Элементы налогов природно ресурсных платежей

1.1 Экономическое содержание налогов на природные ресурсы

Плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования.

Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались более или менее равномерно и планомерно. Приобретая какой — либо товар, являющийся или связанный с природными ресурсами, оплачивается не только стоимость, обусловленную трудовыми усилиями на его производство, но и стоимость не требующею ни каких затрат и возникающую только в силу стабильности (абсолютной неэластичности) и ограниченности предложения ресурса.

Из этого следует, что возможности изъятия сверхдоходов, получаемых ресурсодобывающими отраслями, напрямую зависят от используемых фискальных инструментов, набор которых для изъятия природной ренты (так называемого сверхдохода) весьма ограничен. При этом налоговая система, ориентированная на изъятие природной ренты, должна быть [27, c. 70]:

— простой в администрировании.

Экономическое содержание платежей (налогов) на природные ресурсы проявляется через изъятие ренты, возникающей в процессе использования природных ресурсов. Цель рентных платежей за природные ресурсы уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями [24, c. 10].

Рента это, прежде всего, экономическая категория. Основные характеристики данного понятия рассматривали У. Петти, Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго, А. Смит, Р.Т. Мальтус, Д. Рикардо и К. Маркс.

Одно из первых упоминаний ренты в можно найти в трудах У. Петти, который указал на различия в качестве земельных участков и их местоположении. Он определил, что именно это различие порождает неодинаковые доходы в зависимости от участка. По сути, У. Петти сделал первую попытку провести разграничение между абсолютной и дифференциальной рентой [70, c. 12].

В книге А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» рента стала важнейшей категорией в системе стоимостных отношений. А. Смит определил ее положение в произведенном продукте, механизме образования в системе цен, выявил роль монополии и монопольной цены в возникновении ренты.

В результате к началу 20 века были заложены такие основные характеристики ренты. Современная экономическая теория относит ренту к одному из источников доходов, наравне с заработной платой, процентом и прибылью [46, c. 58]. Используется понятие экономической ренты, которая определяется как цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых (их запасы) строго ограничено.

Ялбулганова А.А. [54, c. 15] придерживается точки зрения, что государство может прибегнуть к различным способам обращения в свой доход природоресурсной ренты. При этом используются две основные группы механизмов: налоговые и неналоговые.

Одна из многочисленных групп — как сторонников введения природной ренты, так и ее противников — практически единодушна в понимании, что природная рента является налогом и должна взиматься через налоговую систему. Поэтому спор оппонентов внутри этой группы идет в одной лишь плоскости: сколько дополнительных денежных средств в бюджет государства можно изъять через систему измененного налогообложения [45, c. 60].

Читайте также:  План границ памятников природы

Есть и принципиально иная точка зрения, например, по мнению Валентея С.Д. природная рента это не налог и налогом быть не может. Прежде всего, потому, что ренту должен платить тот, у кого она возникает, а не граждане России, оплачивающие в конечном счете товары и услуги, в цену которых включена рента и другие налоги за пользование природными ресурсами [28, c. 31].

Для того, чтобы раскрыть экономическое содержание налогов на природные ресурсы необходимо так же определиться с самим определением природоресурсные платежи и природные ресурсы. Следует отметить, что в научной литературе понятия «природоресурсные платежи» и «природные ресурсы» трактуется неоднозначно, см. таблицу 1.1.1.

Таблица 1.1.1 Сущность определения «природные ресурсы» с разных точек зрения

Природоресурсные платежи (плата за пользование природными ресурсами) представляют собой сложившийся и действующий в современном российском праве крупный экономико-правовой институт. В нем объединены экономикоправовые нормы различных отраслей законодательства (налогового, административного, земельного, экологического, природоресурсного и др.).

Природоресурсные платежи — разновидность обязательных платежей публично-правовой природы, облеченных, как правило, в законодательную форму, порядок исчисления и уплаты которых установлен федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в случаях, прямо предусмотренных перечисленными актами, — и подзаконными актами.

Природными ресурсами являются объекты, которые имеют естественное (природное) происхождение, в отличие от объектов, которые происхождением своим обязаны воле человека.

Природные ресурсы — это компоненты природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [7, cт. 1]

Природные ресурсы это компонент природной среды, которые используются человеком при осуществлении деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Понятие «природные ресурсы» принадлежит одновременно и природной, и социально-экономической сфере. Связывая эти сферы, природные ресурсы обеспечивают их тесное взаимодействие в процессе природопользования. Рыночная экономика требует рационального использования и охраны природных ресурсов как объекта хозяйствования и среды обитания людей.

«Платежи за пользование природными ресурсами», «плата за природопользование», «плата за природные ресурсы», «платежи за использование природных ресурсов» — вот неполный перечень наименований, применяемых юридической и экономической доктриной при определении названных платежей [32, c. 47].

