Электронная природа химической связи электроотрицательность

Урок 56 Тема: электронная природа химической связи. Понятие об электроотрицательности

Цель : ознакомить учащихся с электронной природе химической связи, причинами его возникновения; дать понятие об электроотрицательности химических элементов и выяснить ее изменения в периодах и группах; закрепить знания об электронной структуре атомов.

Оборудование: ПСХЭ, таблицы «строение атомов химических элементов І-ІІІ периодов», » электроотрицательность атомов химических элементов”

Формы проведения: лекция, беседа, работа учащихся с таблицами

ИИ. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам

Приглашаем к доске одного ученика и предлагаем записать строение атомов Неона и Аргона с электронными схемами, формулами и распределением электронов по энергетическим ячейкам.( Этим самым мы вновь повторим строение атомов и такие понятия как спаренные и неспаренные электроны).

• Какие свойства проявляют инертные элементы?

• Строение внешнего электронного слоя инертных элементов?

• В чем причина именно таких свойств инертных элементов?

* Какие электроны называют спаренными, а какие неспаренными?

* Как изменяется радиус атома в периодах и группах?

IV. Мотивация учебной деятельности

В ходе беседы мы выяснили, что все химические элементы , кроме инертных, имеют незавершенные электронные слои. В процессе образования химических связей атомы химических элементов пытаются завершить их и образовать устойчивую восьмиелек-

тронное строение внешнего электронного слоя. Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить принципы завершения внешнего электронного слоя.

Также мы познакомимся с таким понятием как электроотрицательности и ее изменением в периодах и группах.

V. изучение нового материала

1) электронная природа химической связи.

На основе таблиц объясняем, как атомы химических элементов завершают свои внешние электронные слои. Обращаем внимание на то, что у неметаллических элементов на внешнем слое 4 и более электронов. Неметаллическим элементам энергетически не выгодно отдавать свои внешние электроны, а потому они присоединяют электроны к 8 и образуют устойчивый октет. В металлических элементов на внешнем электронном слое наоборот небольшое количество электронов от 1 до 3, и поэтому металлические элементы отдают свои внешние электроны . На предпоследнем электронном слое у них также есть устойчивый октет электронов. То есть делаем вывод , что в образовании химических связей непосредственное участие будут принимать электроны внешнего слоя.

2) понятие об электроотрицательности.

Сначала даем определение „ электроотрицательности” и выясняем ,что это понятие тесно связано с понятием „ радиус атома”: электроотрицательности будет тем больше , чем меньше радиус атома.

В начале урока мы повторили понятие о радиусе атома и выяснили , как он меняется в периодах и группах. Теперь выясняем как будет меняться электроотрицательность в периодах и группах. Предлагаем ученикам самим сделать вывод об изменении электроотрицательности. Ученики должны понять, что ,если радиус атома в периодах уменьшается , то электроотрицательности увеличивается. В группах наоборот сверху вниз радиус атома увеличивается, следовательно электроотрицательности уменьшается.

Читайте также:  Системы прогнозирования природных явлений

Предлагаем ученикам, пользуясь этой схемкой, выяснить какой элемент наиболее, а какой наименее электроотрицательный.

VI. Закрепление изученного. „ Почемучка”

* Почему возникает химическая связь?

* Почему неметаллические элементы преимущественно присоединяют электроны?

* Почему металлические элементы всегда отдают электроны?

* Почему электроотрицательность в периодах увеличивается?

* Почему электроотрицательность в группах уменьшается?

• Почему Фтора наиболее , а Франций наименее электроотрицательным?

VII. Подведение итогов урока.

Источник

Урок 51 Тема: электронная природа химической связи. Понятие об электроотрицательности

Цель : ознакомить учащихся с электронной природе химической связи, причинами его возникновения; дать понятие об электроотрицательности химических элементов и выяснить ее изменения в периодах и группах; закрепить знания об электронной структуре атомов.

Оборудование: ПСХЭ, таблицы «строение атомов химических элементов І-ІІІ периодов», » электроотрицательность атомов химических элементов”

Формы проведения: лекция, беседа, работа учащихся с таблицами

ИИ. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам

Приглашаем к доске одного ученика и предлагаем записать строение атомов Неона и Аргона с электронными схемами, формулами и распределением электронов по энергетическим ячейкам.( Этим самым мы вновь повторим строение атомов и такие понятия как спаренные и неспаренные электроны).

• Какие свойства проявляют инертные элементы?

• Строение внешнего электронного слоя инертных элементов?

• В чем причина именно таких свойств инертных элементов?

* Какие электроны называют спаренными, а какие неспаренными?

* Как изменяется радиус атома в периодах и группах?

IV. Мотивация учебной деятельности

В ходе беседы мы выяснили, что все химические элементы , кроме инертных, имеют незавершенные электронные слои. В процессе образования химических связей атомы химических элементов пытаются завершить их и образовать устойчивую восьмиелек-

тронное строение внешнего электронного слоя. Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить принципы завершения внешнего электронного слоя.

Также мы познакомимся с таким понятием как электроотрицательности и ее изменением в периодах и группах.

V. изучение нового материала

1) электронная природа химической связи.

