Экономический аспект природы качества продукции

Социальный, технический, экономический и правовой аспекты качества

Качество — это обобщенный показатель, который характеризует комплекс свойств продукции или процесса с точки зрения их способности выполнять установленные требования согласно предписанному предназначению.

Социальный аспект качества

Социальный аспект качества находит отражение в субъективных отношениях потребителей к данному объекту, которые формируются под действием большого числа различных факторов, в их числе:

  • физиологические особенности субъекта;
  • уровень доходов;
  • положение в обществе;
  • уровень культуры и др.

Социальный аспект больше других аспектов качества объясняет наличие большого числа сегментов рынка продукции. Это связано с тем, что социально обусловленные требования потребителей к продукции вынуждают производителей предусматривать множество разнообразных дополнительных услуг, которые, в свою очередь, обеспечивают повышение ценности продукции. Например, дополнительными услугами к автомобилю являются расположенная поблизости станция технического обслуживания, марка компании-производителя, ее имидж, салон продаж, реклама автомобиля и др.

Для социального аспекта качества характерным является изменение потребительских требований к качеству в соответствии с требованиями рынка. В данном случае речь идет про моду, которая формирует запросы большей части общества в конкретный момент к данному товару.

Технический аспект качества

Для характеристики технического аспекта качества, в первую очередь, оперируют количественными значениями показателей, которые отражают качественное состояние объекта и его качественные изменения. В связи с этим технические показатели дают возможность для объективного сравнения разных объектов, на основе результатов которого можно выбрать более качественный объект.

Объекты технического аспекта качества (иными словами, техника) в основном предназначены для полной или частичной замены производства, а также замены функций человека, что выполняется ради облегчения человеческого труда (как физического, так и умственного) и повышения производительности. Кроме того, технический аспект качества зачастую используется в стандартизации.

В зависимости от функционального назначения различают производственную и бытовую технику. При этом производственная техника (аппараты, инструменты, машины, механизмы управления технологическими процессами) составляет самую активную часть технических средств.

Техника в основном характеризуются такими показателями как производительность, надежность, экономичность. Их значения могут быть повышены в результате модернизации или усовершенствования технических средств.

Технический аспект качества еще находит отражение в следующих процессах и категориях:

  • степень оснащенности отраслей экономики средствами механизации и автоматизации производства;
  • техническое перевооружение отраслей промышленности;
  • содержание технической документации на промышленную продукцию и др.
Читайте также:  Природный бетон своими руками

Экономический аспект качества

Экономический аспект качества характеризует стоимость объекта. Считается, что экономическая сторона качества находится в неразрывном единстве с технической стороной. Это связано с тем, что они находятся друг с другом в конструктивном противоборстве, в котором решается потребительская оценка качества.

Качество продукции в настоящее время является важнейшим фактором, который определяет ее конкурентоспособность на рынке — потребители желают приобретать более качественную продукцию, но в то же время она, как правило, стоит дороже, что отталкивает часть клиентов. А конкурентоспособность, в свою очередь, предопределяет долю предприятия на рынке и его прибыльность.

Кроме того, обеспечение требуемого качества требует от предприятия определенных затрат. Следовательно, именно от уровня качества продукции во многом зависит сумма доходов и расходов предприятия, размеры дивидендов, выплачиваемых его акционерам, и заработной платы управленческого, производственного и обслуживающего персонала.

Правовой аспект качества

Правовой аспект качества заключается в нормативном отражении качества в официальных документах — законах, нормативах, стандартах и др. В этих документах указываются показатели качества, ниже которых производителям (пользователям) нельзя опуститься при изготовлении (эксплуатации) объекта.

Новая нормативная документация по поводу вопросов, связанных с качеством, обычно разрабатывается в случае необходимости удовлетворения требований рынка по расширению объемов продаж и требований потребителя по обеспечению (повышению) качества продукции.

Основным нормативным правовым актом, который регламентируют качество объекта, является стандарт. Он устанавливает общие для всех правила изготовления объекта, требуемые характеристики. В настоящее время стандарты принимаются на нескольких уровнях:

  1. Международные стандарты — разрабатываются и принимаются Международной организацией по стандартизации или другими уполномоченными международными организациями, действуют на территории присоединившихся стран.
  2. Региональные стандарты — разрабатываются и действуют на территории стран-членов регионального объединения (например, Европейского союза, Евразийского экономического союза и др.).
  3. Национальные стандарты — разрабатываются и принимаются уполномоченными государственными органами на территории одной страны (как правило, аналогичные по содержанию международным и региональным стандартам).
  4. Отраслевые стандарты — разрабатываются и принимаются объединением предприятий одной отрасли с целью принятия единых правил ее развития.
  5. Внутренние стандарты — разрабатываются и принимаются на отдельно взятом предприятии с целью решения вопросов организации внутренней работы.

