Экология охрана природы 3 класс

Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!

Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое экология?
  2. Что такое окружающая среда?
  3. Какие экологические связи существуют в природе?
  4. Как нужно относиться к природе?

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.

Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.

Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.

Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» — наука. Можно сказать, что экология – наука о доме. Наша прекрасная планета Земля для человечества является домом.

Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.

Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?

Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.

Читайте также:  Определение природная зона кратко

Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.

Около 300 лет назад путешественник Георг Стеллер обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова — малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Прошло несколько лет, и морские коровы навсегда исчезли.

В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.

Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Распределите картинки на две группы как правильно вести себя на природе и как лучше не поступать.

Правильный вариант ответа:

Как правильно вести себя на природе

Разбор типового тренировочного задания

2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными:

Источник

3. Охрана природы

Люди уже поняли, что природе на нашей планете грозит опасность. Поэтому природу начали охранять. На многих промышленных предприятиях приняты меры для того, чтобы в окружающую среду попадало меньше опасных веществ. Восстанавливают вырубленные леса. Под охраной находятся редкие растения и животные. Эти растения и животные внесены в Красные книги.

  • млекопитающие (выхухоль, уссурийский тигр, снежный барс, белый медведь, бурый медведь и др.);
  • птицы (чёрный аист, скопа, беркут балобан, розовый фламинго и др.);
  • насекомые (бабочка аполлон, необыкновенный шмель и др.);
  • растения (орхидеи, ветреница, кувшинка, женьшень и др.).

flamingos-4240669_1280.jpg

water-lily-3705256_1280.jpg

На Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить участки природы со всеми видами растений и животных, государства объявляют их заповедниками или национальными парками.

Заповедники — это особо охраняемые территории, где вся природа находится под строгой охраной.

Это закрытая зона. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и её смогут увидеть наши потомки во всей красоте и всём богатстве.

Источник

Урок «Природа в опасности! Охрана природы»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.

  1. познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств;
  2. воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.
  3. работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы.
Читайте также:  Природный антибиотик при ангине

Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Тихо садитесь.

Начать урок хочу словами замечательного французского писателя, поэта, профессионального летчика Антуана де Сент Экзюпери: Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Как вы понимаете эти слова? (Человек не может совершать необдуманные поступки, за каждый свой шаг он должен нести ответственность.)

Пусть слова этого человека станут девизом нашего урока!

Навстречу солнцу и ветрам.

Он – свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» — «помогите»?

– Во все времена колокола были вестниками тревоги. Сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.

– Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей)

– Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)

– А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?

– Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.

– Сегодня на уроке мы обсудим современные проблемы окружающей среды, предложим свои варианты помощи, покажем, что каждый ребёнок может внести свой вклад в защиту природы.

На нашем уроке присутствуют эксперты по защите окружающей среды (по защите лесов, воздуха, животных и растений). Все наши предложения мы будем согласовывать с ними.

3. Знакомство с новым материалом

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Указ Петра l, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Как выдумаете, что заставляло Петра I идти на такие меры?

– Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно — технического прогресса.

– Откройте учебник на странице 29. Прочтите текст. Ответьте на вопросы:

1. О каких «маленьких» и «больших ранах» идет речь?

2. Почему природе трудно залечивать даже самые «маленькие раны»?

3. Назовите «большие раны», которые наносит человек природе.

  • От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
  • Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.
Читайте также:  Где сосредоточены основные природные ресурсы

Обеспокоенные состоянием природы на Земле люди стали составлять списки исчезающих и исчезнувших растений и животных.

Об этом нам расскажет эксперт по защите растений и животных Артём:

Эти списки внесены в Красную и Черную книги. В Красную книгу занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.

Почему она красного цвета? Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.

Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная –напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.

Ребята, вы знаете, какие животные внесены в Красную книгу.

Приведите примеры (бобр, краснозобая казарка, белый тигр, белый журавль). Приведите примеры растений (подснежник, венерин башмачок, кувшинка).

Какие же правила поведения в природе следует соблюдать, чтобы не навредить животным и растениям?

Давайте послушаем эксперта. Пожалуйста, Юля.

Нами были разработаны запрещающие знаки поведения в природе.

Скажите, почему леса называют легкими планеты?

Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента. Леса быстрее вырубаются, чем вырастают. За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за время существования на планете.

Острой стала проблема чистого воздуха. Вспомните состав воздуха. Какие газы в него входят?

Кислород, углекислый газ, азот.

Но в городах и близлежащих территориях очень много и других примесей, которые являются вредными. Это угарный газ, сероводород, соединения свинца. Скажите, с чем это связано?

Беседа об автотранспорте, выбросах завода.

Слово эксперту по защите воздуха Ксюше.

Мы посетили самый чистый объект, расположенный неподалёку от нашего города. Это Воронежский заповедник. И взяли пробу воздуха. Вот, в этой пробирке, образец, эталон воздуха, которым должен дышать человек. В нём нет вредных примесей, он полезен и незаменим всем людям на планете.

Действительно, чистый воздух необходим всем.

Так уж получилось, что большая часть людей на планете живет в городах. Что бы вы посоветовали жителям городов?

4. Закрепление (тестирование)

А теперь посмотрим, как вы сумеете справиться с заданием. В этом вам помогут знания, полученные на уроке.

Молодцы! Вы многое знаете! В ваши руки можно передать будущее нашей родины! Готовы к такому ответственному поручению? Вы будете работать в парах. Перед вами иллюстрация города. Нравится она вам?

Здесь только дома, нет зелени, нет деревьев и людей.

Выполните проект города, в котором вам хотелось бы жить. Всё необходимое у вас есть на партах.

Молодцы, ребята. А теперь оцените каждый свою работу на уроке.

Красный смайлик – если у вас возникли затруднения. Зеленый смайлик – если вы на уроке смогли достичь поставленных перед собой целей, урок был вам интересен.

И мы снова обращаемся к словам писателя Антуана Экзюпери. Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Я уверена, что вы можете не только разбираться в проблемах окружающей среды, но и сможете внести свой вклад в защиту природы.

Стр. 29 – 34. Выполните задания по выбору на стр. 34

Спасибо, ребята, урок окончен!

Источник

Оцените статью