На основе таблиц объясняем, как атомы химических элементов завершают свои внешние электронные слои. Обращаем внимание на то, что у неметаллических элементов на внешнем слое 4 и более электронов. Неметаллическим элементам энергетически не выгодно отдавать свои внешние электроны, а потому они присоединяют электроны к 8 и образуют устойчивый октет. В металлических элементов на внешнем электронном слое наоборот небольшое количество электронов от 1 до 3, и поэтому металлические элементы отдают свои внешние электроны . На предпоследнем электронном слое у них также есть устойчивый октет электронов. То есть делаем вывод , что в образовании химических связей непосредственное участие будут принимать электроны внешнего слоя.

Читайте также:  Семь новых чудес природы

2) понятие об электроотрицательности.

Сначала даем определение „ электроотрицательности” и выясняем ,что это понятие тесно связано с понятием „ радиус атома”: электроотрицательности будет тем больше , чем меньше радиус атома.

В начале урока мы повторили понятие о радиусе атома и выяснили , как он меняется в периодах и группах. Теперь выясняем как будет меняться электроотрицательность в периодах и группах. Предлагаем ученикам самим сделать вывод об изменении электроотрицательности. Ученики должны понять, что ,если радиус атома в периодах уменьшается , то электроотрицательности увеличивается. В группах наоборот сверху вниз радиус атома увеличивается, следовательно электроотрицательности уменьшается.

Предлагаем ученикам, пользуясь этой схемкой, выяснить какой элемент наиболее, а какой наименее электроотрицательный.

VI. Закрепление изученного. „ Почемучка”

* Почему возникает химическая связь?

* Почему неметаллические элементы преимущественно присоединяют электроны?

* Почему металлические элементы всегда отдают электроны?

* Почему электроотрицательность в периодах увеличивается?

* Почему электроотрицательность в группах уменьшается?

• Почему Фтора наиболее , а Франций наименее электроотрицательным?

VII. Подведение итогов урока.

Тема: ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь

Цель: дать понятие ковалентной связи, выяснить механизм образования ковалентной связи, его виды, дать понятие „ диполь”, развивать понятие „ электроотрицательность”; приобрести навыки составления электронных и структурных формул строения молекул.

Оборудование: ПСХЭ, таблицы «виды химической связи», » Электроотрицатель-

ность атомов химических элементов ”

Формы работы: лекция, эвристическая беседа, составление схем

ИИ. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам.

На одной стороне доски записаны основные понятия темы , а на второй – вопросы беседы ( можно спроецировать на экран ).

* Почему возникает химическая связь?

* Что такое электроотрицательность?

* Как изменяется электроотрицательность в периодах и группах?

* Что общего в строении атомов элементов главных подгрупп?

* Что общего в строении атомов инертных элементов?

* Почему молекулы благородных газов одноатомны?

* Какие вы знаете еще газы-простые вещества? Назовите их формулы. В чем отличие от молекул благородных газов?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Читайте также:  Объекты охраны природы экологическое право

Почему молекулы благородных газов одноатомны, а молекулы других газов — простых веществ двухатомны? Как образуются химические связи? На эти вопросы мы должны найти ответы на уроке.

V. изучение нового материала. Лекция с элементами эвристической беседы.

1) Что такое химическая связь ? Его виды. Составляем схему.

2) понятие о ковалентной связи.

3) образование молекулы водорода, как пример ковалентной неполярной связи.

Электроны внешнего слоя будем обозначать точками и рисовать вокруг каждого атома химического элемента.

Молекула водорода состоит из двух атомов Водорода. Сколько электронов на внешнем уровне у атомов Водорода? А сколько не хватает до завершения внешнего электронного слоя? При приближении двух атомов положительно заряженные ядра каждого из этих атомов притягивают к себе электронные облака от другого атома. При достаточном приближении электроны спариваются и образуют общую электронную пару, которая принадлежит обоим атомам. Обращаем внимание учащихся на таблицу и подчеркиваем, что общая электронная пара размещена симметрично к обоим атомным ядрам.

Электронная формула Структурная формула

Объясняем, что такое электронная и структурная формулы .

4) Образование молекулы гидроген хлорида ( хлороводорода), как пример ковалентной полярной связи. Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома Хлора? Сколько не хватает до его завершения? Учим учащихся составлять электронные и структурные формулы соединений с ковалентной полярной связью. Обращаем внимание на то, что общие электронные пары будут смещены в сторону более электроотрицательного элемента.

Снова обращаем внимание учащихся на таблицу и отмечаем, что общая электронная пара смещена к атому Хлора , как более электроотрицательного.

5) Объясняем, что такое дельта (δ ) , что такое диполь. Применяем такое понятие, как электроотрицательность (Эн).

Делаем вывод о различии ковалентного неполярного и полярного связей. Составляем схему.

VI. Закрепление изученного.

* Что такое ковалентная связь?

* Каков механизм образования ковалентной связи?

* Какие виды ковалентной связи признаете?

• Выберите и запишите в схему вещества с ковалентным неполярным и полярным связью: O2 , NH3, H 2S Br2 , N2 , CH4 .

* Зарисуйте электронные и структурные формулы образования ковалентной связи в молекулах хлора и гидроген фторида.

* В чем заключается отличие ковалентного неполярного и полярного связей?

VII. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке мы изучили суть ковалентной связи. Познакомились с его видами. Научились составлять электронные и структурные формулы строения соединений с ковалентной неполярной и ковалентной полярной связью. Познакомились с понятием „ диполь”. Развивали понятие » элек-

Источник

Оцените статью