Интерес к изучению правовых основ природоресурсных платежей обусловлен «мозаичностью» их состава, объединяющего ряд публично-правовых платежей — налоги, сборы, подати, платы и т.д.

Читайте также:  Карта особо охраняемых природных территорий рязанской области

Комплексный характер природоресурсных платежей проявляется и в многообразии их функций, важнейшими из которых являются регулятивная, фискальная и экологическая.

Схема системы природоресурсных платежей представлена на рис. 1.1.1

Итак, платежи за пользование природными ресурсами — являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей.

¦ Система природоресурсных платежей ¦

¦Плата за пользование природ-¦ ¦Плата за негативное воздей-¦

¦ными ресурсами ¦ ¦ствие на окружающую среду ¦

¦правовые формы реализации¦

Рис. 1.1.1 Схема системы природоресурсных платежей [72, c. 124]

Термин «платежи за природные ресурсы» не совсем точно отражает экономическое содержание этих платежей, так как в соответствии с действующим законодательством это более общее понятие, включающее как налоговые платежи и сборы, так и неналоговые доходы бюджета. К первым в редакции Налогового кодекса относятся: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; земельный налог [60, c. 42].

Для устранения так называемых скрытых коллизий, т.е. столкновения норм-дефиниций, норм-определений, порождаемых известной «многослойностью» правового регулирования природоресурсных платежей, следует исходить из того, что многие из них представляют публично-правовые платежи, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, а следовательно, они регулируются нормами налогового законодательства, установившими в п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) порядок использования в целях налогового регулирования понятийного аппарата других «неналоговых» отраслей российского законодательства.

Некоторое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т.д.

До недавнего времени в литературе существовало множество подходов к экономической оценке природных ресурсов, но необходимость ее определения была признана не сразу.

В экономической науке исследовались различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их использование. Наиболее удачная группировка этих методов, на наш взгляд, представлена в учебном пособии под ред. Ю.Б. Осипова и Е.М. Львовой, см. рис. 1.1.2 [54, c. 50].

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.2.2 Схема методов экономической оценки природных ресурсов

Оценка природных ресурсов по затратному методу определяется по величине расходов на их добычу, освоение или использование.

Экономическую оценку (стоимость) по результативному методу имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурсов определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от их эксплуатации, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами.

Читайте также:  Природные ресурсы сочинского района

При затратно-ресурсным методом определение стоимости природных ресурсов соединяются затраты на их освоение и доход от использования.

По рентному методу лучшие ресурсы (использование которых дает относительно больший доход при одинаковых затратах) получают большую стоимость; затраты на освоение ресурсов ориентированы на некий средний уровень; учитывается факт ограниченности данных природных ресурсов. При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурсов и их пользователя для возникновения рентных платежей [50, c. 28].

По воспроизводственному методу использование каких-либо природных ресурсов должно подразумевать их восстановление. Стоимость природных ресурсов определяется как совокупность затрат, необходимых для их воспроизводства (или как компенсация потерь) за определенный период.

Размер платежей при монопольно-ведомственному методу за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения специализированных федеральных служб (министерств и ведомств), в настоящее время монопольно распоряжающихся природными ресурсами.

Таким образом, система налогов (налоговых платежей) за природные ресурсы представляет собой совокупность форм фискальной оценки государством природного рентного дохода, приходящегося на фактор производства «государственное регулирование экономики». При этом под налоговыми платежами понимаются любые платежи налогового типа — собственно налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджетную систему, связанные с процессом природопользования и регулируемые налоговым и иным связанным с ним законодательством.

Система налоговых платежей за природные ресурсы, с одной стороны, выступает важным источником формирования доходной базы государственного бюджета и экономической безопасности страны, с другой стороны, является финансовым инструментом государственного регулирования природопользования. Стимулирующие возможности данного типа налогов должны быть заложены в самом порядке их начисления на единицу или массу примененных в производстве природных ресурсов по установленному нормативу эффективности их использования.

При рассмотрении экономического содержания системы налоговых платежей за природные ресурсы можно выделить три основных наиболее характерных для нее отличительных признака, которые позволяют выделить ее в особую группу налоговых отношений:

— налоговые платежи за природные ресурсы составляют централизованную часть чистого продукта общества, поступающую в бюджет в порядке их начисления к объему примененных хозяйствующим субъектом ресурсов (в стоимостной или натуральной оценке) по заранее установленному нормативу, выражающему минимальный уровень эффективности природного фактора производства;

— основная часть налоговых платежей за природные ресурсы должны носить рентный характер и является формой фискально-рентной оценки государством доли своего участия в созданном рентном доходе;

— налоговые платежи за природные ресурсы представляют собой инструмент регулирующей политики государства, направленной на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в рациональном природопользовании.

Источник

Оцените статью