Урок 56 Тема: электронная природа химической связи. Понятие об электроотрицательности
Цель : ознакомить учащихся с электронной природе химической связи, причинами его возникновения; дать понятие об электроотрицательности химических элементов и выяснить ее изменения в периодах и группах; закрепить знания об электронной структуре атомов.
Оборудование: ПСХЭ, таблицы «строение атомов химических элементов І-ІІІ периодов», » электроотрицательность атомов химических элементов”
Формы проведения: лекция, беседа, работа учащихся с таблицами
ИИ. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам
Приглашаем к доске одного ученика и предлагаем записать строение атомов Неона и Аргона с электронными схемами, формулами и распределением электронов по энергетическим ячейкам.( Этим самым мы вновь повторим строение атомов и такие понятия как спаренные и неспаренные электроны).
• Какие свойства проявляют инертные элементы?
• Строение внешнего электронного слоя инертных элементов?
• В чем причина именно таких свойств инертных элементов?
* Какие электроны называют спаренными, а какие неспаренными?
* Как изменяется радиус атома в периодах и группах?
IV. Мотивация учебной деятельности
В ходе беседы мы выяснили, что все химические элементы , кроме инертных, имеют незавершенные электронные слои. В процессе образования химических связей атомы химических элементов пытаются завершить их и образовать устойчивую восьмиелек-
тронное строение внешнего электронного слоя. Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить принципы завершения внешнего электронного слоя.
Также мы познакомимся с таким понятием как электроотрицательности и ее изменением в периодах и группах.
V. изучение нового материала
1) электронная природа химической связи.
На основе таблиц объясняем, как атомы химических элементов завершают свои внешние электронные слои. Обращаем внимание на то, что у неметаллических элементов на внешнем слое 4 и более электронов. Неметаллическим элементам энергетически не выгодно отдавать свои внешние электроны, а потому они присоединяют электроны к 8 и образуют устойчивый октет. В металлических элементов на внешнем электронном слое наоборот небольшое количество электронов от 1 до 3, и поэтому металлические элементы отдают свои внешние электроны . На предпоследнем электронном слое у них также есть устойчивый октет электронов. То есть делаем вывод , что в образовании химических связей непосредственное участие будут принимать электроны внешнего слоя.
2) понятие об электроотрицательности.
Сначала даем определение „ электроотрицательности” и выясняем ,что это понятие тесно связано с понятием „ радиус атома”: электроотрицательности будет тем больше , чем меньше радиус атома.
В начале урока мы повторили понятие о радиусе атома и выяснили , как он меняется в периодах и группах. Теперь выясняем как будет меняться электроотрицательность в периодах и группах. Предлагаем ученикам самим сделать вывод об изменении электроотрицательности. Ученики должны понять, что ,если радиус атома в периодах уменьшается , то электроотрицательности увеличивается. В группах наоборот сверху вниз радиус атома увеличивается, следовательно электроотрицательности уменьшается.
Предлагаем ученикам, пользуясь этой схемкой, выяснить какой элемент наиболее, а какой наименее электроотрицательный.
VI. Закрепление изученного. „ Почемучка”
* Почему возникает химическая связь?
* Почему неметаллические элементы преимущественно присоединяют электроны?
* Почему металлические элементы всегда отдают электроны?
* Почему электроотрицательность в периодах увеличивается?
* Почему электроотрицательность в группах уменьшается?
• Почему Фтора наиболее , а Франций наименее электроотрицательным?
VII. Подведение итогов урока.
Источник
Урок 51 Тема: электронная природа химической связи. Понятие об электроотрицательности
Цель : ознакомить учащихся с электронной природе химической связи, причинами его возникновения; дать понятие об электроотрицательности химических элементов и выяснить ее изменения в периодах и группах; закрепить знания об электронной структуре атомов.
Оборудование: ПСХЭ, таблицы «строение атомов химических элементов І-ІІІ периодов», » электроотрицательность атомов химических элементов”
Формы проведения: лекция, беседа, работа учащихся с таблицами
ИИ. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам
Приглашаем к доске одного ученика и предлагаем записать строение атомов Неона и Аргона с электронными схемами, формулами и распределением электронов по энергетическим ячейкам.( Этим самым мы вновь повторим строение атомов и такие понятия как спаренные и неспаренные электроны).
• Какие свойства проявляют инертные элементы?
• Строение внешнего электронного слоя инертных элементов?
• В чем причина именно таких свойств инертных элементов?
* Какие электроны называют спаренными, а какие неспаренными?
* Как изменяется радиус атома в периодах и группах?
IV. Мотивация учебной деятельности
В ходе беседы мы выяснили, что все химические элементы , кроме инертных, имеют незавершенные электронные слои. В процессе образования химических связей атомы химических элементов пытаются завершить их и образовать устойчивую восьмиелек-
тронное строение внешнего электронного слоя. Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить принципы завершения внешнего электронного слоя.
Также мы познакомимся с таким понятием как электроотрицательности и ее изменением в периодах и группах.
V. изучение нового материала
1) электронная природа химической связи.
