Экономический стимул охраны природы

5. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

Природоохранная деятельность промышленных пред­приятии регулируется в большей части административны­ми методами. При переводе промышленных предприятий на новые, рыночные условия хозяйствования особенно актуальной становится необходимость подкрепления эко­номическими стимулами той части хозяйственной деятельности, которая направлена на достижение экологического результата.

Сущность экономического стимулирования природоох­ранной деятельности заключается в создании у предприятий природопользователей непосредственной заинтересован­ности в осуществлении мер природоохранного характера. Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно опреде­лить как меры заинтересованности и меры ответственнос­ти. Экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия, хозяйственная деятельность которых не угрожает сохранности окружающей среды.

Необходимость применения методов позитивной моти­вации определяется в основном следующими причинами:

1) экономические санкции могут в лучшем случае обеспе­чить выполнение нормативов, но не улучшение их и не выявление резервов; 2) осуществление многих природоох­ранных мероприятий не является экономически выгодным для субъектов хозяйствования (предприятий).

Из методов позитивной мотивации следует рассмотреть возможности применения таких стимулов как:

— формирование субъектами хозяйствования собствен­ных источников финансирования и стимулирования при­родоохранных мероприятий;

— установление льготного кредитования объектов при­родоохранного назначения;

— освобождение на некоторый срок от обязательных платежей;

— компенсационные выплаты предприятиям при улучше­нии природоохранных показателей;

— совершенствование системы материального стимулиро­вания работников предприятий.

Среди методов негативной мотивации особое место занимают также возможные формы воздействия:

— платежи за потребление природных ресурсов (норма­тивное и сверхнормативное);

— платежи за загрязнение окружающей среды (норматив­ное и сверхнормативное);

— штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования;

— возмещение нанесенного ущерба государству и другим природопользователям.

6. Размещение производства и окружающая среда

Рациональное и комплексное использование минераль­ного сырья, максимальное сокращение его потерь при добыче и последующей переработке — важнейшие направ­ления охраны окружающей среды и снижения материалоемкости производства. Используя сложную структуру многих месторождений полезных ископаемых, а также достижения науки и техники, можно эффективно органи­зовать промышленное производство за счет комплексного использования сырья.

Читайте также:  Имеет ли собака природу будды

Комплексное использование ископаемого сырья дает возможность вовлечь в промышленную переработку име­ющиеся весьма значительные запасы относительно бедного минерального сырья, а также огромное количество накоп­ившихся отвалов. Это соответствует задачам охраны окружающей среды.

Комплексная переработка полезных ископаемых соче­тается с внедрением в производство прогрессивных техно­логий (бездоменной металлургии, безотходной переработ­ки руд и концентратов), с распространением экономичес­ких методов разработки месторождений и промышленной переработки отходов производства.

Большой экологический эффект имеют разработки и использование рациональных, экономически безупречных технологических процессов, основанных на безотходной добыче и переработке минерального сырья с замкнутым водо- и воздухооборотом. При этом одновременно с наиболее полным и экономичным использованием ресурсов успешно решаются важные социальные задачи, связанные с охраной водной и воздушной среды.

Комплексное и разумное использование минерально-сырьевых ресурсов становится важнейшим направлением технической политики горнодобывающей промышленнос­ти. Повышение качества извлечения и переработки ресур­сов позволит повысить фондоотдачу, увеличить производ­ство продукции на действующих предприятиях и в ряде случаев исключить необходимость строительства новых предприятий, обеспечить сохранность окружающей среды.

В настоящее время основными задачами регионального экономического и социального развития являются совер­шенствование разделения труда, достижение пропорцио­нальности, обеспечение сбалансированного роста всех от­раслей материального производства и непроизводственной сферы с природными и трудовыми ресурсами, учет эколо­гических особенностей в каждом регионе, хозяйственном комплексе, стране в целом. Обеспечение темпов роста и повышение эффективности осуществляются преимущественно путем реконструкции действующих и в меньшей мере за счет строительства новых промышленных предприятий для вновь создаваемых производств.

Игнорирование территориального фактора в управле­нии хозяйством приводит к обострению как экономичес­ких, так и социальных проблем, ухудшению экологической ситуации в отдельных регионах и ведет к снижению общей эффективности хозяйства. Научно обоснованное размеще­ние производства является одним из факторов повышения производительности общественного труда.

Размещение производительных сил является отражени­ем процесса территориального разделения труда (ТРТ), который представляет собой объективный и необратимый процесс производственной специализации экономических районов, усиления межрегиональной кооперации и обмена продукцией и услугами. ТРТ обусловлено экономическими, социальными, природными и национально-историческими особенностями различных регионов и их экономико-геог­рафическим положением. Степень ТРТ зависит от уровня развития производительных сил данной территории.

Читайте также:  Природа отношений функции отношений

Источник

6. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды

В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры. Так, разновидностью таких мер являются платежи за негативные воздействия на окружающую среду, рассмотренные выше. Важную стимулирующую роль в изучаемой сфере призваны играть специальные меры, предусмотренные природоресурсным и налоговым законодательством.

В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности:

— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставления юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 54).

Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

Читайте также:  Конкурс юный исследователь природы

— услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами) (пп. 17);

— оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений (пп. 20).

К учреждениям культуры и искусства в целях данной главы НК РФ относятся, в частности, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указываются ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

Источник

Оцените статью