Источник

1.2. Экономические аспекты качества

Количество и качество эти категории сопровождают человечество на протяжении всей истории его развития. От того на качество или количество делает акцент государство или организация, во многом определяется направленность деятельности, темпы развития, жизнеобеспечение, перспективы и возможности. Будущее благополучие нации в связи с тем, что природные ресурсы невосполнимы, будет обеспечиваться интенсивными способами производства, наукоемкими, ресурсосберегающими и безотходными технологиями, осуществление которых возможно при высоком качестве ресурсов, процессов и технологий.

Читайте также:  Что можно рисовать природа

Качество – на современном этапе рассматривается как экономическая категория. Существует неразрывная зависимость между основными экономическими категориями и качеством продукции. Все усилия в области качества продукции направлены на повышение ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность – означает более высокое по сравнению с аналогичной продукцией соотношение совокупности её качественных характеристик и затрат на приобретение и потребление при соответствии требованиям рынка. Продукция тогда становится конкурентоспособной, когда мера улучшения качества превосходит меру прироста стоимости более качественной продукции. Формула расчета мультипликатора, определяющего уровень конкурентоспособности продукции (), имеет вид:

где Wоц,Wбаз–комплексный показатель качества оцениваемого и базового образца;

Zбаз,Zоц –затраты на приобретение, эксплуатацию и утилизацию базового и оцениваемого образца.

В целом конкурентоспособность является функцией от таких экономических категорий как качество продукции, цена, затраты на единицу продукции, полезность, проявляемая через затраты на эксплуатацию или потребление и качество, продуктивность или степень удовлетворения спроса (рис.1.2).

Рис. 1.2. Связь экономических категорий с качеством продукции

Цена — денежное выражение стоимости товара, показатель ее величины и единственный элемент, который способствует накоплению ресурсов компании. Связь цены и качества – это концепция цивилизованного бизнеса и рынка, согласно которой высокие цены означают высокое качество, а низкие цены – низкое качество. Важно, чтобы цена полностью отражала качество и образ, который фирма стремиться создать для своей продукции.

Полезность – свойство, определяемое эффектом, который получает потребитель от использования, эксплуатации или потребления продукции. Экономической теорией полезность отождествляются с потребительной стоимостью. «Полезность вещи делает её потребительной стоимостью» утверждал К. Маркс. Известные экономисты, как А. Маршалл, определил ценность продукции как предельную полезность, т.е. её способность удовлетворять потребность или обеспечивать выгодой покупателя.

Продуктивность – способность организации обеспечивать полное удовлетворение спроса на количество продукции требуемого качества. Для каждого предприятия существует определенные возможности и ограничения для повышения конкурентоспособности продукции. Возникает задача: Какое качество является оптимальным для предприятия на фиксированный момент времени? К настоящему времени в определении уровня качества () сложились два подхода (рис. 1.3): традиционная точка зрения и позиция тотального менеджмента качества (TQM).

Читайте также:  Нормы об охране природы

Рис. 1.3. Подходы к оптимизации уровня качества [20]

Традиционная точка зрения заключается в поиске оптимального уровня качества по минимуму затрат (min) , включающих затраты на достижение некоторого качества и затрат на устранение несоответствия требованиям к качеству продукции. Так как улучшение качества – это затратообразующая деятельность, то чем выше уровень качества, тем выше и затраты. Затраты на устранение дефектов или несоответствия показателей качества продукции требованиям находятся в обратной зависимости относительно уровню качества, а именно, чем выше, тем ниже соответствующие затраты. Тогда, если существуют две противоположных по характеру зависимости, то имеет место задача поиска оптимального решения, т.е. оптимального качества, что отображено на рис. 1.3. в видеU-образной функции .

Концепции TQM провозгласила тезис «улучшению качества нет предела», так как с улучшением качества снижаются суммарные затраты на производство единицы продукции, прежде всего, за счет сокращения непроизводственных затрат. Поэтому точка «оптимума» функции с повышением уровня качества непрерывно будет опускаться по асимптотической кривой (рис. 1.3).

Экономический аспект улучшения качества продукции проявляется в формировании новых концепций: «от управления качеством к качеству управления», «к росту производительности посредством улучшения качества продукции», «от улучшения качества к росту функциональных возможностей продукции», «рост прогрессивности технологий в целях улучшения качества».

Концепция современного управления «качество управления через управление качеством» актуальна, благодаря тому, что управление качеством создает отлаженную, строго формализованную систему преобразования ресурсов в продукцию и позволяет менеджменту организации сосредотачивать свои усилия на поиске более смелых и наукоемких стратегий.

Улучшение качества как источник роста производительность объясняется тем, что критерием производительности является не рост объемов производства, а расширение выпуска продукции и услуг высокого качества и, как следствие, увеличение спроса на продукцию. Кроме того рост производительности достигается за счет сокращения или исключения дефектов в продукции, и, как следствие, затрат времени и ресурсов на её доработку.

Улучшение качество является источником роста функциональных возможностей продукции путем развития инновационных решений. Утверждается, что качество это партнер нововведения, а не фактор, приводящий к нарастанию проблем после внедрения. В Японии исповедуют тезис: «У нас нет лишних денег и времени, чтобы сначала производить продукт, а потом его доводить».

Источник

Оцените статью