13. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
В настоящее время в России реализуется экономический механизм охраны окружающей природной среды, соответствующий критериям переходного периода к рыночной экономике. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а в основном на экономические методы его регулирования и стимулирования. При этом внедряются новые экономические стимулы: плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей природной среды, экологические фонды, экологические льготы, экологическое страхование и др. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил основные задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России:
1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
2) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
3) внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию (поощрению) охраны окружающей природной среды;
4) реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обязательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
Кроме того, применяется материальное стимулирование природоохранной деятельности — обеспечение выгодности для природо-пользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.
Меры материального поощрения:
1) установление налоговых льгот;
2) освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;
3) применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
4) применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.
Меры материального наказания:
1) введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий
2) штрафы за экологические правонарушения
14. Влияние территориальной организации произв-ва на прибыль прелпр-я. Адаптация к изменениям в окр. Среде.
Расчеты показывают, что отрасли с наибольшим удельным весом в структуре промышленного производства страны имеют и наибольшие показатели по коэффициентам специализации, локализации и душевого производства.
Одним из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве рекомендуемых показателей эффективности размещения предприятий установлены: себестоимость продукции, удельные капитальные вложения и прибыль. Из сравниваемых вариантов наилучший определяется по минимуму приведенных затрат.
Определение показателей экономической эффективности размещения производства ведется также с использованием показателей рентабельности Р.
Наряду с указанными показателями по каждой отрасли производства разрабатывается система технико-экономических показателей ее размещения. Она включает: а) удельные расходы основных видов сырья, топлива, тепловой и электрической энергии, воды на единицу готовой продукции; б) выход производственных отходов и их характеристику; в) трудовые затраты на единицу продукции; г) удельные затраты основных фондов.
Использование показателей эффективности рационального размещения способствует установлению оптимальных пропорций между отраслями и производствами.
При выборе наиболее оптимального варианта размещения промышленного предприятия необходимо учитывать влияние ряда факторов — материалоемкости, транспортного фактора и потребительского. При размещении многих отраслей обрабатывающей промышленности важно учитывать влияние преобладающих факторов во всей их совокупности. Так, энергоемкость выступает как главный фактор при размещении производства синтетического каучука, химических волокон, пластмасс, смол, а также отраслей цветной металлургии .
Многие отрасли добывающей промышленности ориентируются на сырьевой фактор.
15. Экологическая проблема современного размещения произв-ва
К числу важнейших, в ряде случаев определяющих факторов размещения в последние десятилетия добавился экологический фактор, При решении вопросов развития и размещения промышленности в данном районе принимаются следующие факторы риска загрязнения окружающей среды: близость к источникам природных ресурсов; планировочные и инженерно-строительные условия, в том числе условия водоснабжения, очистки и сброса сточных вод; санитарно-гигиенические условия и другие факторы, касающиеся водозабора, очистных сооружений, организации единой строительной базы. Все эти факторы по-разному влияют на городскую среду и поселения. Современной теорией размещения промышленного производства как наиболее эффективной принято размещение промышленности в виде групп отдельных производств — промышленных комплексов и промышленных узлов. Степень загрязнения воздушного бассейна и вод зависит от группы предприятий. Для группы, входящей в комплекс на базе химических производств, черной и цветной металлургии ширина санитарно-защитной зоны равна 3. 15 км, а размер территории составляет 500. 1000 га. Степень загрязнения очень большая. Комплексы, создаваемые на базе тяжелого, автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, с количеством занятых 20. 30 тыс. человек и площадью 100. 300 га также отличаются весьма высокой степенью загрязнения окружающей среды. Комплексы на базе деревообрабатывающей и химической промышленности с числом занятых 5. 15 тыс. и территорией 100. 300 га имеют среднюю степень загрязнения, и по этим условиям дополнительное размещение в них промышленности нецелесообразно ограничивать.
16. Этапы формирования региональных структур в дореволюционной России
Наиболее заметными были реформы регионального управления в начале XVIII века, когда по указу Петра I были созданы новые административно-территориальные единицы — губернии. В 1708 году их было 8:
Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал-губернаторами. Таким образом, институт губернаторства имеет глубокие исторические корни Права губернаторов были весьма значительными: они выполняли административные, полицейские, финансовые, судебные функции, командовали войсками, находящимися на территории губерний
При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись, как правило, чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями
В середине XIX века в России уже насчитывалось 52 губернии, их возглавляли генерал-губернаторы, которые подчинялись Министерству внутренних дел. В администрацию губернатора входили канцелярия, правление, различные комитеты и комиссии, присутствия. Заметную роль играли губернские дворянские собрания — коллективные органы местной дворянской корпорации.
Исполнительными делами занималась канцелярия губернского правления. Уже начиная с первой четверти XIX века в состав канцелярии губернатора входило 4 отделения:
— отделение, «заведовавшее» обнародованием законов и постановлений, осуществляющее контроль за движением дел, за подбором кадров;
— отделение, которое осуществляло исполнение дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов»;
— отделение, осуществляющее наблюдение за проживающими в губернии поднадзорными, а также контролирующее состояние дорог, мостов, почты, медицинских учреждений;
— отделение, которое ведало финансовыми вопросами, строительством казенных зданий, развитием сельского хозяйства, промышленности и торговли (9, с. 162—163).
К началу XX века в России было 76 губерний, 18 областей, 4 градоначальства, 10 генерал-губернаторств.
В структуре губернского управления появились новые учреждения: губернское крестьянское присутствие, губернское по земским и городским делам присутствие, губернское по фабрично-заводским делам присутствие, губернское по питейным делам присутствие и др.
Важную роль в социально-экономическом развитии губерний сыграли земства. В январе 1864 года было принято «Положение в губернских и уездных земских учреждениях».
Согласно этому «Положению» земства, как на уровне губерний, так и на уровне уездов являлись всесословными органами
17. Историческая география…
Историческая география — научная дисциплина, находящаяся на стыке двух наук — истории и географии, семь основных направлений исследовательской работы в исторической географии (19).
- Историческая физическая география.
- Историческая география населения.
- Историческая этническая география.
- Историческая география городов и сельских поселений (или историческая география населенных пунктов).
- Историческая топография городов.
- Историческая экономическая география.
- Историческая политическая география.
Источник