Экономические методы управления охраной окружающей природной

17. Методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды.

Экономическое регулирование экологических отношений – это государственное регулирование, осуществляемое посредством правовых форм, цель которого решение вопросов охраны окружающей среды с учетом и посредством объективных экономических законов.

К методам экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся:

1) разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов,

2) разработку федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ,

3) разработку и проведение мероприятия по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде,

4) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду,

5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду,

6) проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов,

7) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существенных технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды,

8) поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленная на охрану окружающей среды,

9) возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде,

10) иные методы экономического регулирования.

18. Нормирование качества окружающей среды.

Качество окружающей среды – степень соответствия среды жизни человека его потребностям.

Нормирования качества окружающей среды – установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей.

Цель нормирования – установление предельно допустимых нормативов воздействия человека на окружающую среду.

Институт нормирования качества окружающей среды и основные нормативы закрепляются в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Каждый норматив должен включать в себя: 1) проведение научно-исследовательских работ по его обоснованию, 2) проведение экспертизы, утверждение и опубликование норматива, 3) установление оснований разработки и пересмотра норматива, 4) осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов, 5) формирование и ведение единой информационной базы о нормативе, 6) оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.

Читайте также:  Полынно злаковая растительность природная зона

Виды нормативов: 1) нормативы качества окружающей среды,

2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду,

3) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов,

4) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты их размещения, 5) нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду,

6) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды,

7) нормативы допустимой антропогенной нагрузки,

Источник

Тема 8. Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды

Понятие, значение, типы экономических методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Роль экономических методов управления природопользованием в условиях формирования рыночных отношений.

Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды создают непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования.

2. Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды осущест­вляется на основе прогнозных показателей, разработанных и утвержден­ных государственных программ социально-экономического развития страны, государственных и отраслевых программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, республи­канских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды и требований природоохранного законодательства. Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы.

Особенность разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что его объектом являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления, характеризующиеся различной степенью динамичности. При этом крайне важно является заблаговременно предвидеть последствия антропогенного воздействия на окружающую среду. Организация прогнозирования и планирования природопользования и природоохранной деятельности в Республике Беларусь отражена на рис.

Составление долгосрочны планов и прогнозов в которых определяется экономическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз включает определение основных направлений и масштабов воздействий на качество окружающей среды. Согласно Закону РБ “Об охране окружающей среды” целью планирования мероприятий по охране окружающей среды и природопользования является:

обеспечение гармоничного развития природы и общества с учетом научно-обоснованных интересов экологических, социальных и экономических систем;

выбор наиболее эффективных средств природопользования;

предотвращение и ликвидация негативных последствий и сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала государства.

Читайте также:  Анализ загрязнения природной среды

Эколого-экономическое планирование – это часть народно-хозяйственного планирования. Оно рассматривается как система мероприятий по сокращению ущерба от загрязнения окружающей среды, нарушение баланса в природе и созданию эколого-ресурсного фундамента будущего социально-экономического развития государства и его регионов.

Планирование природопользования основывается, с одной стороны, на оценке состояния окружающей среды и отдельных ее компонентов ресурсов и их использовании в народном хозяйстве. С другой стороны, учитывались материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, которые выделялись для осуществления природоохранных мероприятий в планируемом периоде.

Национальная стратегия устойчивогосоциально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу (15 лет)

Основные направления социально-экономического развития республики (10 лет), Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет)

Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочный период (1 год)

Источник

60. Экономические методы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Экономические методы управления процессом природопользования принадлежат к наиболее распространенным в мировой практике. Это – платежи за ресурсы и загрязнения, предоставление услуг в налогообложении предприятий, предоставление на льготных условиях кратко- и долгосрочных кредитов для реализации проектов относительно обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей среды и т.д. Одним из наиболее важных экономических методов является оплата за ресурсы. Научной основой для определения размеров такой оплаты служит их экономическая оценка, в основу которой положена дифференцированная рента.

В общем виде различают шесть видов платежей за ресурсы: 1. Платежи за право пользования природными ресурсами. 2. Оплата за воспроизводство и охрану природных ресурсов. 3. Рентные платежи за эксплуатацию лучших природных ресурсов или за качество, или за местом их расположения относительно рынка. 4. Штрафные платежи за превышение нормы использования природных ресурсов. 5. Компенсационные платежи за добычу природных ресурсов из целевого использования или ухудшения их качества, вызванное деятельностью этих предприятий. 6. Оплата предприятий за использование среды для размещения отходов производства.

В современной практике финансирование затрат на осуществление мер по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов проводится за счет средств государственного бюджета, предприятий и учреждений.

За счет средств государственного бюджета инвестируются преимущественно большие природоохранные меры общецелевого назначения: государственные программы ликвидации последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, государственные территориальные, отраслевые перспективные и текущие планы по охране и воспроизводству природных ресурсов и т.п. Капиталовложения на эти меры были всегда незначительными, часто выделялись по остаточному принципу.

Читайте также:  Шаганэ ты моя шаганэ природа

Для финансирования мер по охране окружающей природной среды создаются государственный и местные внебюджетные фонды.

61 Экономическая оценка природных ресурсов и ее функции

Экономическая оценка(ЭО) – народнохозяйственная ценность природных благ, выраженная в денежной форме. С её помощью сопоставляется ценность разнотипных видов естественных ресурсов. Она учитывается при выборе варианта размещения ресурсов, капитального строительства, создания системы экономического стимулирования. В основе определения ЭО лежат концепции, позволяющие определять стоимость природных ресурсов:•затратная (учитывается прежде всего затраты на освоение производственных ресурсов и вовлечение их в хоз. оборот.) рентная. (связана с размером приносимой данным ресурсом дифренты, которая показывает экономический выигрыш благодаря более благоприятным природным свойствам оцениваемого ресурса (качество, местоположение и т.д.).

Одним из начальных пунктов развития различных форм собственности, арендных отношений, приватизации является экономическая оценка природных ресурсов и условий и система показателей экономического регулирования взаимодействия производства и среды, формируется на ее основе.

Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала как орудие экономического регулирования взаимодействия производства и окружающей природной среды в регионе выполняет следующие функции:

• учет природных ресурсов и условий;

• выбор вариантов использования ресурсов и условий.

Учетная функция связана не только с количественными, качественными и стоимостными характеристиками природных благ, которые оцениваются как национальное богатство. Существенное значение при выполнении этой функции имеет группа качественных характеристик, которые определяют конкретные условия функционирования потенциальных потребителей ресурсов. Следует отметить, что информационная база экономической оценки природно-ресурсного потенциала в Украине не создана до сих пор. Несколько более подробно изучены земельные ресурсы. Можно получить некоторые сведения по отдельным месторождениям или территориях, но целостная система оценки природно-ресурсного потенциала отсутствует. Этот факт существенно затрудняет разработку схем развития производительных сил страны, а также формирования экономической политики государства.

Выбор вариантов рационального использования ресурсов и условий проводится в рамках отдельного региона для ранжирования или определения преимущества в эксплуатации за потребителями. Основной инструмент при осуществлении выбора — сравнение экономических показателей деятельности объектов или использования ресурсов.

Источник

Оцените статью