Экономический механизм охраны окружающей природной среды включает

5.9. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Основные задачи экономического механизма охраны окру­жающей природной среды и рационального природопользования:

— планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

— установление лимитов использования природных ресур­сов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

— установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загряз­няющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

— предоставление предприятиям, учреждениям и организа­циям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;

— возмещение в установленном порядке вреда, причиненно­го окружающей природной среде и здоровью человека.

Экономическое стимулирование природоохранительной деятельности осуществляется с помощью следующих мер:

— установления налоговых льгот, предоставляемых пред­приятиям, учреждениям и организациям при внедрении техноло­гий, обеспечивающих природоохранительный эффект;

— освобождения от налогов экологических фондов;

— применения льготного кредитования предприятий, эффек­тивно осуществляющих охрану окружающей среды.

Финансирование природоохранительной деятельности осуществляется за счет:

а) бюджетов всех уровней, начиная от федерального и кончая местными;

б) средств предприятий, учреждений и организаций;

в) федеральных, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;

г) фондов экологического страхования;

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.20) введена платность использования природных ресурсов.

5.10. Плата за природные ресурсы

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

— за право пользования природными ресурсами в преде­лах установленных лимитов;

— за сверхлимитное и нерациональное использование при­родных ресурсов;

— на воспроизводство и охрану природных ресурсов;

— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов сверх установленных лимитов.

Плата за землю. Согласно закону «О плате за землю» с последующими дополнениями и изменениями, доля средств, взи­маемых в качестве платы за землю, уточняется постановлениями исполнительной власти субъектов Федерации. Земельный налог взимается с землепользователей с последующим перераспределе­нием части средств в федеральный и местный бюджеты.

Плата за пользование недрами. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разре­шением в виде лицензии.

Законом «О недрах» (с изменениями и дополнениями от 08.02.95) определено, что пользование недрами является плат­ным, за исключением случаев, предусмотренных ст.40 закона. Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, соответствующие местные бюджеты.

Читайте также:  Территории природных парков включают

В соответствии с законом РФ «О недрах» и постановле­нием Правительства РФ №828 от 28.10.92 все недропользователи, в том числе и промышленные предприятия, при наличии лицензии, вносят в бюджет платежи за право добычи подземной пресной воды. Вопрос о взимании и размерах платежей за право на пользование недрами при добыче подземных пресных вод решается при выдаче лицензии.

Согласно ст.42 закона «О недрах» (в редакции от 03.03.95) распределение платежей за добычу подземных вод ус­танавливается в соответствии с водным законодательством РФ.

Плата за воду. В соответствии с законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за забор воды из водохозяйственных систем промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду. Порядок внесения указанной платы оп­ределяется соответствующим распоряжением местной исполни­тельной власти.

Плата за загрязнение окружающей среды. Плата за вы­бросы, сбросы, размещение отходов является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среды. Взимание платы за загрязнение среды осуществляется во испол­нение закона «Об охране окружающей природной среды» и в со­ответствии с постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «О порядке определения платы и ее предельных размеров за за­грязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Постановлением Правитель­ства РФ № 632 от 28.08.92 определено три вида платежей:

• за загрязнение окружающей среды в объемах, не превы­шающих установленных природопользователю предельно допусти­мых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также в пределах установленных на размещение отходов лимитов;

• за загрязнение в пределах временно согласованных нор­мативов;

• за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения экологических нор­мативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружаю­щую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов и размещения отходов определен постановлением Прави­тельства РФ от 03.08.92 «Об утверждении «Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и ис­пользования природных ресурсов, размещения отходов».

Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики реше­нием от 27.11.92 были установлены базовые нормативы платы:

• за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стацио­нарных и передвижных установок за загрязнения в пределах до­пустимых нормативов выброса и в пределах установленных лими­том (временно согласованных) нормативов выбросов;

• за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и под­земные водные системы в пределах допустимых нормативов вы­броса и в пределах установленных лимитом (временно согласо­ванных) нормативов сбросов;

На основе базовых нормативов с учетом коэффициентов, отражающих конкретные факторы, органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются дифференцированные ставки платы. Коэффициент индексации платы за загрязнение окру­жающей природной среды вводится по отношению к дифферен­циальным ставкам платы.

Читайте также:  Погрешность измерения объема природного газа

В соответствии с законом «Об охране окружающей при­родной среды» (ст.20 п.4) плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке на счета государственных внебюджетных экологических фондов (90 %) и в доход республи­канского бюджета РФ (10%).

Перечисление платежей за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и доход федерального бюджета осуществ­ляется предприятиями в плановом порядке ежеквартально. По истечении отчетного квартала платежи пересчитываются и кор­ректируются в соответствии с фактическим загрязнением, произве­денным природопользователем. В случае нарушения сроков вне­сения платежей предприятие-плательщик уплачивает пени за каж­дый день просрочки. Суммы, излишне внесенные в экологический фонд, засчитываются предприятию в счет платы следующих квар­талов либо возвращаются плательщику по его письменному заявлению. Споры между плательщиками и контролирующими орга­нами рассматриваются судом.

Источник

3. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды

Экономический механизм природопользования и охраны окружа­ющей среды — это совокупность предусмотренных нормативными пра­вовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Включает в себя обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприя­тий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую сре­ду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предос­тавление субъектам природопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.

Основная черта правового регулирования экологических отноше­ний на современном этапе выражается в сочетании нормативно-пра­вовых средств воздействия с экономическим стимулированием охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 14) назы­вает следующие методы экономического регулирования в области при­родопользования и охраны окружающей среды:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономичес­кого развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического раз­ вития Российской Федерации и целевых программ в области ох­ раны окружающей среды субъектов РФ;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей сре­ды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антроногенных объектов;
  • проведение экономической опенки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч­ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а так­ же при осуществлении иных эффективных мер по охране окру­жающей среды в соответствии с законодательством РФ;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствова­нию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Источник

Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.[1]

Читайте также:  Продам сжиженный природный газ

Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработавать у субъектов права отношение, такое как -не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе.

Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, — наверное стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

Платежи на основании письма МНС РФ[2] за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности[3].

Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.

Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.

Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.

За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.

За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.

Источник

Оцените статью