Электронная природа химических элементов

Урок 56 Тема: электронная природа химической связи. Понятие об электроотрицательности

Цель : ознакомить учащихся с электронной природе химической связи, причинами его возникновения; дать понятие об электроотрицательности химических элементов и выяснить ее изменения в периодах и группах; закрепить знания об электронной структуре атомов.

Оборудование: ПСХЭ, таблицы «строение атомов химических элементов І-ІІІ периодов», » электроотрицательность атомов химических элементов”

Формы проведения: лекция, беседа, работа учащихся с таблицами

ИИ. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам

Приглашаем к доске одного ученика и предлагаем записать строение атомов Неона и Аргона с электронными схемами, формулами и распределением электронов по энергетическим ячейкам.( Этим самым мы вновь повторим строение атомов и такие понятия как спаренные и неспаренные электроны).

• Какие свойства проявляют инертные элементы?

• Строение внешнего электронного слоя инертных элементов?

• В чем причина именно таких свойств инертных элементов?

* Какие электроны называют спаренными, а какие неспаренными?

* Как изменяется радиус атома в периодах и группах?

IV. Мотивация учебной деятельности

В ходе беседы мы выяснили, что все химические элементы , кроме инертных, имеют незавершенные электронные слои. В процессе образования химических связей атомы химических элементов пытаются завершить их и образовать устойчивую восьмиелек-

тронное строение внешнего электронного слоя. Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить принципы завершения внешнего электронного слоя.

Также мы познакомимся с таким понятием как электроотрицательности и ее изменением в периодах и группах.

V. изучение нового материала

1) электронная природа химической связи.

На основе таблиц объясняем, как атомы химических элементов завершают свои внешние электронные слои. Обращаем внимание на то, что у неметаллических элементов на внешнем слое 4 и более электронов. Неметаллическим элементам энергетически не выгодно отдавать свои внешние электроны, а потому они присоединяют электроны к 8 и образуют устойчивый октет. В металлических элементов на внешнем электронном слое наоборот небольшое количество электронов от 1 до 3, и поэтому металлические элементы отдают свои внешние электроны . На предпоследнем электронном слое у них также есть устойчивый октет электронов. То есть делаем вывод , что в образовании химических связей непосредственное участие будут принимать электроны внешнего слоя.

Читайте также:  Природа населения 8 класс алексеева

2) понятие об электроотрицательности.

Сначала даем определение „ электроотрицательности” и выясняем ,что это понятие тесно связано с понятием „ радиус атома”: электроотрицательности будет тем больше , чем меньше радиус атома.

В начале урока мы повторили понятие о радиусе атома и выяснили , как он меняется в периодах и группах. Теперь выясняем как будет меняться электроотрицательность в периодах и группах. Предлагаем ученикам самим сделать вывод об изменении электроотрицательности. Ученики должны понять, что ,если радиус атома в периодах уменьшается , то электроотрицательности увеличивается. В группах наоборот сверху вниз радиус атома увеличивается, следовательно электроотрицательности уменьшается.

Предлагаем ученикам, пользуясь этой схемкой, выяснить какой элемент наиболее, а какой наименее электроотрицательный.

VI. Закрепление изученного. „ Почемучка”

* Почему возникает химическая связь?

* Почему неметаллические элементы преимущественно присоединяют электроны?

* Почему металлические элементы всегда отдают электроны?

* Почему электроотрицательность в периодах увеличивается?

* Почему электроотрицательность в группах уменьшается?

• Почему Фтора наиболее , а Франций наименее электроотрицательным?

VII. Подведение итогов урока.

Источник

Атомы и электроны

Мы приступаем к изучению химии — мира молекул и атомов. В этой статье мы рассмотрим базисные понятия и разберемся с электронными формулами элементов.

Атом (греч. а — отриц. частица + tomos — отдел, греч. atomos — неделимый) — электронейтральная частица вещества микроскопических размеров и массы, состоящая из положительно заряженного ядра (протонов) и отрицательно заряженных электронов (электронные орбитали).

Описываемая модель атома называется «планетарной» и была предложена в 1913 году великими физиками: Нильсом Бором и Эрнестом Резерфордом

Планетарная модель атома

Протон (греч. protos — первый) — положительно заряженная (+1) элементарная частица, вместе с нейтронами образует ядра атомов элементов. Нейтрон (лат. neuter — ни тот, ни другой) — нейтральная (0) элементарная частица, присутствующая в ядрах всех химических элементов, кроме водорода.

Электрон (греч. elektron — янтарь) — стабильная элементарная частица с отрицательным электрическим зарядом (-1), заряд атома — порядковый номер в таблице Менделеева — равен числу электронов (и, соответственно, протонов).

