Экономический механизм рационального использования природных ресурсов

38.Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования.

Экономический механизм природопользования – система взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения экономич. и экологич. целей использ-я и воспр-ва природных ресурсов.

Экономич. механизм ООС и природопольз-я включает след. элементы: -разработку гос. прогнозов и программ соц-эконом. разв-я РБ в части рацион. использ-я природных рес-в и ООС; -финансирование программ и мероприятий по рац. использ-ю прир. рес-в и ООС; -создание фондов охраны природы; -установление платежей за природопользование; -проведение эконом. оценки природных объектов; -проведение экономич. оценки воздействия хоз. и иной деят-ти на ОС; устан-е мер эконом. стимулирования в обл. ООС; -возмещение в установленном порядке вреда, причиненного ОС; -экологич. страхование. Важной составной частью экон. механизма упр-я в сфере природоп-я и ООС явл-я экономич.стимулирование.

Экономич.стимулирование или экономич. методы создают матер. заинтересованность субъектов хоз-ния в рез-тах природоохранной и ресурсосберегающей дея-ти и в экономике переходного периода становятся приоритетными. Экономич. стимулирование рационального природопольз-я и ООС осущ-ся мерами позитивной и негативной мотивации (мерами заинтересованности и ответств-ти).

Главным эл-м эконом-го мех-ма прирпольз-я на этапе перехода к рын. модели хоз-я явл-ся ценовое регулир-е. Все инструменты ценового (налогового) регулирования, используемые в хоз. практике РБ, делят на 3 группы: —поощрительные(льготное налогообложение и кредит-е,субсидир-е природоохр. проектов, дотации на приобретение экол. оборудования и т.д.) —принудительные(ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) —компенсационные меры(возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов).

В РБ экон. стимулирование ООС и рац. природопольз-я осуществл-ся: 1)путем предоставления юрид. и физ. лицам налоговых и иных льгот; 2)путем ускоренной модернизации оборудования и др.объектов, предназнач.для охраны и оздоровления ОС.

39. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.

Объектом природоохр. планирования и прогнозирования явл. природные комплексы и эколог. системы.

Планирование мероприятий по ООС осуществляется на основе прогнозных показателей, гос. программ соц.-эконом. развития страны, гос. и отраслевых программ по ООС и рацион. использованию прир. ресурсов, республиканских, областных и иных комплексных схем ООС и требований природоохр. законодательства.

Читайте также:  Чрезвычайные ситуации природного характера оплата

Планирование осуществл. на основе отраслевого и территориального признаков.

Территориальное планирование ООС осущ. местными Советами депутатов, иполнит. и распорядит. орагнами в пределах соотв. админ.-территор. единиц по согласованию с республ. органом гос. управления.

Отраслевое планирование осущ. соотв. республик. органами гос. управления и объединениями, подчинёнными Совмину РБ, по согласованию с респ. органом гос. управления.

На локальном уровне планирование представлено программой природоохр. мероприятий на предприятии. Это комплекс документов перспектив. планирования, ориентированных на достижение конечной цели в решении эколог. проблем.

— раскрывается суть мероприятий по ООС и рац. использованию прир. ресурсов (ПОМ),

— определяется последовательность и сроки реализации мероприятий,

— указываются объёмы выбросов вредных веществ до и после.

Экол. планирование явл. обязательной составляющей прогнозов соц.-эконом. развития гос-ва, области, района, отрасли.

Эколог. часть прогноза должна включать в себя систему основных показателей: инвестиции, предусматриваемые на ПОМ, объём сбросов загр. веществ, ввод в действие установок для улавливания и обеззараживания вредных веществ из отходных газов  ввод в действие сооружений для очистки сточных вод.

В РБ разрабатываются и принимаются Плановые документы сроком на 1, 5,10 и 15 лет.

В «Национальной стратегии устойчивого соц.-эконом. развития» (НСУР), на 15-летний период изложены основные стратегич. цели, задачи, базовые принципы, приоритеты эколог. политики. НСУР — основа для разработки «Основных направлений соц.-эконом. развития» на 10 лет.

Национальный план действий по рацион. использованию прир. ресурсов и ООС (НПДООС) разрабатывается на 5 лет. На основе НПДООС разраб. и территориальные прогнозы ООС области, города и т.д.

«Программа соц.-эконом. развития РБ» разраб. на 5 лет и содержит такие разделы, как «Природно-ресурсный потенциал» и «Рациональное природопользование ОС».

В прогнозах, разрабатываемых на год, есть раздел «ООС и использование прир. ресурсов».

На их основе разрабатываются планы (схемы) охраны отдельных прир. комплексов и экосистем.

