Эколого экономический учет природных ресурсов

Учет природных ресурсов и загрязнителей

В настоящее время в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) основными задачами экономического механизма являются:

  • планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
  • установление лимитов на размещение отходов, объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  • возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Главная специфическая особенность нового экономического механизма — сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей

Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр (франц. cadastre) — систематизированный свод сведений, количественно и качественно, характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой.

Различают земельный, водный, лесной, кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров.

Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оценки земель).

Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, а также о водопользователях. Он включает три раздела:

Источником сведений для составления и пополнения водного кадастра служит сеть наблюдательных гидрологических постов и режимных станций. Полученные данные обрабатывают с помощью специальной автоматизированной информационной системы и доводят до потребителя.

Читайте также:  Плотность природного газа при сгорании

Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к ним функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета разделения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества независимо от их происхождения, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

Лицензия, договор и лимиты на природопользование

Эффективными средствами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

В лицензию на комплексное природопользование включают

  • перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
  • нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов,
  • перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов,
  • нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;
  • экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.

Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения.

Получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.

Читайте также:  Чс природного характера ураган буря смерч

Составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды является также лимитирование природопользования.

Лимиты на природопользование – предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок.

Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д.

За сверхнормативное потреблении природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переходу к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям.

Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.

На нашем сайте Вы можете получить помощь в учёбе по разным предметам:
— Решение задач и контрольных
— Выполнение учебных работ
— Помощь на экзаменах

Комплект студента для учебных работ

Источник

1.Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей

Экономический механизм охраны окружающей среды ориентирован на рыночную экономику. Сочетает как ранее действующие рычаги — элементы административного управления: экологические требования к процедуре оценки принимаемых хозяйственных решений, нормирование качества, ведение кадастров, гос. контроль, юридическая ответственностьприродно-ресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение) так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение, экологические льготы, экологическое страхование).

Чтобы хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем в выпуске конкурентноспособной продукции.

Основные задачи прописаны в законе «Об охране окружающей природной среды» (1092 г.):

1- установление лимитов использования природных ресурсов,

2 – установление нормативов платы за использование ресурсов и загрязнения,

3 – внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию охраны ОПС,

4 – реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства.

Плата за использование природных ресурсов прописана в законе «Об охране природной среды» (1992) в виде налога в федеральный или местный бюджет. Плата за загрязнение. Прежде чем установить плату, местные и региональные власти устанавливают лимиты выбросов, сбросов. Стимулирование. Создание регионального фонда охраны окружающей среды.

Читайте также:  Природное средство от изжоги

Виды экологических налогов: налог на выброс, на пользование, налог на продукцию, дифференцированные налоги. Экологическое страхование: на случай техногенных катастроф, аварий.

Сейчас необходимо совершенствование механизма платежей, формирование рынка природоожранного оборудования.

Россия на пути к устойчивому развитию Указ презедента в 1996 г. Направления: создание правовой системы перехода, разработка системы стимулирования хоз. деятельности, определение допустимого воздействия на экосистемы, система воспитания и обучения

Источник

29. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Лицензия, лимиты на природопользование(см. Тетрадь)

3 Лимиты, лицензии, договора, платежи за природопользование и загрязнение

Эффективными средствами охраны окружающей среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги как лимиты, лицензии, договора и платежи за природопользование и загрязнение.

Лимиты (ограничения) на природопользованиепредельные допустимые объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-производителей на определенный срок.

Лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум наравлениям:

  • изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т.д.);
  • привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т.п.).
  • основные характеристики природного объекта, разрешенного к использованию;
  • сведения о природопользователе;
  • объем прав и ограничения в использовании объекта;
  • порядок и условия внесения платежей за право природопользования;
  • срок действия лицензии и сроки начала работ.
  1. договор об использовании отдельных видов ресурсов;
  2. договор аренды природных ресурсов.
  • рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
  • улучшение охраны окружающей среды;
  • выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
  • финансовые интересы государства.
  • за право использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;
  • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • на их воспроизводство и охрану.

Источник

Оцените статью