- 38.Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования.
- 39. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
- §40 Экономические механизмы рационального природопользования
- Тема 2.2. Экономический механизм рационального природопользования. Методы управления качеством окружающей среды
- 2. Основные элементы экономического механизма рационального природопользования
38.Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования.
Экономический механизм природопользования – система взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения экономич. и экологич. целей использ-я и воспр-ва природных ресурсов.
Экономич. механизм ООС и природопольз-я включает след. элементы: -разработку гос. прогнозов и программ соц-эконом. разв-я РБ в части рацион. использ-я природных рес-в и ООС; -финансирование программ и мероприятий по рац. использ-ю прир. рес-в и ООС; -создание фондов охраны природы; -установление платежей за природопользование; -проведение эконом. оценки природных объектов; -проведение экономич. оценки воздействия хоз. и иной деят-ти на ОС; устан-е мер эконом. стимулирования в обл. ООС; -возмещение в установленном порядке вреда, причиненного ОС; -экологич. страхование. Важной составной частью экон. механизма упр-я в сфере природоп-я и ООС явл-я экономич.стимулирование.
Экономич.стимулирование или экономич. методы создают матер. заинтересованность субъектов хоз-ния в рез-тах природоохранной и ресурсосберегающей дея-ти и в экономике переходного периода становятся приоритетными. Экономич. стимулирование рационального природопольз-я и ООС осущ-ся мерами позитивной и негативной мотивации (мерами заинтересованности и ответств-ти).
Главным эл-м эконом-го мех-ма прирпольз-я на этапе перехода к рын. модели хоз-я явл-ся ценовое регулир-е. Все инструменты ценового (налогового) регулирования, используемые в хоз. практике РБ, делят на 3 группы: —поощрительные(льготное налогообложение и кредит-е,субсидир-е природоохр. проектов, дотации на приобретение экол. оборудования и т.д.) —принудительные(ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) —компенсационные меры(возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов).
В РБ экон. стимулирование ООС и рац. природопольз-я осуществл-ся: 1)путем предоставления юрид. и физ. лицам налоговых и иных льгот; 2)путем ускоренной модернизации оборудования и др.объектов, предназнач.для охраны и оздоровления ОС.
39. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
Объектом природоохр. планирования и прогнозирования явл. природные комплексы и эколог. системы.
Планирование мероприятий по ООС осуществляется на основе прогнозных показателей, гос. программ соц.-эконом. развития страны, гос. и отраслевых программ по ООС и рацион. использованию прир. ресурсов, республиканских, областных и иных комплексных схем ООС и требований природоохр. законодательства.
Планирование осуществл. на основе отраслевого и территориального признаков.
Территориальное планирование ООС осущ. местными Советами депутатов, иполнит. и распорядит. орагнами в пределах соотв. админ.-территор. единиц по согласованию с республ. органом гос. управления.
Отраслевое планирование осущ. соотв. республик. органами гос. управления и объединениями, подчинёнными Совмину РБ, по согласованию с респ. органом гос. управления.
На локальном уровне планирование представлено программой природоохр. мероприятий на предприятии. Это комплекс документов перспектив. планирования, ориентированных на достижение конечной цели в решении эколог. проблем.
— раскрывается суть мероприятий по ООС и рац. использованию прир. ресурсов (ПОМ),
— определяется последовательность и сроки реализации мероприятий,
— указываются объёмы выбросов вредных веществ до и после.
Экол. планирование явл. обязательной составляющей прогнозов соц.-эконом. развития гос-ва, области, района, отрасли.
Эколог. часть прогноза должна включать в себя систему основных показателей: инвестиции, предусматриваемые на ПОМ, объём сбросов загр. веществ, ввод в действие установок для улавливания и обеззараживания вредных веществ из отходных газов ввод в действие сооружений для очистки сточных вод.
В РБ разрабатываются и принимаются Плановые документы сроком на 1, 5,10 и 15 лет.
В «Национальной стратегии устойчивого соц.-эконом. развития» (НСУР), на 15-летний период изложены основные стратегич. цели, задачи, базовые принципы, приоритеты эколог. политики. НСУР — основа для разработки «Основных направлений соц.-эконом. развития» на 10 лет.
Национальный план действий по рацион. использованию прир. ресурсов и ООС (НПДООС) разрабатывается на 5 лет. На основе НПДООС разраб. и территориальные прогнозы ООС области, города и т.д.
«Программа соц.-эконом. развития РБ» разраб. на 5 лет и содержит такие разделы, как «Природно-ресурсный потенциал» и «Рациональное природопользование ОС».