Читайте также:  Управление особо охраняемых природных территорий крыма

Запомните, что в невозбужденном состоянии атом содержит одинаковое число электронов и протонов. Так у кальция (порядковый номер 20) в ядре находится 20 протонов, а вокруг ядра на электронных орбиталях 20 электронов.

Электроны и протоны

Я еще раз подчеркну эту важную деталь. На данном этапе будет отлично, если вы запомните простое правило: порядковый номер элемента = числу электронов. Это наиболее важно для практического применения и изучения следующей темы.

Электронная конфигурация атома

Электроны атома находятся в непрерывном движении вокруг ядра. Энергия электронов отличается друг от друга, в соответствии с этим электроны занимают различные энергетические уровни.

Состоит из s-подуровня: одной «1s» ячейки, в которой помещаются 2 электрона (заполненный электронами — 1s 2 )

Состоит из s-подуровня: одной «s» ячейки (2s 2 ) и p-подуровня: трех «p» ячеек (2p 6 ), на которых помещается 6 электронов

Состоит из s-подуровня: одной «s» ячейки (3s 2 ), p-подуровня: трех «p» ячеек (3p 6 ) и d-подуровня: пяти «d» ячеек (3d 10 ), в которых помещается 10 электронов

Состоит из s-подуровня: одной «s» ячейки (4s 2 ), p-подуровня: трех «p» ячеек (4p 6 ), d-подуровня: пяти «d» ячеек (4d 10 ) и f-подуровня: семи «f» ячеек (4f 14 ), на которых помещается 14 электронов

Энергетические уровни

Зная теорию об энергетических уровнях и порядковый номер элемента из таблицы Менделеева, вы должны расположить определенное число электронов, начиная от уровня с наименьшей энергией и заканчивая к уровнем с наибольшей. Чуть ниже вы увидите несколько примеров, а также узнаете об исключении, которое только подтверждает данные правила.

Подуровни: «s», «p» и «d», которые мы только что обсудили, имеют в определенную конфигурацию в пространстве. По этим подуровням, или атомным орбиталям, движутся электроны, создавая определенный «рисунок».

S-орбиталь похожа на сферу, p-орбиталь напоминает песочные часы, d-орбиталь — клеверный лист.

Атомные орбитали

Правила заполнения электронных орбиталей и примеры
  • Сперва следует заполнить орбитали с наименьшей энергией, и только после переходить к энергетически более высоким
  • На орбитали (в одной «ячейке») не может располагаться более двух электронов
  • Орбитали заполняются электронами так: сначала в каждую ячейку помещают по одному электрону, после чего орбитали дополняются еще одним электроном с противоположным направлением
  • Порядок заполнения орбиталей: 1s → 2s → 2p → 3s → 3p → 4s → 3d → 4p → 5s → 4d → 5p → 6s

Должно быть, вы обратили внимание на некоторое несоответствие: после 3p подуровня следует переход к 4s, хотя логично было бы заполнить до конца 4s подуровень. Однако природа распорядилась иначе.

Запомните, что, только заполнив 4s подуровень двумя электронами, можно переходить к 3d подуровню.

Без практики теория мертва, так что приступает к тренировке. Нам нужно составить электронную конфигурацию атомов углерода и серы. Для начала определим их порядковый номер, который подскажет нам число их электронов. У углерода — 6, у серы — 16.

Теперь мы располагаем указанное количество электронов на энергетических уровнях, руководствуясь правилами заполнения.

Электронные конфигурации углерода и серы

Обращаю ваше особе внимание: на 2p-подуровне углерода мы расположили 2 электрона в разные ячейки, следуя одному из правил. А на 3p-подуровне у серы электронов оказалось много, поэтому сначала мы расположили 3 электрона по отдельным ячейкам, а оставшимся одним электроном дополнили первую ячейку.

Внешний уровень и валентные электроны

Неспаренные валентные электроны способны к образованию химической связи. Их число соответствует количеству связей, которые данный атом может образовать с другими атомами. Таким образом неспаренные валентные электроны тесно связаны с валентностью — способностью атомов образовывать определенное число химических связей.

Валентные электроны углерода и серы

  • Углерод — 2s 2 2p 2 (2 неспаренных валентных электрона)
  • Сера -3s 2 3p 4 (2 неспаренных валентных электрона)
Тренировка

Потренируйтесь и сами составьте электронную конфигурацию для магния и скандия. Определите число электронов на внешнем (валентном) уровне и число неспаренных электронов. Ниже будет дано наглядное объяснение этой задаче.

Электронные конфигурации магния и фтора и их валентные электроны

  • Магний — 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2
  • Скандий — 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 1

Блиц-опрос по теме Атомы и электроны

Источник

Читайте также:  Природные районы африки таблица
Оцените статью