Теория фирмы Коуза, ее основные достоинства и недостатки
Теория фирмы – это совокупность экономических теорий, объясняющих и прогнозирующих деятельность объекта хозяйствования на основе данных о его функционировании, структуре и месте на рынке.
Теория фирмы занимается изучением следующих проблем:
- Причины возникновения компаний.
- Принципы осуществления сделок.
- Влияние ассортимента продукции на место компании на рынке.
- Неоднородность поведения фирмы на рынке.
- Причины выбора определенного вида действий.
- Выбор оптимальной теории, характеризующей действия конкретной фирмы.
Предприятие действует сразу на нескольких рынках. В некоторые периоды времени компания не может производить в необходимом объеме. Она рационализирует количества нанятого персонала, увольняя или нанимая сотрудников в зависимости от объема спроса. Перемещение рабочей силы влияет на ее стоимость, затраты времени на поиск работы, а также изменяет цену на сотрудников высокой квалификации. Теория фирмы необходима для того, чтобы осуществлять долгосрочную деятельность, которая позволит минимизировать стоимость закупки факторов производства и увеличит отдачу от прав собственности.
В первой половине двадцатого века акцент с макроэкономических процессов был смещен на исследование рынков, микроэкономический анализ поведения фирмы на них. Ученые заинтересовались поведением компаний в зависимости от конъюнктуры экономической среды. Изучение фирм стало следствием становления крупных корпораций, что требовало пересмотра внутренних процессов. Возник вопрос распределения собственности, определения границ ответственности, поиск принципов осуществления контроля. Теория фирмы во многом повлияла на менеджмент компании.
Теория фирмы Коуза
Теория фирмы Рональда Коуза строится на исследовании трасакционных издержек.
Трансакционные издержки – это вид затрат, возникающий в ходе заключения контрактов. Иными словами, они появляются тогда, когда между экономическими агентами складываются хозяйственные отношения.
Трансакционные издержки могут возникать при сборе и обработке информации, в процессе переговоров, принятия управленческих решений, при выполнении контроля, организации юридической защиты контракта.
Коуз считал, что трансакционные издержки фирмы при участии в рыночном обмене выше, чем внутри компании. Это вызвано несовершенством рыночной информации. Рональд Коуз был приверженцем неоклассической школы. Он одним из первых сделал попытку определить место компании на рынке. Фирма подстраивается под политику масштабируемости бизнеса, а не полагается на возрастающую отдачу. Второй подход является классическим, и опирается на принцип замещения маржи.
Все действия фирмы на рынке не могут быть контролируемыми и управляемыми из-за факторов внешней среды. Однако, предприниматель сохраняет возможность управлять внутренними процессами компании, устанавливая внутреннюю цену. Чтобы фирма могла не зависеть от рынка, ей необходимо заключить множество контрактов, конкретизирующих право собственности вплоть до офисной канцелярии. На практике такое невозможно и не целесообразно. В реальности одним из важнейших контрактов является покупка руководителем времени и квалификации сотрудников.
Неоклассики рассматривали текущий момент, исследуя краткосрочные контракты. Коуз считал, что фирма возникает тогда, когда краткосрочный контракт не является удовлетворительным. Он определял фирму, как субъект рынка, который возникает тогда, когда предприниматель определяет направление движения факторов производства. Возникает вопрос о размере компании. Неоклассики считали, что он зависит от затрат на организацию крупного предприятия. Сам Коуз связывал размер компании с затратами на построение системы управления и механизма создания себестоимости.
Достоинства и недостатки теории Коуза
Основное достоинство теории Коуза заключается в том, что она не выходит за рамки фундаментальной науки. То есть, она является научно обоснованной. Ценовой механизм, координирующий хозяйственную деятельность людей, является платным. Издержки, направленные на его применение, постоянно растут и становятся непомерными для рынка. В этом месте возникает фирма. Она расширяется до тех пор, пока расходы на выполнение одной трансакции не выровняются с расходами на ее выполнение в условиях рынка.
К недостаткам теории Коуза относят:
- Отсутствие исследования перехода прав собственности.
- Теория не изучает стимулы, влияющие на внутреннюю среду организации.
Управление затратами на трансакционными издержками Коуз предлагает передать праву. За счет юридических действий может быть снята трасакционная нагрузка, повышена скорость оборота. При этом Коуз считал, что правомерность распределения ресурсов и доходов от деятельности должен определять законодатель или суд, а не сами участники имущественных отношений. Многие специалисты считают теорию Коуза социалистической, применимой для рыночной экономики. Его основная задача в исследовании сводилась к оптимизации работы фирмы таким образом, чтобы увеличить ее доходность.
