Экономический учет природных ресурсов кадастры

Тема 4. Кадастры природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.

Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

  • государственную регистрацию природопользователей;
  • количественный учет природных ресурсов;
  • бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

  1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
  2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
  3. лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
  4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
  5. промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
  6. кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
  1. обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
  2. кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
  3. отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
  4. кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
  5. формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
  • по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
  • инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
  • плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
  • специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Читайте также:  Настала осень золотая природа трепетна

Источник

2.7. Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов

Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах, формах государственного учета и отчетности об их использовании (табл. 5).

Кадастровая форма предоставления природно-экономической ин­формации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод све­дений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресур­сов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государ­ственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной до­стоверности количественного и качественного учета природных ре­сурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периоди­ческий учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Пока­затели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ре­сурсов, делятся на исходные и расчетные.

Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:

1) натуральные показатели:

• объем запасов, количество природного ресурса в границах при­родного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),

  • объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),
  • потери природного ресурса при добыче и переработке,
  • выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,
  • расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,
  • сроки эксплуатации запасов,
  • количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);
Читайте также:  Лунная дорожка явление природы

2) экономические показатели:

  • цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),
  • цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов,
  • издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса,
  • стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.

В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели: |

1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:

  • собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
  • воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
  • суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,

2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:

  • удельная рента.
  • удельная воспроизводственная оценка,
  • удельная суммарная оценка;

3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):

  • воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении,
  • стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении.

Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.

В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:

  • кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;
  • информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомст­венный характер;
  • не определен порядок пользования ведомственной информаци­ей, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государствен­ной власти и управления в регионах, не установлен также еди­ный порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информа­ции для заинтересованных организаций;
  • показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной терри­тории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи воз­можностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, мас­штабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.);
  • в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффектив­ность использования ресурса на данной территории;
  • в существующих кадастрах практически не предусмотрена воз­можность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;
  • при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается эко­логический фактор.
Читайте также:  Фгбу хоперский государственный природный заповедник

Источник

Оцените статью