Источник

§40 Экономические механизмы рационального природопользования

В результате внедрения таких механизмов, как экологический аудит, экологическая экспертиза, стандартизация, паспортизация и т. д., в практику хозяйственной деятельности антиэкологичное природопользование становится экономически невыгодным.

До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование ОС. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны ОС, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней (рис. 20).

Читайте также:  Министры природных ресурсов российской федерации

Рисунок 20 — Экономические механизмы охраны ОС

Согласно Закону РФ об охране ОС (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
    3. установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ; размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
    4. предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране ОС;
    5. возмещение вреда, причиненного ОС и здоровью человека.

    Источник

    Тема 2.2. Экономический механизм рационального природопользования. Методы управления качеством окружающей среды

    Экономический механизм рационального природопользования – это совокупность плановых, административных, финансово — экономических и других мер стимулирующих товаропроизводителя сделать природоохранную деятельность неотъемлемой частью своей хозяйственной деятельности.

    Форма хозяйственного механизма

    экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды

    4. информационный (ноосфера)

    Типы экономических механизмов природопользования

    Тип экономического механизма

    Основные черты и признаки

    I. Ограничивающий («догоняющий»)

    Ставит самые общие ограничительные рамки для экономического развития, практически не тормозя его.

    Жесткая налоговая, кредитная, штрафная политика практически подавляет развитие определенных отраслей в области расширения их природного базиса. Способствует экономии природных ресурсов.

    III. Стимулирующий устойчивое развитие («устойчивый»)

    Стимулирует развитие экологосовместимых и природоохранных производств и видов деятельности, способствует увеличению производства на базе новых технологий.

    2. Основные элементы экономического механизма рационального природопользования

    Основные элементы экономического механизма рационального природопользования:

    • Оценка природно-ресурсного потенциала;

    • Определение лимитов на природопользование;

    • Комплексное лицензирование природопользования;

    • Финансирование природоохранных мероприятий;

    • Экономическое стимулирование рационального природопользования.

    Планирование природопользования – расчет, разработка и установление форм и ограничений использования природных ресурсов, в том числе среды жизни — расчет предельно допустимых антропогенных нагрузок на природную среду.

    Планирование экологическое — расчет потенциально возможного изъятия или иной эксплуатации природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения существенного ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совместного использования ими естественных благ.

    Основное правило планирования природопользования:

    Общая нагрузка на окружающую среду и ее ресурсы не должна превышать восстановительные возможности экосистемы.

    Учет и социально- экономическая оценка природно-ресурсного потенциала основаны на ведении комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР).

    Кадастр — систематизированный свод сведений, включающий качественную и количественную оценку объектов и явлений (земельный, недр, водный, ветров и т.д.)

    КТКПР — банк территориально — организованных данных о природно-ресурсном потенциале и об экологической ситуации конкретной территории, а также автоматизированную систему сопоставления этих данных для принятия необходимых управленческих решений в сфере природопользования.

    Для создания системы кадастров необходимо решить задачи:

    • обработка и сопоставление информации;

    Структура КТКПР:

    • блок количественной и качественной оценки ресурса, а также динамики его использования;

    • блок оценки состояния окружающей среды;

    • блок экономической оценки

    Для ведения кадастра в каждом регионе должна быть создана кадастровая служба, которая должна быть двойного подчинения: органа исполнительной власти региона и Министерства природных ресурсов России.

    Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям. Они представляют собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы изъятия природных ресурсов, сбросов, выбросов и захоронений отходов.

    Лимиты устанавливаются специально уполномоченными органами исходя из экологической емкости территории.

    Лицензирование природопользования это система обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализующаяся через выдачу специальных разрешительных документов — лицензий.

    Лицензия — разрешительный документ, который определяет:

    • права и обязанности природопользователя;

    • сроки и объемы природопользования;

    • размеры платежей, в том числе сверхлимитных;

    • виды и формы возмещения ущерба.

    В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 11.04.2000г.) правом на выдачу лицензий и заключение соответствующих лицензионных договоров обладают федеральные специально уполномоченные органы.

    3. Экономическое стимулирование рационального природопользования

    Экономическое стимулирование рационального природопользования:

    позитивное (льготное налогообложение, кредитование, надбавки к ценам за экологичную продукцию);

    негативное (нормативные и сверхнормативные, карательные, компенсационные платежи).

    Виды платежей за природопользование:

    1. Разовые (покупка лицензии, участие в конкурсах, аукционах и т.д.)

    2. Регулярные (за использование природных ресурсов всех видов и отчисления на их воспроизводство)

    3. Карательные (штрафы)

    4. Компенсационные (возмещение ущерба)

    Источник

    Читайте также:  Современные способы изучения природы
Оцените статью