7.5.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды. В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной в иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Это право обеспечивается комплексом взаимосвязанных между собой социально-экономических, правовых, организационных, идеологических и иных мер. Среди таких мер особое место занимает система мер экономического характера, охватываемая понятием «экономического механизма охраны окружающей природной среды». Впервые данный термин закреплен на законодательном уровне в разделе III Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. Однако законодатель, перечислив элементы механизма охраны природы, не дал определения данному понятию. В книге «Экология, охрана природы, экологическая безопасность» авторы понимают под экономическим механизмом охраны окружающей среды систему экономических инструментов поощрительно-принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики.
В принятом в новой редакции Федеральном законе «Об охране окружаю щей среды» законодатель отказался от употребления рассматриваемого термина, заменив его понятием «экономическое регулирование в области охраны окружающей среды», которому на законодательном уровне также не дано определения. Вместе с тем, сущность его определена через закрепленную в главе IV названного Закона систему методов, к числу которых отнесены:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда
- установление млаты за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов па размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности па окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке ущерба от причиненного вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
5.9. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Основные задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды и рационального природопользования:
— планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
— установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
— установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
— предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;
— возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Экономическое стимулирование природоохранительной деятельности осуществляется с помощью следующих мер:
— установления налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении технологий, обеспечивающих природоохранительный эффект;
— освобождения от налогов экологических фондов;
— применения льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.
Финансирование природоохранительной деятельности осуществляется за счет:
а) бюджетов всех уровней, начиная от федерального и кончая местными;
б) средств предприятий, учреждений и организаций;
в) федеральных, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;
г) фондов экологического страхования;
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.20) введена платность использования природных ресурсов.
5.10. Плата за природные ресурсы
Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
— за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
— на воспроизводство и охрану природных ресурсов;
— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;
— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов сверх установленных лимитов.
Плата за землю. Согласно закону «О плате за землю» с последующими дополнениями и изменениями, доля средств, взимаемых в качестве платы за землю, уточняется постановлениями исполнительной власти субъектов Федерации. Земельный налог взимается с землепользователей с последующим перераспределением части средств в федеральный и местный бюджеты.
Плата за пользование недрами. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Законом «О недрах» (с изменениями и дополнениями от 08.02.95) определено, что пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных ст.40 закона. Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, соответствующие местные бюджеты.
В соответствии с законом РФ «О недрах» и постановлением Правительства РФ №828 от 28.10.92 все недропользователи, в том числе и промышленные предприятия, при наличии лицензии, вносят в бюджет платежи за право добычи подземной пресной воды. Вопрос о взимании и размерах платежей за право на пользование недрами при добыче подземных пресных вод решается при выдаче лицензии.
Согласно ст.42 закона «О недрах» (в редакции от 03.03.95) распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с водным законодательством РФ.
Плата за воду. В соответствии с законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за забор воды из водохозяйственных систем промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду. Порядок внесения указанной платы определяется соответствующим распоряжением местной исполнительной власти.
Плата за загрязнение окружающей среды. Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среды. Взимание платы за загрязнение среды осуществляется во исполнение закона «Об охране окружающей природной среды» и в соответствии с постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 определено три вида платежей:
• за загрязнение окружающей среды в объемах, не превышающих установленных природопользователю предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также в пределах установленных на размещение отходов лимитов;
• за загрязнение в пределах временно согласованных нормативов;
• за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов и размещения отходов определен постановлением Правительства РФ от 03.08.92 «Об утверждении «Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и использования природных ресурсов, размещения отходов».
Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики решением от 27.11.92 были установлены базовые нормативы платы:
• за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных установок за загрязнения в пределах допустимых нормативов выброса и в пределах установленных лимитом (временно согласованных) нормативов выбросов;
• за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные системы в пределах допустимых нормативов выброса и в пределах установленных лимитом (временно согласованных) нормативов сбросов;
На основе базовых нормативов с учетом коэффициентов, отражающих конкретные факторы, органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются дифференцированные ставки платы. Коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды вводится по отношению к дифференциальным ставкам платы.
В соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.20 п.4) плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке на счета государственных внебюджетных экологических фондов (90 %) и в доход республиканского бюджета РФ (10%).
Перечисление платежей за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и доход федерального бюджета осуществляется предприятиями в плановом порядке ежеквартально. По истечении отчетного квартала платежи пересчитываются и корректируются в соответствии с фактическим загрязнением, произведенным природопользователем. В случае нарушения сроков внесения платежей предприятие-плательщик уплачивает пени за каждый день просрочки. Суммы, излишне внесенные в экологический фонд, засчитываются предприятию в счет платы следующих кварталов либо возвращаются плательщику по его письменному заявлению. Споры между плательщиками и контролирующими органами рассматриваются судом.
Источник