Рисунок 20 — Экономические механизмы охраны ОС
Согласно Закону РФ об охране ОС (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:
Источник
Экономический механизм рационального природопользования – это совокупность плановых, административных, финансово — экономических и других мер стимулирующих товаропроизводителя сделать природоохранную деятельность неотъемлемой частью своей хозяйственной деятельности.
Форма хозяйственного механизма
экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды
4. информационный (ноосфера)
Типы экономических механизмов природопользования
Тип экономического механизма
Основные черты и признаки
I. Ограничивающий («догоняющий»)
Ставит самые общие ограничительные рамки для экономического развития, практически не тормозя его.
Жесткая налоговая, кредитная, штрафная политика практически подавляет развитие определенных отраслей в области расширения их природного базиса. Способствует экономии природных ресурсов.
III. Стимулирующий устойчивое развитие («устойчивый»)
Стимулирует развитие экологосовместимых и природоохранных производств и видов деятельности, способствует увеличению производства на базе новых технологий.
Основные элементы экономического механизма рационального природопользования:
• Оценка природно-ресурсного потенциала;
• Определение лимитов на природопользование;
• Комплексное лицензирование природопользования;
• Финансирование природоохранных мероприятий;
• Экономическое стимулирование рационального природопользования.
Планирование природопользования – расчет, разработка и установление форм и ограничений использования природных ресурсов, в том числе среды жизни — расчет предельно допустимых антропогенных нагрузок на природную среду.
Планирование экологическое — расчет потенциально возможного изъятия или иной эксплуатации природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения существенного ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совместного использования ими естественных благ.
Основное правило планирования природопользования:
Общая нагрузка на окружающую среду и ее ресурсы не должна превышать восстановительные возможности экосистемы.
Учет и социально- экономическая оценка природно-ресурсного потенциала основаны на ведении комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР).
Кадастр — систематизированный свод сведений, включающий качественную и количественную оценку объектов и явлений (земельный, недр, водный, ветров и т.д.)
КТКПР — банк территориально — организованных данных о природно-ресурсном потенциале и об экологической ситуации конкретной территории, а также автоматизированную систему сопоставления этих данных для принятия необходимых управленческих решений в сфере природопользования.
Для создания системы кадастров необходимо решить задачи:
• обработка и сопоставление информации;
Структура КТКПР:
• блок количественной и качественной оценки ресурса, а также динамики его использования;
• блок оценки состояния окружающей среды;
• блок экономической оценки
Для ведения кадастра в каждом регионе должна быть создана кадастровая служба, которая должна быть двойного подчинения: органа исполнительной власти региона и Министерства природных ресурсов России.
Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям. Они представляют собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы изъятия природных ресурсов, сбросов, выбросов и захоронений отходов.
Лимиты устанавливаются специально уполномоченными органами исходя из экологической емкости территории.
Лицензирование природопользования – это система обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализующаяся через выдачу специальных разрешительных документов — лицензий.
Лицензия — разрешительный документ, который определяет:
• права и обязанности природопользователя;
• сроки и объемы природопользования;
• размеры платежей, в том числе сверхлимитных;
• виды и формы возмещения ущерба.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 11.04.2000г.) правом на выдачу лицензий и заключение соответствующих лицензионных договоров обладают федеральные специально уполномоченные органы.
3. Экономическое стимулирование рационального природопользования
Экономическое стимулирование рационального природопользования:
— позитивное (льготное налогообложение, кредитование, надбавки к ценам за экологичную продукцию);
— негативное (нормативные и сверхнормативные, карательные, компенсационные платежи).
Виды платежей за природопользование:
1. Разовые (покупка лицензии, участие в конкурсах, аукционах и т.д.)
2. Регулярные (за использование природных ресурсов всех видов и отчисления на их воспроизводство)
3. Карательные (штрафы)
4. Компенсационные (возмещение ущерба)
Источник