Экономические природные ресурсы государственного управления

Управление природными ресурсами, принадлежащими государству

Управление природными ресурсами, принадлежащими государству, – это направление государственной политики, предусматривающее осуществление деятельности, направленной на организацию воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, охрану окружающей среды и соблюдение законности эколого-экономических отношений.

Природные ресурсы как объект управления

Природные ресурсы представляют собой естественные элементы природы, обладающие по своим свойствам полезностью, обеспечивающей развитие производительных сил и удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Природные ресурсы – это главный объект природопользования, подвергаемый эксплуатации и переработке. Ряд природных ресурсов выступает в качестве средств труда, ряд – в качестве предметов потребления. В первом случае речь идет о таких ресурсах, как солнечная энергия, водные ресурсы, земельные ресурсы, внутриземное тепло и так далее. Во втором случае речь идет о таких ресурсах, как животный мир, растения, питьевая вода и так далее.

Человечество использует огромный объем природных ресурсов, что делает проблему будущей обеспеченности этими ресурсами глобальной. На сегодняшний день остро стоит проблема необходимости предотвращения полного истощения природных ресурсов. Человечество должно перейти на путь рационального и комплексного использования природных ресурсов, поиск иных источников сырья, энергии и топлива.

Природопользование – это эксплуатация природных ресурсов для удовлетворения культурных и материальных общественных потребностей.

Цель управления природными ресурсами состоит в обеспечении требований и норм, накладывающих ограничения на вредное воздействие производства на природную среду, обеспечивающих рациональность использования природных ресурсов, их воспроизводство и восстановление.

Сущность управления природными ресурсами, принадлежащими государством

Основная задача государства по отношению к природным ресурсам в современных условиях состоит в обеспечении их рационального использования и воспроизводства. Использование природных ресурсов не должно наносить вред окружающей среде.

В основе научного подхода к использованию природных ресурсов должно находиться понимание способности природной среды к самовосстановлению, самоочищению и саморегуляции. Государство должно обеспечивать при использовании природных ресурсов соблюдение норм, не препятствующих процессам самовосстановления природы. Воздействие человека и общества на природную среду должно осуществляться с учетом ее будущего состояния.

Общество должно стремиться к рациональному использованию природных ресурсов, сознательному преобразованию природы в соответствии с научным предвидением возможных последствий и изменений.

Читайте также:  Центрально лесным государственным природным биосферным заповедником

Управление природными ресурсами представляет собой сложнейший процесс, который сочетает в себе естественные и общественные процессы. В управлении природными ресурсами огромную значимость приобретает научная обоснованность управленческих решений на всех уровнях использования природных ресурсов.

На эффективность управления природными ресурсами прямое влияние оказывает система нормирования и контроля использования природных ресурсов. Органы государственного управления применяют разнообразные методы, обеспечивающие воздействия на хозяйствующих субъектов и население страны при осуществлении природопользования. К числу таких методов относятся методы организационного, социально-психологического, административно-правового и экономического характера. Применение этих методов обеспечивает должное отношение к соблюдению законодательства при использовании природных ресурсов только при условии комплексного подхода.

Наиболее действенным методом обеспечение рационального использования природных ресурсов выступает совокупность экономических методов, выражающихся в ценах, тарифах, штрафах, платежах, фондов экономического стимулирования и так далее. Основное назначение этих методов состоит в обеспечении рационального и комплексного использования природных ресурсов, охране и воспроизводстве природной среды.

Задача государства состоит в обеспечении взаимосвязи конечных результатов хозяйствующих субъектах и их воздействия на окружающую среду. Достигнутые результаты должны многократно превосходить наносимый природной среде вред, иначе деятельность хозяйствующих субъектов не имеет смысла.