На основе таблиц объясняем, как атомы химических элементов завершают свои внешние электронные слои. Обращаем внимание на то, что у неметаллических элементов на внешнем слое 4 и более электронов. Неметаллическим элементам энергетически не выгодно отдавать свои внешние электроны, а потому они присоединяют электроны к 8 и образуют устойчивый октет. В металлических элементов на внешнем электронном слое наоборот небольшое количество электронов от 1 до 3, и поэтому металлические элементы отдают свои внешние электроны . На предпоследнем электронном слое у них также есть устойчивый октет электронов. То есть делаем вывод , что в образовании химических связей непосредственное участие будут принимать электроны внешнего слоя.
2) понятие об электроотрицательности.
Сначала даем определение „ электроотрицательности” и выясняем ,что это понятие тесно связано с понятием „ радиус атома”: электроотрицательности будет тем больше , чем меньше радиус атома.
В начале урока мы повторили понятие о радиусе атома и выяснили , как он меняется в периодах и группах. Теперь выясняем как будет меняться электроотрицательность в периодах и группах. Предлагаем ученикам самим сделать вывод об изменении электроотрицательности. Ученики должны понять, что ,если радиус атома в периодах уменьшается , то электроотрицательности увеличивается. В группах наоборот сверху вниз радиус атома увеличивается, следовательно электроотрицательности уменьшается.
Предлагаем ученикам, пользуясь этой схемкой, выяснить какой элемент наиболее, а какой наименее электроотрицательный.
VI. Закрепление изученного. „ Почемучка”
* Почему возникает химическая связь?
* Почему неметаллические элементы преимущественно присоединяют электроны?
* Почему металлические элементы всегда отдают электроны?
* Почему электроотрицательность в периодах увеличивается?
* Почему электроотрицательность в группах уменьшается?
• Почему Фтора наиболее , а Франций наименее электроотрицательным?
VII. Подведение итогов урока.
Тема: ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь
Цель: дать понятие ковалентной связи, выяснить механизм образования ковалентной связи, его виды, дать понятие „ диполь”, развивать понятие „ электроотрицательность”; приобрести навыки составления электронных и структурных формул строения молекул.
Оборудование: ПСХЭ, таблицы «виды химической связи», » Электроотрицатель-
ность атомов химических элементов ”
Формы работы: лекция, эвристическая беседа, составление схем
ИИ. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам.
На одной стороне доски записаны основные понятия темы , а на второй – вопросы беседы ( можно спроецировать на экран ).
* Почему возникает химическая связь?
* Что такое электроотрицательность?
* Как изменяется электроотрицательность в периодах и группах?
* Что общего в строении атомов элементов главных подгрупп?
* Что общего в строении атомов инертных элементов?
* Почему молекулы благородных газов одноатомны?
* Какие вы знаете еще газы-простые вещества? Назовите их формулы. В чем отличие от молекул благородных газов?
IV. Мотивация учебной деятельности.
Почему молекулы благородных газов одноатомны, а молекулы других газов — простых веществ двухатомны? Как образуются химические связи? На эти вопросы мы должны найти ответы на уроке.
V. изучение нового материала. Лекция с элементами эвристической беседы.
1) Что такое химическая связь ? Его виды. Составляем схему.
2) понятие о ковалентной связи.
3) образование молекулы водорода, как пример ковалентной неполярной связи.
Электроны внешнего слоя будем обозначать точками и рисовать вокруг каждого атома химического элемента.
Молекула водорода состоит из двух атомов Водорода. Сколько электронов на внешнем уровне у атомов Водорода? А сколько не хватает до завершения внешнего электронного слоя? При приближении двух атомов положительно заряженные ядра каждого из этих атомов притягивают к себе электронные облака от другого атома. При достаточном приближении электроны спариваются и образуют общую электронную пару, которая принадлежит обоим атомам. Обращаем внимание учащихся на таблицу и подчеркиваем, что общая электронная пара размещена симметрично к обоим атомным ядрам.
Электронная формула Структурная формула
Объясняем, что такое электронная и структурная формулы .
4) Образование молекулы гидроген хлорида ( хлороводорода), как пример ковалентной полярной связи. Сколько электронов на внешнем электронном уровне у атома Хлора? Сколько не хватает до его завершения? Учим учащихся составлять электронные и структурные формулы соединений с ковалентной полярной связью. Обращаем внимание на то, что общие электронные пары будут смещены в сторону более электроотрицательного элемента.
Снова обращаем внимание учащихся на таблицу и отмечаем, что общая электронная пара смещена к атому Хлора , как более электроотрицательного.
5) Объясняем, что такое дельта (δ ) , что такое диполь. Применяем такое понятие, как электроотрицательность (Эн).
Делаем вывод о различии ковалентного неполярного и полярного связей. Составляем схему.
VI. Закрепление изученного.
* Что такое ковалентная связь?
* Каков механизм образования ковалентной связи?
* Какие виды ковалентной связи признаете?
• Выберите и запишите в схему вещества с ковалентным неполярным и полярным связью: O2 , NH3, H 2S Br2 , N2 , CH4 .
* Зарисуйте электронные и структурные формулы образования ковалентной связи в молекулах хлора и гидроген фторида.
* В чем заключается отличие ковалентного неполярного и полярного связей?
VII. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы изучили суть ковалентной связи. Познакомились с его видами. Научились составлять электронные и структурные формулы строения соединений с ковалентной неполярной и ковалентной полярной связью. Познакомились с понятием „ диполь”. Развивали понятие » элек-
Источник