Лекция по природопользованию на тему «Правовые и экономические механизмы охраны природы»
В целом существуют следующие Российские источники экологического права:
— Нормативно — правовые акты министерств и ведомств;
— Указы и распоряжения Президента РФ;
— Постановления и распоряжения Правительства РФ;
— Конституции, законы и иные нормативно — правовые акты субъектов РФ;
— Законы конституционные и федеральные;
— Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
— Локальные нормативно — правовые акты;
Рассмотрим подробнее некоторые из этих источников.
Правовой основой охраны природы являются Конституция РФ, международные договоры, законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня.
Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет Конституция РФ. Ею закреплено право человека на благоприятную окружающую среду. Естественно, чтобы действенно пользоваться им, необходимо использовать право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42).
2.Природоохранное законодательство.
К природоресурсному законодательству относятся:
— Земельный кодекс РФ (ЗК РФ);
— Водный кодекс РФ. Как источник экологического права ВК(водный кодекс) РФ состоит из общей, особенной и заключительной части. Общая часть уделяет внимание таким вопросам, как: объекты водных отношений, субъекты водных отношений; устанавливает право собственности и другие права на водные объекты, а также основания приобретения и прекращения прав пользования водными объектами; предусматривает осуществление и защиту прав пользования водными объектами, государственное управление в области использования и охраны водных объектов, экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов, ответственность за нарушение водного законодательства РФ. Особенная часть уделяет внимание целевому использованию водных объектов, целям использования водных объектов;
— Лесной кодекс РФ, который устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, зашиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Нормы ЛК (лесной кодекс) РФ регулируют лесные отношения с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение Федеральный закон РФ «О животном мире»;Закон РФ «О недрах» как источник экологического права регулирует отношения, которые возникают в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Этот закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр;
Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха». Как источник экологического права определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
К природоохранному законодательству относятся нормативные акты: Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе».
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неѐ воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путѐм применения налоговых и иных льгот.
Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития, как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, вырабатывать у субъектов правильное отношение, такое как — не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно — хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования, природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.
Платежи на основании письма МНС РФ за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.
Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.
Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.
За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.
За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов.
В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.
3. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды .
Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том, что должно производиться:
1. Планирование и финансирование природоохранительных мероприятий.
2. Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды.
5. Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
4. Методы реализации экономического механизма обеспечения охраны природы:
— взимание платы за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды (включая размещение отходов) и другие виды вредного воздействия на нее;
— налоговые, кредитные и другие льготы, предоставляемые юридическим лицам, а также гражданам при внедрении безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий и производств, осуществлении другой деятельности, дающей природоохранный и природовосстановительный эффект;
— ведение специального налогообложения предприятий, учреждений, организаций за применение экологически опасных технологий и осуществление другой опасной для природной среды деятельности;
— купля — продажа лицензий (разрешений) на право выброса (сброса) загрязняющих окружающую природную среду веществ или на осуществление иной экологически отрицательной деятельности с учетом экологической емкости территории и требований охраны природы;
— возложение на юридических лиц и граждан обязанностей по восстановлению нарушенной ими природной среды или ее отдельных частей;
— взыскание в установленном порядке денежных компенсаций за ущерб, причиненный в результате порчи или уничтожения природных объектов;
— полное или частичное лишение должностных лиц и иных работников премий, выдаваемых им по результатам основной производственной деятельности, в случаях невыполнения планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативно — технических и других требований законодательства в области охраны природы;
— материальное поощрение коллективов и работников юридических лиц, а также граждан, добившихся наиболее высоких результатов в охране природы.
Источник