- Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка
- Оглавление
- Лекция 6 Тема лекции: экология и экономика. Социально-экономический механизм взаимодействия общества и природы
- 6.1 Природопользование и природные ресурсы. Социально-экономический механизм взаимодействия общества и природы.
- 2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
- 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
- 2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
- 3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ
- 4 МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- 5 БЛАГА
- 6 ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ
- 7 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР
- 8 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
Свою хозяйственную деятельность субъекты экономики осуществляют в определенной социально—экономической среде. Выделяют естественную и социальную среду. Первая определяет непосредственное взаимодействие человека, групп, общества в целом с природой в процессе хозяйственной деятельности. Вторая имеет отношение к общественной организации общества.
Естественная среда включает особенности климата, почв, численность населения, качество питания, жилища и т. д.
Свою хозяйственную деятельность человек осуществляет в условиях естественной ограниченности ресурсов (климатические условия, объем полезных ископаемых, количество осадков и т. д.). Например, большую часть земного шара занимают моря, а это ограничивает человека в таком ресурсе, как земля.
Наиболее благоприятные для хозяйственной деятельности людей территории — это регионы, на долю которых приходится среднее число осадков (от 250 до 1000 мм). К таким территориям относятся Восточный Китай, Центральная и Западная Европа, восточная половина США.
Большое значение в хозяйственной деятельности имеет наследственность. Например, в некоторых древних племенах младенцев со слабым телосложением убивали. Проводя социальную политику, государственные деятели должны помнить, что дети наследуют не только здоровье, но и болезни. Неполноценное питание, антисанитарные условия способствуют росту смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений.
Современная наука о жизнедеятельности людей должна также учитывать связь человека с космосом. Большой вклад в это направление был внесен русским ученым В. И. Вернадским. Основные идеи его учения отразились в его работах о ноосфере. В ноосфере человек может коренным образом реорганизовывать свою жизнь, изменить условия жизнедеятельности. Могущество человека на Земле, по теории Вернадского, обусловлено не его физической силой, а его разумом и трудом, направляемым разумом.
Невозможно отделить человека от природы. Все живые организмы взаимосвязаны друг с другом и с природой. Также Земля и другие планеты неразрывны и находятся в постоянном взаимодействии.
Природное равенство и биологическое единство — это закон природы, в основе которого лежит принцип равенства всех людей. В хозяйственной жизни эта идея воплощается в понятии социальной справедливости.
В последнее время научно—технический прогресс сделал человечество единым целым. Средства связи позволяют человеку быть доступным в любом уголке мира. Все это усиливает значение общечеловеческих ценностей и делает глобальные проблемы общими.
Источник
Лекция 6 Тема лекции: экология и экономика. Социально-экономический механизм взаимодействия общества и природы
6.1 Природопользование и природные ресурсы. Социально-экономический механизм взаимодействия общества и природы.
Человеческое общество влияет на окружающую среду главным образом в процессе производственной деятельности. Основной сферой и формой общественного производства является природопользование.
Природопользование — процесс эксплуатации элементов и сил природы с целью удовлетворения потребностей общества.
Потребности человечества не ограничиваются сугубо материальной сферой, поэтому до природопользования следует относить рекреационную деятельность, направленную на улучшение здоровья население и повышение социально-трудового потенциала; сохранение особенно ценных для человечества объектов живой и неживой природы.
Природные компоненты могут выступать по отношению к людям как в роли природных ресурсов, так и в роли естественных условий проживания.
Элементы природы, которые используются обществом в производственной деятельности и являются ее сырьевой и энергетической базой называют природными ресурсами.
Элементы природы, которые влияют на жизнь и деятельность людей, но не берут участия в материальном производстве рассматриваются как природные условия.
Необходимо заметить, что четкого разграничения между природными ресурсами и природными условиями в реальной жизни не существует.
Существует три основных фактора развития экономики любой страны:
Источник
2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
Свою хозяйственную деятельность субъекты экономики осуществляют в определенной социаль но—экономической среде. Выделяют естественную и социальную среду. Первая определяет непосред ственное взаимодействие человека, групп, общества в целом с природой в процессе хозяйственной деятель ности.
Естественная среда включает особенности климата, почв, численность населения, качество питания, жили ща и т. д.
Свою хозяйственную деятельность человек осуще ствляет в условиях естественной ограниченности ре сурсов (климатические условия, объем полезных иско паемых, количество осадков и т. д.). Например, боль шую часть земного шара занимают моря, а это ограни чивает человека в таком ресурсе, как земля.
Наиболее благоприятные для хозяйственной дея тельности людей территории — это регионы, на долю которых приходится среднее число осадков (от 250 до
1000 мм). К таким территориям относятся Восточный Китай, Центральная и Западная Европа, восточная по ловина США.
Большое значение в хозяйственной деятельности имеет наследственность.
Например, в некоторых древних племенах младенцев со слабым телосложе нием убивали. Проводя социальную политику, государ ственные деятели должны помнить, что дети наследу ют не только здоровье, но и болезни. Неполноценное питание, антисанитарные условия способствуют росту смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений.
Современная наука о жизнедеятельности людей должна также учитывать связь человека с космосом. Большой вклад в это направление был внесен рус ским ученым В. И. Вернадским. Основные идеи его учения отразились в его работах о ноосфере. В ноо сфере человек может коренным образом реорганизо вывать свою жизнь, изменить условия жизнедеятель ности. Могущество человека на Земле, по теории Вер надского, обусловлено не его физической силой, а его разумом и трудом, направляемым разумом.
Невозможно отделить человека от природы. Все жи вые организмы взаимосвязаны друг с другом и с при родой. Также Земля и другие планеты неразрывны и находятся в постоянном взаимодействии.
Природное равенство и биологическое единство
— это закон природы, в основе которого лежит прин цип равенства всех людей. В хозяйственной жизни эта идея воплощается в понятии социальной справедли вости.
В последнее время научно—технический прогресс сделал человечество единым целым. Средства связи позволяют человеку быть доступным в любом уголке мира. Все это усиливает значение общечеловеческих ценностей и делает глобальные проблемы общими.
Источник