Главная проблема его теории заключалась в том, как и кто будет определять границы собственности. Правовое регулирование, предложенное Коузом, оказалось нерабочим в практической деятельности. Однако, его теория подверглась сомнению в романо-германской судебной системе. Англосаксонская система дает больше полномочий представителям законодательной власти, поэтому здесь теория Коуза может оказаться рабочей. Сам Рональд выступал за то, чтобы власть и законы могли влиять на экономику, стимулируя прибыль и распределение ресурсов. При этом он не учитывал принципов достижения общественного блага, что является существенным для любого государства.
Таким образом, теория Коуза не учитывает ряд факторов, существующих в практическом функционировании национальных экономик, отраслей и предприятий, работающих в них. Передать управление правами собственности полностью в ведение судебной системы является не целесообразным и высокозатратным. Однако, в некоторых случаях, передача права решения судьям может быть оправданным.
Источник
Билет№39(Подход р. Коуза к природе фирмы его предпосылки, основные выводы.)
Коуз объясняет существование фирмы экономией на трансакционных издержках. Координация деятельности внутри фирмы заменяет рыночную координацию, когда трансакционные издержки использования ценового механизма становятся значительными. На вопрос о причинах возникновения фирмы Коуз ответил следующим образом: ценовой механизм, координирующий деятельность людей на рынке не является бесплатным. Когда издержки, связанные с его использованием, к числу которых Коуз отнес издержки поиска партнеров и информации о цене, издержки ведения переговоров, а также издержки пересмотра контрактов в связи с изменившимися условиями становятся слишком высокими, тогда рыночный механизм заменяется другим механизмом координации, основанным на системе команд и указаний. На вопрос о границах фирмы Коуз дает довольно общий ответ: Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или затратами на организацию ее через другую фирму»
Выводы: В частности Коуз почти не обсуждает проблемы, возникающие после заключения контракта. В его работе совсем не упоминаются издержки контроля за соблюдением контракта и принуждения к его исполнению в качестве причин возникновения фирмы. Коуза не интересует структура прав собственности в фирме, у него, также как и в неоклассической теории, собственник и управляющий соединяются в одном лице. Хотя Коуз и указывает на то, что в основе фирмы лежит определенный тип контракта (контракт о найме), однако он не рассматривает его подробно; не интересу ют Коуза и проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри организации.
Билет№40(Институциональные теории фирмы.)
Обсуждение теорий фирмы должно начинаться с неоклассической теории фирмы, рассматривающей фирму в основном в технологических терминах как набор выполнимых производственных планов. Руководит работой фирмы менеджер, который покупает ресурсы и продает готовую продукцию, произведенную фирмой. Благосостояние собственника фирмы измеряется прибылью или приведенной рыночной ценностью фирмы. Во-первых, она поддается математической формализации, во-вторых, она полезна для анализа того, как фирма меняет свое производство в ответ на изменения внешние факторов, таких, например, как, рост заработной платы или введение налога на продажи. В-третьих, эта теория может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции. Но у этой теории есть существенные недостатки. Во-первых, она не объясняет, как организовано производство внутри фирмы, ничего не говорит о внутренней организации фирмы, об ее иерархической структуре, о том, как делегируется принятие решений, кто обладает властными полномочиями и т.д. Организационная структура фирм может быть изменена также, как и технология, и со временем, когда осуществляются организационные инновации, она совершенствуется. Во-вторых, неоклассическая теория фирмы полностью игнорирует проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри фирмы. Если смотреть на фирму со стороны, то она выглядит как единица, отношения внутри которой основаны на полном сотрудничестве. Однако если посмотреть более внимательно на фирму изнутри, то обнаружится, что у индивидов, сотрудничающих в рамках фирмы, могут быть свои частные цели, которые часто входят в конфликт с коллективными интересами организации.
В-третьих, неоклассическая теория не объясняет, почему возникает фирма. По неоклассической теории у фирм нет оснований для того, чтобы существовать. В неоклассической теории все фирмы используют одну и ту же технологию, одни и те же факторы производства и у них одна цель — получение прибыли. Поведение фирмы (максимизация прибыли) не зависит от ее институциональной формы. Поэтому в стандартной теории нет никаких оснований для различий между фирмами. Однако в реальной жизни фирмы различаются. Фирмы могут различаться в зависимости от способностей управляющих или из-за экономического эффекта, вызванного масштабом производства. Эти факторы, конечно, влияют на различия между фирмами, но в самой теории у них нет оснований.
Источник