Экология задачи охраны природы

Понятие охраны природы и его составляющие

Охрана природы — это комплекс мер по рациональному расходованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов: видового многообразия фауны и флоры, чистоты воды, лесов, атмосферы и запасов, хранящихся в недрах Земли.

Этот комплекс затрагивает не только природную среду, но и антропогенную — совокупность объектов, созданных людьми в процессе хозяйственной и научной деятельности. Источник: 900igr.net Как видно из таблицы, комплекс мер по рациональному природопользованию представляет собой работу по четырем направлениям: изучение, охрана, освоение и преобразование. В центре внимания находятся задачи по сохранению биосферы — заселенной живыми организмами оболочки планеты, а также входящих в ее состав экосистем. Основной целью выступает поддержание благоприятных для человека условий существования на Земле, природы, которую необходимо сохранить для наших потомков в отдаленном будущем. Примечание 1

Цели, задачи и основные направления охраны природы изучают в рамках экологии, биологии, географии, других естественных наук. Она имеет историческое, социальное, государственное и экономическое значение.

Основные принципы охраны природы

  • учет возможностей самовосстановления ресурсов;
  • приоритет обеспечения комфортных экологических условий для жизни на планете;
  • возмездность использования природы;
  • баланс экономических и экологических интересов;
  • необходимость международного сотрудничества;
  • недопущение необратимых последствий для биосферы, учет возможных перспектив;
  • неотвратимость ответственности на нарушение правил защиты окружающей среды.

Также для направления является актуальным понятие гласности — подробного освещения работы экологических компаний. На каждую организацию возложена обязанность поддерживать двустороннюю связь с общественными объединениями, работающими над решением экологических проблем.

Правила охраны природы

Правила охраны природы составляются с учетом:

  • региональных особенностей, местных природных условий, объемов, количества и качества природных ресурсов;
  • интересов разных отраслей;
  • взаимосвязей природных процессов.

Планы работы природоохранных организаций составляют специалисты, а утверждаются они на высшем уровне: руководством государств, международных организаций.

Читайте также:  Сезонные явления природы связаны со сменой времен

В России существуют федеральные программы по охране окружающей среды, одобренные и утвержденные президентом, а также региональные — принятые на уровне республик, областей, автономных округов.

Важный момент в развитии природоохранного направления — обязательность знакомства с правилами в раннем возрасте. С этой целью детей учат бережно относится к растениям и животным, осваивать методы рационального пользования водой, электричеством.

Современные проблемы охраны природы

В современном мире главными факторами, негативно влияющими на состояние биосферы планеты, являются:

  • предприятия, выбрасывающие в атмосферу вредные вещества;
  • заводы, загрязняющие воды рек и морей неочищенными сливами;
  • сельскохозяйственные компании, злоупотребляющие удобрениями и инсектицидами, изменяющие характеристики плодородного грунта;
  • лесоперерабатывающие комбинаты, ведущие масштабную вырубку лесов.

Все эти субъекты действуют в экономических интересах, не всегда соблюдая баланс между требованиями экологии и хозяйственным результатом. Это и является главным источником проблем в сфере охраны природы.

С развитием технологий антропогенная деятельность приобретает все более агрессивные формы. На данном этапе человек активно воздействует как на локальные природные системы, так и на экосистему в целом.

Учитель непонятно объясняет предмет?

Источник

2. Понятие, принципы, задачи охраны окружающей среды. Источники.

Охрана окружающей среды — это плановая система государственных, международных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и восстановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания наиболее благоприятных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей живущих и грядущих поколений.

Участие государства в этих мероприятиях закономерно и обязательно, поскольку охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека — неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства.

В ч.1ст.46 Конституции РБ закреплено, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права».

Государственная политика в области охраны окружающей среды строится в соответствии со следующими принципами:

  • приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;
  • соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
  • сочетание национальных и международных интересов в области охраны окружающей среды;
  • рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. В ч.2ст.46Конституции Республики Беларусь определено, что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды;
  • гласность в работе, тесная связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.
  • обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды;
  • регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.
  • климатические ресурсы,
  • атмосфера (включая озоновый слой),
  • земля, ее недра и почва,
  • вода (поверхностная, подземная и почвенная влага),
  • растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания,
  • типичные и редкие ландшафты,
  • иные природные объекты как компоненты экологических систем и биосферы.
  • планирование и нормирование качества окружающей среды мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;
  • страхование граждан, образование государственных, общественных и иных фондов помощи лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;
  • возмещение в добровольном и судебном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
  • привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь лиц, умышленно искажающих или скрывающих информацию о состоянии окружающей среды, препятствующих выполнению гражданами и общественными объединениями их прав, вытекающих из законодательства Республики Беларусь; другие гарантии, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
  • последовательная экологизация экономики, перевод производства на безотходное производство, ресурсо- и энергосберегающие технологии;
  • развитие и размещение производственных объектов с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;
  • совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферно совместимому природопользованию, расширение системы платности за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
  • усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;
  • реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальному снижению вредного воздействия последствий катастрофы ЧАЭС на природную среду и население;
  • создание надежных систем мониторинга окружающей среды;
  • повышение уровня экологического образования и воспитания населения;
  • обеспечение гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативное и объективное оповещение населения об экологически опасных ситуациях.
  • завершением широкомасштабного переселения жителей из районов радиоактивного загрязнения;
  • выведением значительного числа населенных пунктов и соответственно граждан из категории пострадавших;
  • упорядочением выплат денежных компенсаций за имущество, находящееся на территории радиоактивного загрязнения;
  • отсутствием у государства необходимых финансовых ресурсов для реабилитации пострадавших территорий и создания благоприятных условий жизни для переселенцев.
  • поэтапное восстановление загрязненных территорий и возвращение жителей к нормальному укладу жизни;
  • осуществление системы радиационной, экологической, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения;
  • снижение медико-биологических последствий аварии путем широких медико-профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий;
  • снижение социально-психологической напряженности;
  • защита населения от воздействия других вредных техногенных факторов;
  • совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Читайте также:  Чума природные очаги чумы

Источник

Оцените статью