Эмоции имеет условно рефлекторную природу

35. Эмоционально-волевая сфера личности.

Чувства – переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Эмоции – психическое отражение в форме переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непосредственное выражение чувств. Физиологические основы эмоций и чувств. Эмоции имеют рефлекторную природу, т.е. возникают под действием внешних и внутренних раздражений. Раздражение рецепторов передается по нервам в ЦНС, в подкорковые и корковые отделы мозга. Отсюда, возбуждение/торможение идет к различным органам. Процессы возбуждения/торможения влияют на вегетативные центры, что приводит к изменениям в жизнедеятельности организма. Например, учащение сердцебиения при неожиданностях, побледнение при страхе, покраснение при смущении. В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы, благодаря которой изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и управлять своими эмоциями. Формы эмоций: настроения — слабовыраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. аффекты – переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля. страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. стресс – эмоциональное состояние, возникшее в ответ на угрозу, опасность, обиду. апатия – вызванная утомлением, серьезным переживанием или болезнью состояние безразличия, равнодушия и упрощения чувств. депрессия – состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждения, заторможенностью реакций и деятельностью. Высшие чувства: интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности. нравственные чувства – чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями. эстетические чувства – чувства, возникающее у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением чувства прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного. Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением (деятельностью и общением), мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Способность, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля проявляется в действиях, поступках. Основные признаки воли: приложение активных действий для выполнения волевых актов; наличие продуманного плана осуществления этих актов; усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие удовольствия в процессе его выполнения; усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя. Физиологические основы воли. В коре больших полушарий мозга находится область, отвечающая за двигательную активность, которая связана со всеми участками коры. Эта связь – предпосылка сознательных движений и действий человека. Воля имеет условно рефлекторную природу. Мозг получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные включаются в уже выработанную программу действия, и далее вносятся или не вносятся изменения в деятельности. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который требует постоянного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности; потребностью режима активности; концентрацией этой активности в нужном направлении. Структура волевого акта: Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил выступают определенные мотивы и потребности человека. Они заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели. Представление и осмысление цели действия. Происходит борьба мотивов – процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, в ходе которого оформляется цель деятельности. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Намерение осуществить данное действие. Другими словами, принимать решение, или отграничить одно желание от других. Для этого необходимо приложить волевое усилие, характеризующееся количеством энергии, затраченной на выполнение действия или на удержание от него. Выполнение принятого решения. Но человек не только действует, но и проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В любой момент она сличает получаемый результат с идеальным образом (целью). Волевые качества личности: Первичные (базовые): Сила воли (способность необходимого волевого усилия для достижения цели); Настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей); Выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения); Энергичность Вторичные: Решительность (умение принимать и претворять жизнь быстрые и обоснованные решения): Смелость (умение побороть страх и идти на риск); Самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики) Уверенность в себе Третичные (связаны с нравственностью, отношению к труду): Ответственность Дисциплинированность (сознательное подчинение общепринятым нормам) Принципиальность (верность идеям, убеждениям) Обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их) Инициативность Организованность (разумное планирование труда) Исполнительность (выполнение в срок своих обязанностей) Волевые действия Простые Сложные Мотив переход в действие Действию предшествует автоматически учет последствий, осознание мотивов, составление плана

Читайте также:  Наличие природных ресурсов виды объем

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Глава 10. Нейрофизиологические основы эмоционального реагирования

В настоящее время, несмотря на довольно большое количество эмпирических данных (клинических, нейрофизиологических и др.), единой и общепризнанной концепции мозговой организации эмоций человека пока нет. Проблема нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования по-прежнему остается одной из самых актуальных и малоразработанных. Гораздо больше работ посвящено изучению мозговых механизмов когнитивных процессов. Кроме того, большинство из выявленных на сегодняшний день фактов получены в исследованиях на животных.

Важным недостатком существующих концепций нейрофизиологической организации эмоций является и их оторванность от общепсихологических представлений об эмоциях. Сами нейрофизиологи и нейропсихологи объясняют это обстоятельство отсутствием в современной психологии общепризнанного четкого определения эмоций как особого класса психических явлений, позволившего бы конкретно идентифицировать ту психическую реальность, которая должна сопоставляться с мозгом.