В прогнозах, разрабатываемых на год, есть раздел «ООС и использование прир. ресурсов».
На их основе разрабатываются планы (схемы) охраны отдельных прир. комплексов и экосистем.
Источник
§40 Экономические механизмы рационального природопользования
В результате внедрения таких механизмов, как экологический аудит, экологическая экспертиза, стандартизация, паспортизация и т. д., в практику хозяйственной деятельности антиэкологичное природопользование становится экономически невыгодным.
До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование ОС. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны ОС, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней (рис. 20).
Рисунок 20 — Экономические механизмы охраны ОС
Согласно Закону РФ об охране ОС (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ; размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране ОС;
- возмещение вреда, причиненного ОС и здоровью человека.
Источник
Тема 2.2. Экономический механизм рационального природопользования. Методы управления качеством окружающей среды
Экономический механизм рационального природопользования – это совокупность плановых, административных, финансово — экономических и других мер стимулирующих товаропроизводителя сделать природоохранную деятельность неотъемлемой частью своей хозяйственной деятельности.
Форма хозяйственного механизма
экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды
4. информационный (ноосфера)
Типы экономических механизмов природопользования
Тип экономического механизма
Основные черты и признаки
I. Ограничивающий («догоняющий»)
Ставит самые общие ограничительные рамки для экономического развития, практически не тормозя его.
Жесткая налоговая, кредитная, штрафная политика практически подавляет развитие определенных отраслей в области расширения их природного базиса. Способствует экономии природных ресурсов.
III. Стимулирующий устойчивое развитие («устойчивый»)
Стимулирует развитие экологосовместимых и природоохранных производств и видов деятельности, способствует увеличению производства на базе новых технологий.
2. Основные элементы экономического механизма рационального природопользования
Основные элементы экономического механизма рационального природопользования:
• Оценка природно-ресурсного потенциала;
• Определение лимитов на природопользование;
• Комплексное лицензирование природопользования;
• Финансирование природоохранных мероприятий;
• Экономическое стимулирование рационального природопользования.
Планирование природопользования – расчет, разработка и установление форм и ограничений использования природных ресурсов, в том числе среды жизни — расчет предельно допустимых антропогенных нагрузок на природную среду.
Планирование экологическое — расчет потенциально возможного изъятия или иной эксплуатации природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения существенного ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совместного использования ими естественных благ.
Основное правило планирования природопользования:
Общая нагрузка на окружающую среду и ее ресурсы не должна превышать восстановительные возможности экосистемы.
Учет и социально- экономическая оценка природно-ресурсного потенциала основаны на ведении комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР).
Кадастр — систематизированный свод сведений, включающий качественную и количественную оценку объектов и явлений (земельный, недр, водный, ветров и т.д.)
КТКПР — банк территориально — организованных данных о природно-ресурсном потенциале и об экологической ситуации конкретной территории, а также автоматизированную систему сопоставления этих данных для принятия необходимых управленческих решений в сфере природопользования.
Для создания системы кадастров необходимо решить задачи:
• обработка и сопоставление информации;
Структура КТКПР:
• блок количественной и качественной оценки ресурса, а также динамики его использования;
• блок оценки состояния окружающей среды;
• блок экономической оценки
Для ведения кадастра в каждом регионе должна быть создана кадастровая служба, которая должна быть двойного подчинения: органа исполнительной власти региона и Министерства природных ресурсов России.
Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям. Они представляют собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы изъятия природных ресурсов, сбросов, выбросов и захоронений отходов.
Лимиты устанавливаются специально уполномоченными органами исходя из экологической емкости территории.
Лицензирование природопользования – это система обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализующаяся через выдачу специальных разрешительных документов — лицензий.
Лицензия — разрешительный документ, который определяет:
• права и обязанности природопользователя;
• сроки и объемы природопользования;
• размеры платежей, в том числе сверхлимитных;
• виды и формы возмещения ущерба.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 11.04.2000г.) правом на выдачу лицензий и заключение соответствующих лицензионных договоров обладают федеральные специально уполномоченные органы.
3. Экономическое стимулирование рационального природопользования
Экономическое стимулирование рационального природопользования:
— позитивное (льготное налогообложение, кредитование, надбавки к ценам за экологичную продукцию);
— негативное (нормативные и сверхнормативные, карательные, компенсационные платежи).
Виды платежей за природопользование:
1. Разовые (покупка лицензии, участие в конкурсах, аукционах и т.д.)
2. Регулярные (за использование природных ресурсов всех видов и отчисления на их воспроизводство)
3. Карательные (штрафы)
4. Компенсационные (возмещение ущерба)
Источник