Экология живая неживая природа конспект занятия

Конспект НОД по экологии «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
план-конспект занятия по окружающему миру

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов. Задачи: 1. Развивающие • Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы; • Развивать творческое воображение, умение фантазировать; • Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь; • Способствовать развитию познавательных интересов; • Приобщать к действенному отношению к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

  1. Развивающие
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
  • Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
  • Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
  • Способствовать развитию познавательных интересов;
  • Приобщать к действенному отношению к природе.
  1. Образовательные
  • Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
  • Учить отгадывать загадки;
  • Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
  • Учить решать проблемные задачи;
  • Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
  • Закрепить знания детей о животных и птицах, умение классифицировать их;
  • Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
  1. Воспитательные
  • Учить способам самостоятельного познания;
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость;
  • Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

В зале развешаны плакаты с изображением героев сказки «Гуси-лебеди, сидит кукла (братец)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

— Ребята, вы не знаете, где мы с вами оказались? (в сказке)

— А как вы догадались? (герои сказок повсюду)

— Верно, а из какой они сказки? (Гуси-лебеди).

— Смотрите, а кто это сидит здесь? (Иванушка)

-А где же его сестрица? (убежала играть с подружками)

-Ребята, кто помнит, как начиналась сказка (Жили-были (…) утащили братца гуси-лебеди)

Влетают в зал гуси-лебеди (два переодетых взрослых), хватают куклу (братика), кружатся и улетают с ним. Из крыльев падает письмо.

— Ах, гуси-лебеди забрали Иванушку, посмотрите, они что-то обронили ( поднимаем письмо ).

Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку.

-Дети, мы будем спасать Иванушку? (да)

— А если этот путь окажется трудным или опасным? (мы справимся, не испугаемся)

— Ребята, а где живет Баба-Яга, где нам ее искать? (в лесу)

— Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа? (ответы детей)

— Это все, что нас окружает, но не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое — многое другое, ведь природа очень многообразна

— Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Идемте скорее.

Вот и первое испытание. Читаю: Перед вами лежат два кольца. Пусть в левое кольцо встанут дети, у которых темные волосы, а в правое – дети со светлыми волосами (встают). Испытание называется «Три слова».

Читайте также:  Экологические принципы использования национальных природных ресурсов

— Ребята, здесь написано, что я должна буду кидать вам мяч, называя обобщенное понятие, а вы должны ответить, что входит в это понятие, чья команда победит, для того Баба-яга приготовила свои сюрпризики.

Команда, которая ответила на все вопросы получает по жетону.

— Ребята, известно ли вам, что природа бывает живая и неживая.

Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы ( показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).

Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. ( показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

— Да он не простой, а волшебный. Там лежит что-то ( заглядываю). Сейчас вытяните каждый из мешка по одной картинке ( вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т.д, среди картинок записка), читаю:

— Разделитесь на команды «живая природа» и «неживая природа» (делятся).

Проверяем вместе правильность выполнения задания.

— И отгадайте хитрые загадки Бабы-Яги ( за правильный ответ – жетон) после каждого ответа обсуждаем, к какой природе относится отгадка :

  1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)
  2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)
  3. С ветки на травинку, с травинки — на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)
  4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)
  5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)
  6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)
  7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)
  8. Чего не унесешь в решете? (воду)
  9. По небу гуляет, землю освещает (солнце)

— Молодцы, правильно ответили.

— Ребята, смотрите, цветочная поляна ( поднимаю записку), читаю:

Эти цветы заколдованы. Они будут спать вечным сном, пока вы не ответите, что нужно для роста и развития растений, а также, всего живого на земле.

— Вот так Баба-Яга. Задала нам задачку. Придется решать, чтобы цветочки проснулись от вечного сна и жили дальше.

— Посмотрите, здесь лежат какие-то картинки . Нам нужно будет разобраться, что там Баба-яга загадала. Сколько раз я хлопну в ладоши, по столько человек вы встанете в круг ( проигрываем раза 3-4, в конце делимся на тройки).

— А теперь давайте скорее разгадывать задачки Бабы-Яги ( раздаю каждой тройке набор карточек)

  1. растение, вода, солнце, воздух, земля, звезды
  2. цыпленок, курица, зерно, солнце, воздух, вода, снег
  3. ребенок, мама, пища, вода, воздух, солнце, камни

Дети должны найти лишнюю карточку, и рассказать, что у них было загадано. Остальные команды проверяют.

— Ребята, а что на карточках было из мира живой природы? (растение, цыпленок, человек)

— То, что человек и цыпленок живые, я согласна, они произносят звуки, бегают, едят, спят и т.д. а почему вы решили, что растение тоже живое? Объясните мне, пожалуйста. У него ведь нет рук и ног, оно не разговаривает (растения растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…)

Читайте также:  Категории виды особо охраняемых природных территорий

— Верно, ребята. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их) Рассказ сопровождаю показом слайдов.