Принципы оптимального природопользования

Использование природных ресурсов должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • управление природными ресурсами должно являться неотъемлемой, необходимой и обязательной частью общественного развития;
  • управление природными ресурсами должно соответствовать темпам и средствам производственного процесса, использовать достижения научно-технического прогресса;
  • управление природными ресурсами в своей основе должно иметь понимание непрерывности управленческого процесса в пространстве и времени с учетом взаимосвязи элементов природного комплекса, природных ресурсов, их качеств и свойств;
  • необязательность совпадения природных ресурсов и объектов с границами административно-территориальных единиц;
  • происхождение природных ресурсов не обусловлено человеческим трудом, а, значит, не может быть присвоено отдельной личностью, группой или коллективом. Природные богатства являются достоянием человечества, а собственность на них носит условный характер;
  • в основе оптимально организованного управления природными ресурсами находится разделение труда;
  • ответственность и заинтересованность в организации природопользования в рамках законодательства на всех уровнях управления;
  • системный подход, учет и контроль, отслеживание качественных и количественных показателей использования и запасов природных ресурсов;
  • оптимальность сочетания различных методов управления природными ресурсами.

Источник

Часть 5. Управление природными ресурсами

Глава 1. Правовые особенности управления природными объектами государственного и муниципального собственника

Природные ресурсы России в XXI в. составляют основу стратегии развития страны, так как ни одна отрасль экономической и социальной сферы страны не может эффективно функционировать и развиваться без использования тех или иных видов ресурсов.

Читайте также:  Карта природных зон бразилии

В научных изданиях в последние годы активизировалась полемика о роли природных ресурсов в российской экономике. Это достаточно объяснимо, так как внутренний валовой продукт страны более чем на три четверти создается за счет их эксплуатации. Иными словами, составляя естественную базу производства, они представляют собой важнейший бюджет, образующий капиталоемкий актив национального богатства. Благодаря их добыче, использованию и экспорту за исторически короткий срок в России могут быть созданы условия для поступательного развития. Это обусловлено рядом причин, важнейшими среди которых, по мнению отечественных ученых, являются следующие:

1) геополитическая роль России в международном разделении труда, географические особенности государства. Вследствие чего возникает объективная необходимость ориентировать общехозяйственную деятельность на специфику природно-климатических условий;

2) наличие в России огромного природно-ресурсного потенциала, его разносторонность, комплексность и территориальная насыщенность;

3) исторически сложившаяся специализация экономики государства, которая ориентирована в основном на эксплуатацию естественных богатств;

4) интересы обороны страны и целый ряд иных специфических факторов.

В этой связи актуальным представляется тезис В.В. Путина о том, что устойчивое развитие экономики России в ближайшее время должно и неизбежно будет базироваться на планомерном росте ее составляющих, и прежде всего природно-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к указанным ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.

1.1. Правовые особенности управления природными объектами

государственного и муниципального собственника

Государственное управление природными объектами осуществляют различные государственные органы, они наделены разной компетенцией и функционируют на разных уровнях. Их можно разделить на три вида:

1) органы общей компетенции,

2) органы специальной компетенции,

Особенности управления природными объектами органами общей компетенции заключаются в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, которые отнесены к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (образование, здравоохранение и т.п.), обороны, культуры и т.д.

Органами общей компетенции, которые осуществляют государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются:

администрация субъектов РФ, а также

органы местной администрации .

Читайте также:  Магнолия какая природная зона

Иванов О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2011. N 12. 84 с.

Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях, а также на иных территориях. Это — наиболее многочисленная система органов в стране, которая решает задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке этих органов важно иметь в виду, что, как правило, экологические проблемы имеют локальный характер.

Местное самоуправление является выражением власти народа, представляет собой признаваемую и гарантируемую КонституциейРФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, которые образуются в соответствии с уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 6Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся:

владение, распоряжение и пользование природными ресурсами, которые находятся в муниципальной собственности;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

обеспечение санитарного благополучия населения;

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация и содержание муниципальной информационной службы.

Учитывая то, что организация государственного управления на федеральном уровне отнесена в соответствии с КонституциейРФ к компетенции Президента России и в законодательстве, как правило, не называются конкретные органы как адресаты норм, для органов общей компетенции важнейшей является функция координации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Источник

Оцените статью