5.9. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Основные задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды и рационального природопользования:
— планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
— установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
— установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
— предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;
— возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Экономическое стимулирование природоохранительной деятельности осуществляется с помощью следующих мер:
— установления налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении технологий, обеспечивающих природоохранительный эффект;
— освобождения от налогов экологических фондов;
— применения льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.
Финансирование природоохранительной деятельности осуществляется за счет:
а) бюджетов всех уровней, начиная от федерального и кончая местными;
б) средств предприятий, учреждений и организаций;
в) федеральных, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;
г) фондов экологического страхования;
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.20) введена платность использования природных ресурсов.
5.10. Плата за природные ресурсы
Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
— за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
— на воспроизводство и охрану природных ресурсов;
— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;
— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов сверх установленных лимитов.
Плата за землю. Согласно закону «О плате за землю» с последующими дополнениями и изменениями, доля средств, взимаемых в качестве платы за землю, уточняется постановлениями исполнительной власти субъектов Федерации. Земельный налог взимается с землепользователей с последующим перераспределением части средств в федеральный и местный бюджеты.
Плата за пользование недрами. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Законом «О недрах» (с изменениями и дополнениями от 08.02.95) определено, что пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных ст.40 закона. Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, соответствующие местные бюджеты.
В соответствии с законом РФ «О недрах» и постановлением Правительства РФ №828 от 28.10.92 все недропользователи, в том числе и промышленные предприятия, при наличии лицензии, вносят в бюджет платежи за право добычи подземной пресной воды. Вопрос о взимании и размерах платежей за право на пользование недрами при добыче подземных пресных вод решается при выдаче лицензии.
Согласно ст.42 закона «О недрах» (в редакции от 03.03.95) распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с водным законодательством РФ.
Плата за воду. В соответствии с законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за забор воды из водохозяйственных систем промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду. Порядок внесения указанной платы определяется соответствующим распоряжением местной исполнительной власти.
Плата за загрязнение окружающей среды. Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среды. Взимание платы за загрязнение среды осуществляется во исполнение закона «Об охране окружающей природной среды» и в соответствии с постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 определено три вида платежей:
• за загрязнение окружающей среды в объемах, не превышающих установленных природопользователю предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также в пределах установленных на размещение отходов лимитов;
• за загрязнение в пределах временно согласованных нормативов;
• за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов и размещения отходов определен постановлением Правительства РФ от 03.08.92 «Об утверждении «Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и использования природных ресурсов, размещения отходов».
Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики решением от 27.11.92 были установлены базовые нормативы платы:
• за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных установок за загрязнения в пределах допустимых нормативов выброса и в пределах установленных лимитом (временно согласованных) нормативов выбросов;
• за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные системы в пределах допустимых нормативов выброса и в пределах установленных лимитом (временно согласованных) нормативов сбросов;
На основе базовых нормативов с учетом коэффициентов, отражающих конкретные факторы, органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются дифференцированные ставки платы. Коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды вводится по отношению к дифференциальным ставкам платы.
В соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.20 п.4) плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке на счета государственных внебюджетных экологических фондов (90 %) и в доход республиканского бюджета РФ (10%).
Перечисление платежей за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и доход федерального бюджета осуществляется предприятиями в плановом порядке ежеквартально. По истечении отчетного квартала платежи пересчитываются и корректируются в соответствии с фактическим загрязнением, произведенным природопользователем. В случае нарушения сроков внесения платежей предприятие-плательщик уплачивает пени за каждый день просрочки. Суммы, излишне внесенные в экологический фонд, засчитываются предприятию в счет платы следующих кварталов либо возвращаются плательщику по его письменному заявлению. Споры между плательщиками и контролирующими органами рассматриваются судом.
Источник
3. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды
Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды — это совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Включает в себя обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам природопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.
Основная черта правового регулирования экологических отношений на современном этапе выражается в сочетании нормативно-правовых средств воздействия с экономическим стимулированием охраны окружающей природной среды.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 14) называет следующие методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического раз вития Российской Федерации и целевых программ в области ох раны окружающей среды субъектов РФ;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антроногенных объектов;
- проведение экономической опенки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а так же при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Источник
Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.[1]
Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработавать у субъектов права отношение, такое как -не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе.
Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, — наверное стать органической составной системой управления и регулирования экономики.
Платежи на основании письма МНС РФ[2] за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности[3].
Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.
Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.
Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.
За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.
За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.
Источник