1.8 Системное строение общества
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Материальные отношения — возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.
Духовные (идеальные) отношения — формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями.
- Моральные отношения
- Политические отношения
- Правовые отношения
- Художественные отношения
- Философские отношения
- Религиозные отношения
Общество как динамическая саморазвивающаяся система
Система — комплекс элементов и связей между ними. 3
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими признаками:
- Целостность — способность обеспечивать единство всех своих элементов.
- Социальность — взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.
- Устойчивость — сохранение достигнутого состояния.
- Автономность и самодостаточность — создание необходимых условий для развития и удовлетворения потребностей без влияния извне.
- Способность к саморегуляции — через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь. 4
Основные сферы жизни общества
У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества.
Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.
- Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
- Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
- Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
- Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.
Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».
Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).
Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики. 5
Источник
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
Общество представляет собой динамически развивающуюся систему.
Основные черты общества как системы: целостность, наличие взаимосвязи элементов, разнообразие различных социальных структур и подсистем;
Общество как динамическая система способно: изменяться, сохранять свою сущность и качественную определенность.
Основные подсистемы общества принято определят в качестве сфер общественной жизни.
Основные сферы общественной жизни:
— экономическая сфера (функционирование материального производства и осуществление соответствующих отношений);
— социальная сфера (взаимоотношения между классами и другими социальными группами и деятельность государства по обеспечению социальных гарантий и др.);
— политическая сфера (политическая деятельности классов и других социальных групп);
— духовная сфера (осуществление отношений между людьми по поводу духовных ценностей, их сохранения, распространения и потребления).
Основные элементы социальной структуры общества:
— социальные группы;
— социальные слои;
— социальные общности;
— социальные институты.
1.9 Основные институты общества
Институты общества – это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
Основные институты общества:
— экономические институты, направлены на обеспечение процесса производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг (разделение труда, собственность, хозяйственные отношения, деньги, заработная плата);
— политические институты, определяют цели, задачи и пути развития общества (государство, политические партии, общественно-политические движения);
— социальные институты, организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов (семья, брак, наследование, материнство, отцовство);
— институты культуры, организуют отношения между людьми по поводу духовных ценностей (религия, наука, образование).
Институты общества упорядочивают и координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества – сложное и разветвленное образование. Внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются социальные институты, которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением и включают систему санкций, правовых и морально-этических..
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Культура представляет собой совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнении к природным.
Культура может быть структурирована по разным основаниям. Если за критерий берется структура общественной организации, то тогда выделяется такие формы культуры, как:
— экономическая культура;
— политическая культура;
— правая культура.
Если критерием является социально значимое знание, то выделяется такие формы культуры, как:
— религиозная культура;
— научная культура;
— художественная культура.
Если критерием являются каналы трансляции социально значимого опыта, то выделяются такие формы культуры, как:
— специализированная (связана с такими каналами трансляции социально значимого опыта как образование, просвещение и т.д.);
— обыденная культура (связана с такими каналами трансляции социально значимого опыта как игра, слухи, беседа, советы и т.д.);
— массовая культура (связана с такими каналами трансляции социально значимого опыта как средства массовой коммуникации).
Основные разновидности культуры:
— субкультура: совокупность культурных норм, ценностей, способов коммуникации, выработанных членами некоторой социальной общности (женской, детской, молодежной, религиозной, культурной, криминальной, и т.д.);
— контркультура: совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанных членами некоторого сообщества в противовес общепризнанным нормам и ценностям (хиппи, панки, левые радикалы, «зеленые», «антиглобалисты»).
Источник