— Ура, мы расколдовали цветочки. Давайте превратимся в капельки воды и польем их.

— Кружись, кружись и в капельку превратись. Теперь капельки, полейте каждый цветочек на полянке ( дети бегают, «поливают» цветочки).

— Какие мы с вами умные и заботливые, все цветы полили, и знаем, что вода, как и солнце, и тепло, и воздух – вся эта неживая природа необходима всему живому на земле.

— Кружись, кружись, в детей обратно превратись.

— Ребята, а давайте посадим вокруг этой волшебной полянки деревья.

— Сначала возьмем… (семечко) и посадим его в … (землю).

— Чтобы семя взошло, надо его … (полить).

— Еще растению нужно… (солнце).

— Пройдет время и появится… (росток)

-Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например в тропиках. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют. Сопровождение слайдами.

— Посмотрите на схему, как растет дерево ( семя – росток – деревце — взрослое дерево).

— Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

-Правильно, деревья называют легкими планеты.

-Давайте вместе нарисуем дерево. На ватмане нарисован ствол дерева. В тарелочках зеленая, желтая, голубая, красная краска. Смятые в комок листы бумаги.

— Посмотрите, это дерево пока без листьев. Давайте нарисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы.

— Вот какая красивая картина у нас получилась.

Послушайте народные изречения о растениях:

— Растение – земли украшение.

— Сломать дерево – недолго, вырастить – годы.

— Одно дерево погубил – посади сорок.

— Старые деревья молодые охраняют.

— Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

— Мы с вами научились сажать лес, я очень надеюсь, что вы когда-нибудь это сделаете на самом деле. А теперь идем дальше.

  1. Два столика, на одном стоят стаканчики с землей, на каждом стаканчике цифра и лейки с водой, на другом столе столько же пакетиков с фасолинкой внутри, каждый пакетик также пронумерован. Рядом записка. Читаю:
Читайте также:  Люди одаренные от природы

Угадайте как подобрать для каждого горшочка свое семечко.

-Ребята, предлагаю разделиться на две команды, к столику со стаканчиками подойдут мальчики, а к столику с пакетиками – девочки. Мальчики, возьмите аккуратно в руки по одному стаканчику, а девочки по пакетику. Найдите себе пару ( ищут пару по номерам на стаканчике и пакетике, проверяют друг друга).

— Посадим фасолинку, теперь мы умеем это делать. Заберем их с собой и будем наблюдать как они будут расти. Каждый будет следить за своим растением, который запомнит по номеру на горшочке ( садят, поливают).

— Ну что, добрались таки до моей избушки. Все испытания прошли. А вот Ванюшку-то я вам не отдам.

— Баба-Яга, ты же обещала. Мы такой длинный и сложный путь прошли.

— И чему же вы научились, что узнали? (ответы детей)

— Вы меня растрогали до слез, какие вы умницы. Я даже доброй сразу стала. Отдам я вам Ивашку. Выносит куклу, отдает мне. А еще я вам подарю глобус (дарит). Это планета Земля, наш общий дом. Она вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Юпитер, Марс и др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают дети.

— Баба-Яга, спасибо тебе, а мы на прощание расскажем тебе стихотворение:

Есть на земле огромный дом

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Живут в нем птицы и цветы,

Живешь в том светлом доме ты

Зовется этот дом. (стихи Л.Дайнеко)

-Ну что ж ребята, пора возвращаться из сказки в нашу группу. Вам понравилось быть в этой сказке? А что вам понравилось? (ответы детей) Скажем сказке до свиданья, до новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему:»Живая и неживая природа «

Конспект занятия на тему:»Живая и неживая природа «.

Заседание юных экологов: «Живая и неживая природа»

Обобщение знаний детей о живой и неживой природе.

конспект занятия кружка по экологии «Живая и неживая природа»

Конспект занятия кружка по экологии по теме «Живая и неживая природа» .

Занятие по экологии «Живая и неживая природа»

МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 108 Конспект занятия по экологии в старшей группе«Живая и неживая природа» Выполнили: Лисова Ирина АльбертовнаВласова Елена Юрьевн.

Конспект ООД по экологии «Живая и неживая природа»

Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир Природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», — писал известный педагог.

Конспект открытого занятия по экологии «Живая и неживая природа»

Занятие разработано для детей 5-7 лет на выявление усвоенного программного материала за I полугодие по экологическому воспитанию на тему «Живая и неживая природа».

Проект по экологии “Живая и неживая природа”

Проект по экологии на летний период для подготовительной группы. Долгосрочный, продолжительностью 1 мес.Проводится с целью обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе;и ин.

Источник

Оцените статью