5. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
Природоохранная деятельность промышленных предприятии регулируется в большей части административными методами. При переводе промышленных предприятий на новые, рыночные условия хозяйствования особенно актуальной становится необходимость подкрепления экономическими стимулами той части хозяйственной деятельности, которая направлена на достижение экологического результата.
Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у предприятий природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера. Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия, хозяйственная деятельность которых не угрожает сохранности окружающей среды.
Необходимость применения методов позитивной мотивации определяется в основном следующими причинами:
1) экономические санкции могут в лучшем случае обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и не выявление резервов; 2) осуществление многих природоохранных мероприятий не является экономически выгодным для субъектов хозяйствования (предприятий).
Из методов позитивной мотивации следует рассмотреть возможности применения таких стимулов как:
— формирование субъектами хозяйствования собственных источников финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;
— установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;
— освобождение на некоторый срок от обязательных платежей;
— компенсационные выплаты предприятиям при улучшении природоохранных показателей;
— совершенствование системы материального стимулирования работников предприятий.
Среди методов негативной мотивации особое место занимают также возможные формы воздействия:
— платежи за потребление природных ресурсов (нормативное и сверхнормативное);
— платежи за загрязнение окружающей среды (нормативное и сверхнормативное);
— штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования;
— возмещение нанесенного ущерба государству и другим природопользователям.
6. Размещение производства и окружающая среда
Рациональное и комплексное использование минерального сырья, максимальное сокращение его потерь при добыче и последующей переработке — важнейшие направления охраны окружающей среды и снижения материалоемкости производства. Используя сложную структуру многих месторождений полезных ископаемых, а также достижения науки и техники, можно эффективно организовать промышленное производство за счет комплексного использования сырья.
Комплексное использование ископаемого сырья дает возможность вовлечь в промышленную переработку имеющиеся весьма значительные запасы относительно бедного минерального сырья, а также огромное количество накопившихся отвалов. Это соответствует задачам охраны окружающей среды.
Комплексная переработка полезных ископаемых сочетается с внедрением в производство прогрессивных технологий (бездоменной металлургии, безотходной переработки руд и концентратов), с распространением экономических методов разработки месторождений и промышленной переработки отходов производства.
Большой экологический эффект имеют разработки и использование рациональных, экономически безупречных технологических процессов, основанных на безотходной добыче и переработке минерального сырья с замкнутым водо- и воздухооборотом. При этом одновременно с наиболее полным и экономичным использованием ресурсов успешно решаются важные социальные задачи, связанные с охраной водной и воздушной среды.
Комплексное и разумное использование минерально-сырьевых ресурсов становится важнейшим направлением технической политики горнодобывающей промышленности. Повышение качества извлечения и переработки ресурсов позволит повысить фондоотдачу, увеличить производство продукции на действующих предприятиях и в ряде случаев исключить необходимость строительства новых предприятий, обеспечить сохранность окружающей среды.
В настоящее время основными задачами регионального экономического и социального развития являются совершенствование разделения труда, достижение пропорциональности, обеспечение сбалансированного роста всех отраслей материального производства и непроизводственной сферы с природными и трудовыми ресурсами, учет экологических особенностей в каждом регионе, хозяйственном комплексе, стране в целом. Обеспечение темпов роста и повышение эффективности осуществляются преимущественно путем реконструкции действующих и в меньшей мере за счет строительства новых промышленных предприятий для вновь создаваемых производств.
Игнорирование территориального фактора в управлении хозяйством приводит к обострению как экономических, так и социальных проблем, ухудшению экологической ситуации в отдельных регионах и ведет к снижению общей эффективности хозяйства. Научно обоснованное размещение производства является одним из факторов повышения производительности общественного труда.
Размещение производительных сил является отражением процесса территориального разделения труда (ТРТ), который представляет собой объективный и необратимый процесс производственной специализации экономических районов, усиления межрегиональной кооперации и обмена продукцией и услугами. ТРТ обусловлено экономическими, социальными, природными и национально-историческими особенностями различных регионов и их экономико-географическим положением. Степень ТРТ зависит от уровня развития производительных сил данной территории.
Источник
6. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры. Так, разновидностью таких мер являются платежи за негативные воздействия на окружающую среду, рассмотренные выше. Важную стимулирующую роль в изучаемой сфере призваны играть специальные меры, предусмотренные природоресурсным и налоговым законодательством.
В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности:
— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Федеральный закон «О животном мире» устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставления юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 54).
Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
— услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами) (пп. 17);
— оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений (пп. 20).
К учреждениям культуры и искусства в целях данной главы НК РФ относятся, в частности, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указываются ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.
Источник