Экономический механизм охраны окружающей природной среды его задачи

7.5.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Понятие экономического механизма охраны окружаю­щей природной среды. В ст. 11 Федерального закона «Об охра­не окружающей среды» закреплено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее за­щиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной в иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природ­ного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Это право обеспечивается комплексом взаи­мосвязанных между собой социально-экономических, право­вых, организационных, идеологических и иных мер. Среди таких мер особое место занимает система мер экономического характера, охватываемая понятием «экономического механиз­ма охраны окружающей природной среды». Впервые данный термин закреплен на законодательном уровне в разделе III За­кона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. Однако законодатель, перечислив элементы механизма охраны природы, не дал определения данному понятию. В кни­ге «Экология, охрана природы, экологическая безопасность» авторы понимают под экономическим механизмом охраны окружающей среды систему экономических инструментов поощрительно-принудительного характера, применение кото­рых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики.

В принятом в новой редакции Федеральном законе «Об охране окружаю щей среды» законодатель отказался от упо­требления рассматриваемого термина, заменив его понятием «экономическое регулирование в области охраны окружающей среды», которому на законодательном уровне также не дано определения. Вместе с тем, сущность его определена через за­крепленную в главе IV названного Закона систему методов, к числу которых отнесены:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологиче­ского развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской фе­дерации;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окру­жающей среды в целях предотвращения причинения вреда
  • установление млаты за негативное воздействие на окру­жающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняю­щих веществ и микроорганизмов, лимитов па размещение от­ходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду:
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической оценки воздействия хозяй­ственной и иной деятельности па окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке от­ходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке ущерба от причи­ненного вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совер­шенствованию и эффективному осуществлению охраны окру­жающей среды.
Читайте также:  Чем отличаются от заповедника заказник национальный парк памятник природы

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

5.9. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Основные задачи экономического механизма охраны окру­жающей природной среды и рационального природопользования:

— планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

— установление лимитов использования природных ресур­сов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

— установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загряз­няющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

— предоставление предприятиям, учреждениям и организа­циям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;

— возмещение в установленном порядке вреда, причиненно­го окружающей природной среде и здоровью человека.

Экономическое стимулирование природоохранительной деятельности осуществляется с помощью следующих мер:

— установления налоговых льгот, предоставляемых пред­приятиям, учреждениям и организациям при внедрении техноло­гий, обеспечивающих природоохранительный эффект;

— освобождения от налогов экологических фондов;

— применения льготного кредитования предприятий, эффек­тивно осуществляющих охрану окружающей среды.

Финансирование природоохранительной деятельности осуществляется за счет:

а) бюджетов всех уровней, начиная от федерального и кончая местными;

б) средств предприятий, учреждений и организаций;

в) федеральных, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;

г) фондов экологического страхования;

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.20) введена платность использования природных ресурсов.

5.10. Плата за природные ресурсы

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

— за право пользования природными ресурсами в преде­лах установленных лимитов;

— за сверхлимитное и нерациональное использование при­родных ресурсов;

— на воспроизводство и охрану природных ресурсов;

— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

Читайте также:  Памятник природы озеро киево

— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов сверх установленных лимитов.

Плата за землю. Согласно закону «О плате за землю» с последующими дополнениями и изменениями, доля средств, взи­маемых в качестве платы за землю, уточняется постановлениями исполнительной власти субъектов Федерации. Земельный налог взимается с землепользователей с последующим перераспределе­нием части средств в федеральный и местный бюджеты.

Плата за пользование недрами. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разре­шением в виде лицензии.

Законом «О недрах» (с изменениями и дополнениями от 08.02.95) определено, что пользование недрами является плат­ным, за исключением случаев, предусмотренных ст.40 закона. Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, соответствующие местные бюджеты.

В соответствии с законом РФ «О недрах» и постановле­нием Правительства РФ №828 от 28.10.92 все недропользователи, в том числе и промышленные предприятия, при наличии лицензии, вносят в бюджет платежи за право добычи подземной пресной воды. Вопрос о взимании и размерах платежей за право на пользование недрами при добыче подземных пресных вод решается при выдаче лицензии.

Согласно ст.42 закона «О недрах» (в редакции от 03.03.95) распределение платежей за добычу подземных вод ус­танавливается в соответствии с водным законодательством РФ.

Плата за воду. В соответствии с законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за забор воды из водохозяйственных систем промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду. Порядок внесения указанной платы оп­ределяется соответствующим распоряжением местной исполни­тельной власти.

Плата за загрязнение окружающей среды. Плата за вы­бросы, сбросы, размещение отходов является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среды. Взимание платы за загрязнение среды осуществляется во испол­нение закона «Об охране окружающей природной среды» и в со­ответствии с постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «О порядке определения платы и ее предельных размеров за за­грязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Постановлением Правитель­ства РФ № 632 от 28.08.92 определено три вида платежей:

Читайте также:  Гдз рабочие тетради природа класс

• за загрязнение окружающей среды в объемах, не превы­шающих установленных природопользователю предельно допусти­мых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также в пределах установленных на размещение отходов лимитов;

• за загрязнение в пределах временно согласованных нор­мативов;

• за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения экологических нор­мативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружаю­щую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов и размещения отходов определен постановлением Прави­тельства РФ от 03.08.92 «Об утверждении «Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и ис­пользования природных ресурсов, размещения отходов».

Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики реше­нием от 27.11.92 были установлены базовые нормативы платы:

• за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стацио­нарных и передвижных установок за загрязнения в пределах до­пустимых нормативов выброса и в пределах установленных лими­том (временно согласованных) нормативов выбросов;

• за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и под­земные водные системы в пределах допустимых нормативов вы­броса и в пределах установленных лимитом (временно согласо­ванных) нормативов сбросов;

На основе базовых нормативов с учетом коэффициентов, отражающих конкретные факторы, органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются дифференцированные ставки платы. Коэффициент индексации платы за загрязнение окру­жающей природной среды вводится по отношению к дифферен­циальным ставкам платы.

В соответствии с законом «Об охране окружающей при­родной среды» (ст.20 п.4) плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке на счета государственных внебюджетных экологических фондов (90 %) и в доход республи­канского бюджета РФ (10%).

Перечисление платежей за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и доход федерального бюджета осуществ­ляется предприятиями в плановом порядке ежеквартально. По истечении отчетного квартала платежи пересчитываются и кор­ректируются в соответствии с фактическим загрязнением, произве­денным природопользователем. В случае нарушения сроков вне­сения платежей предприятие-плательщик уплачивает пени за каж­дый день просрочки. Суммы, излишне внесенные в экологический фонд, засчитываются предприятию в счет платы следующих квар­талов либо возвращаются плательщику по его письменному заявлению. Споры между плательщиками и контролирующими орга­нами рассматриваются судом.

Источник

Оцените статью