Экономика охраны окружающей природной среды

Экономика и организация охраны окружающей природной среды (экология и экономика)

1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей

России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность – ориентация на неплановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования.

Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природно-ресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование, и др.). ( рис. стр. 300).В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:

— установление платы за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и другие виды вредного воздействия);

— установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и на другие виды негативного воздействия;

— проведение экономической оценки воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

— предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;

— возмещение вреда, причиненного природной среды и здоровью человека.

Важнейшая задача нового экономического механизма – сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель были заинтересованы в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентно-способной продукции.

Читайте также:  Система поддержки природных ресурсов

2. Эколого-экономический учет природных ресурсов и

Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных ресурсов– систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры составляют специально уполномоченные органы Минприроды России для комплексного учета природных ресурсов на территории республик, краев и областей, рационального их использования, дифференциации платы за ресурсы и т.д.

Кадастры представлены по видам природных ресурсов. Различают кадастры земельный, водный, лесной, животного мира, медико-биологический, промысловый и др. виды

Земельный кадастр включает данные о регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учете количества и качества земель, бонитировке (качественной оценке земель).

Водный кадастр — свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вид, а также о водопользователях. Он включает 3 раздела:

Источником сведений для составления и пополнения водного кадастра служит сеть наблюдательных гидрологических постов и режимных станций. Полученные данные обрабатывают с помощью специальной автоматизированной информационной системы и доводят до потребителя.

Лесной кадастрсвод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодном ее приросте и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.).

Аналогичные или близкие функции к ним функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.

Своеобразным кадастром редких животных и растений являются Красная книга Российской Федерации, а также Красные книги республик, краев и областей.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды.

Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и вводимые из-за рубежа.

Читайте также:  Договор банковской гарантии правовая природа

Источник

Экономические аспекты охраны природы л-16

В настоящее время в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а на экономические методы регулирования.

Согласно Закона РФ об охране окружающей природной среды основными задачами экономического механизмаявляются:

  • планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  • возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

Кадастры природных ресурсов Экологическое страхование Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение Экономическое стимулирование Финансирование и материально- техническое обеспечение Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды Экологические фонды Основные институты экономических механизмов охраны окружающей среды.

Структура экономического механизма охраны окружающей природной среды

Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Кадастры природных ресурсов Материально- техническое обеспечение Плата за ресурсы Плата за загрязнение Источники средств Расходование средств Кредитование Налогообложение Материальное поощрение Возмещение причиненного ущерба Повышение норм амортизации природоохранительных фондов Поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию Обязательное Добровольное Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный, кадастр месторождений полезных ископаемых. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Через определенное время (периодически) кадастры обновляются. Данные кадастровой оценки применяют при планировании использования ресурса, для оценки степени рациональности использования, при определении платежей за ресурс и т.д. Земельный кадастр включает сведения: о количестве земель; распределении их по категориям и характеру использования; качественном составе; о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земли. Лесной кадастр содержит сведения о качественном и количественном составе пород деревьев, группах и категориях экономической ценности лесов, правовом режиме использования лесного фонда и др. Водный кадастр содержит текущую и перспективную оценки состояния водных объектов и их использования; предусматривает меры по предотвращению загрязнения и истощения водных объектов и восстановлению качества вод. Состоит из трех разделов: 1. поверхностные воды; 2. подземные воды; 3. использование вод. В последнее время встал вопрос о необходимости учета размещения промышленных отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнения окружающей среды – ксенобиотиков. Речь идет о создании реестра (кадастра) отходов. При этом объектом регистрации должны служить все опасные и потенциально опасные вещества, так и производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа. Закон «Об охране окружающей природной среды» называет несколько источников финансирования охраны природной среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, фонды экологического страхования, кредиты банков, добровольные взносы и др. Мероприятия по охране окружающей природной среды и природопользованию выполняются на основе государственной экологической программы с учетом природно- ресурсного потенциала отдельных регионов. Финансирование экологических программ в федеральном, республиканских и других бюджетах должно выделяться отдельной строкой (ст. 16 Закона ООПС). Плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды – новый институт, введенный в период рыночной реформы после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие ресурсы и превращения их в объекты гражданско- правовых сделок.

Читайте также:  Пожелания на фоне природы

Источник

Оцените статью