§ 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
§ 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
Изначально проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды решались только при помощи административных методов, т.е. путем установления запретов и наказаний. Но это не привело к положительным результатам – слишком уж велики затраты на природоохранные мероприятия, и природопользователю выгоднее заплатить штраф, чем вкладывать деньги в охрану природы. Поэтому была предпринята попытка экономически заинтересовать природопользователя в осуществлении природоохранных мероприятий, сделать так, чтобы ему экономически выгоднее было вкладывать средства в охрану природы. Так появился экономический механизм охраны природы, т.е. применение рыночных методов к охране окружающей среды. Впервые он был введен в США. Там появились такие институты, как купля-продажа выбросов и сбросов, специальное ценообразование, напрямую зависящее от экологических характеристик товара, стимулировали природопользователя. Правда в Европе, например, экономический механизм охраны окружающей среды не нашел такого распространения, как в США. Но в любом случае рыночные методы охраны окружающей среды могут быть введены только в условиях рынка. В нашем же государстве первая попытка их внедрения была предпринята еще в условиях плановой экономики. В 1988 г. было принято совместное постановление СМСССР и ЦККПСС «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором говорилось о необходимости перехода от преимущественно административных методов к преимущественно экономическим методам. Сама по себе постановка вопроса была абсурдна: нельзя отдавать преимущество тем или иным методам, они должны сочетаться и взаимодействовать. Тем не менее толчок развитию экономического механизма в нашей стране был дан, но идея была извращена. Вместо того, чтобы основной акцент делать на экономическое стимулирование природопользователя, законодатель при помощи введения экономического механизма решил перенести финансовое бремя охраны окружающей среды на плечи природопользователя, найти средства на охрану окружающей среды не в казне, урезав бюджетное финансирование охраны окружающей среды до минимума, а у самого природопользователя.
В результате центральным, основным институтом экономического механизма охраны окружающей среды стал институт платности природопользования, что лишний раз подтверждает фискальную направленность экологического права в нашем государстве.
Впервые на законодательном уровне экономический механизм был зафиксирован в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., причем сделано это было весьма удачно. Но в развитие концепции экономического механизма не было принято ни одного специального закона. Не нашел применения предложенный этим законом механизм ценообразования, внебюджетные экологические фонды были переведены в бюджетные, законы о плате за загрязнение окружающей среды и об экологическом страховании до сих пор не приняты. И наоборот, предлагались юридически сомнительные конструкции: например, концепция, обосновывающая право собственности государства на ассимилеционный потенциал природы (ее способность обезвреживать и перерабатывать поступающие в нее вредные вещества без изменения своих основных средств), на который надо ввести налог.
В Законе 1991 года законодатель не дал определение понятия экономический механизм охраны окружающей среды, раскрыв его сущность путем перечисления задач. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды было дано на доктринальном уровне – это система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики 1 .
За прошедшее после принятия закона 1991 года десятилетие произошли изменения во взглядах на содержание элементов экономического механизма охраны природы. ФЗ «Об охране окружающей среды» 2 2002 г. отказался от употребления рассматриваемого термина, заменив его понятием «экономическое регулирование в области охраны окружающей среды», которому на законодательном уровне также не было дано определения. Сущность его также определена через закрепленную в гл.IV закона систему методов, к числу которых отнесены:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Источник
7.5.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды. В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной в иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Это право обеспечивается комплексом взаимосвязанных между собой социально-экономических, правовых, организационных, идеологических и иных мер. Среди таких мер особое место занимает система мер экономического характера, охватываемая понятием «экономического механизма охраны окружающей природной среды». Впервые данный термин закреплен на законодательном уровне в разделе III Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. Однако законодатель, перечислив элементы механизма охраны природы, не дал определения данному понятию. В книге «Экология, охрана природы, экологическая безопасность» авторы понимают под экономическим механизмом охраны окружающей среды систему экономических инструментов поощрительно-принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики.
В принятом в новой редакции Федеральном законе «Об охране окружаю щей среды» законодатель отказался от употребления рассматриваемого термина, заменив его понятием «экономическое регулирование в области охраны окружающей среды», которому на законодательном уровне также не дано определения. Вместе с тем, сущность его определена через закрепленную в главе IV названного Закона систему методов, к числу которых отнесены:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда
- установление млаты за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов па размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности па окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке ущерба от причиненного вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник