективность функционирования всех хозяйствующих субъектов, а также условия жизнедеятельности каждого отдельного человека.
Государственное регулирование природопользования выступает в виде отдельного направления общегосударственной политики управления экономикой.
Содержание государственного регулирования природопользования
Система государственного регулирования природопользования включается в свой состав ряд элементов и действий, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, разработка и утверждение экологической политики государства;
- во-вторых, выработка стратегии природопользования;
- в-третьих, отбор методов государственного регулирования природопользования;
- в-четвертых, создание нормативно-правовой базы управления природопользованием;
- в-пятых, создание инфраструктуры, направленной на формирование условий для регулирования природопользования.
Система государственного регулирования природопользования применяет ряд инструментов для своего эффективного функционирования, к числу которых относят: систему управления взаимодействием человека и природы, правовую защиту прав физических и юридических лиц в сфере экологии, квотирование использования природных ресурсов, платность использования природных ресурсов и так далее.
Государственное регулирование природопользования призвано выполнять следующие функции:
- формирование системы органов государственного управления природопользованием и обеспечение координации их функционирования;
- управление ресурсами природы;
- осуществление планирования охраны и оптимизации окружающей среды;
- осуществление экологического нормирования;
- осуществление оценочной деятельности по результатам воздействия хозяйствующих субъектов и физических лиц на природную среду;
- проведение экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации, экологического аудирования, экологического мониторинга, экологического контроля;
- организация экологического воспитания и образования и так далее.
Место государственного мониторинга окружающей среды в системе государственного регулирования природопользования
Государственное регулирование природопользования предполагает осуществление регулярного государственного мониторинга окружающей среды. Под государственным мониторингом окружающей среды понимают систему наблюдений долгосрочного характера, призванную оценивать и прогнозировать состояние природной среды в будущем, а также предвидеть ее изменения.
В Российской Федерации функционирует Государственная служба, призванная осуществлять мониторинг окружающей среды. Цель функционирования этой службы состоит в наблюдении за процессами природной среды физического, химического, биологического характера. Также эта служба отслеживает загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, последствия влияния загрязнений на животный и растительный мир. Данная служба призвана информировать граждан и хозяйствующих субъектов о состоянии окружающей среды и прогнозах относительно его динамики.
Система государственного мониторинга окружающей среды включает в свой состав различные органы государственного управления исполнительного характера, уполномоченные на осуществление охраны окружающей среды на различных территориях и пространствах, в том числе в космосе.
Методы государственного регулирования природопользования
Система методов государственного регулирования природопользования включают:
- во-первых, экологическое нормирование, суть которого состоит в установлении специализированными органами государственного управления экологических нормативов в сфере охраны природной среды и природных ресурсов. Данный метод применяется для определения пределов допустимого воздействия на среду в результате хозяйственной деятельности;
- во-вторых, экологическая стандартизация, суть которой сводится к установлению характеристик, правил и норм рационального природопользования и охраны окружающей среды. Экологические стандарты устанавливают требования к новым технологиям, технике, материалам, веществам и другим продуктам, способным оказывать негативное влияние на природную среду;
- в-третьих, экологическая экспертиза, суть которой сводится к оценке соответствию осуществляемой деятельности требованиям и стандартам экологической безопасности;
- в-четвертых, экологическое лицензирование, суть которого сводится к выдаче лицензий уполномоченными органами государственного управления для осуществления природопользования и иных работ, способных оказать воздействие на природную среду.
Источник