Как следствие, наблюдается многообразие и порой противоречивость различных представлений о нейрофизиологических механизмах эмоций. В качестве мозгового субстрата эмоций называются «эмоциональные центры», «эмоциональный мозг» (или «круг Пейпеца»), лимбическая система, ретикулярная система ствола мозга, «эмоциональные синдромы» и др. Также в последнее время все более популярным становится обсуждение этих вопросов в контексте проблемы функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

Каждая из перечисленных выше концепций подкреплена фактическими данными и по-своему интересна, однако ни одна из них не отражает в достаточной мере всей специфики и многообразия эмоциональных явлений, характерных для человека, и поэтому не может рассматриваться как завершенная. Накопленные к настоящему времени экспериментальные и клинические данные свидетельствуют о том, что различные параметры эмоций (знак, модальность, интенсивность, длительность, устойчивость, осознанность, произвольность управления) связаны с работой разных мозговых структур. Следовательно, можно говорить о несостоятельности концепций одного (или нескольких) эмоционального центра или одного только типа мозговых структур (лимбических и др.) в качестве мозгового субстрата эмоций. Факты свидетельствуют в пользу концепции множественного «представительства» эмоциональных явлений в мозге человека в различных мозговых структурах.

Читайте также:  Все обозначения природных зон

10.1. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние раздражения. Чем большую значимость для человека имеют изменения, происходящие вокруг него или с ним, тем более глубокими будут эмоциональные переживания.

Еще И. М. Сеченов указывал, что эмоции представляют собой центральную часть рефлекса. К рефлекторным актам, говорил он, «должно отнести еще многочисленный класс отраженных движений, где психическим моментом является чувственное наслаждение», например смех ребенка при виде ярко окрашенного предмета, мимика голодного, когда он ест, т.е. «все те мышечные движения, в основе которых лежат самые элементарные чувственные наслаждения». Однако условие возникновения и течения этого рода рефлексов, по словам Сеченова, совершенно особенное: одно и то же раздражение (например, запах пищи) в одном случае (состояние голода) вызывает чувство удовольствия, а в другом (состояние пресыщения)— чувство неудовольствия. Следовательно, характер эмоциональной реакции на раздражение обусловлен состоянием нервной системы: «невольные движения, вытекающие из чувственного наслаждения, суть не что иное, как обыкновенные рефлексы, которых большая или меньшая сложность. зависит от физиологического состояния нервного центра».

Эмоциональные реакции могут возникать как непроизвольно, так и произвольно. Непроизвольное возникновение эмоций может быть безусловнорефлекторным и условно-рефлекторным. Так, новорожденные дети, даже те из них, что родились без полушарий головного мозга, реагируют на испорченную пищу выразительной гримасой отвращения (Steiner, 1973). По мере обучения, как только ребенок начинает понимать, что означает «испорченная пища», он начинает испытывать отвращение к любой пище, которая кажется ему испорченной, при этом неважно, действительно ли она является таковой (Rozin, Fallen, 1987).

Механизм возникновения условнорефлекторных эмоциональных реакций был наглядно продемонстрирован в ставшем уже классическим эксперименте американских психологов Дж. Уотсона и Р. Рейнора (1920). В начале эксперимента 11-месячному мальчику показали белую крысу, по отношению к которой он не проявил никаких признаков страха. Затем всякий раз, как ее снова мальчику показывали, раздавался резкий громкий звук, вызывавший у ребенка страх и слезы. В последующем, ребенок начал проявлять признаки страха уже при одном лишь виде крысы (без ударов в гонг). Кроме того, данная реакция стала появляться не только при виде белой крысы, а и на схожие предметы (на собаку, кошку, кролика, морскую свинку, меховое пальто и т.д.), т.е. стала генерализованной. На основе проведенного эксперимента ученые пришли к выводу, что процесс эмоционального развития складываются из накопления условных эмоциональных реакций.

Читайте также:  Зачем природа создала постельных клопов

Произвольный механизм возникновения эмоциональных реакций связан с оценкой человеком возможности и степени удовлетворения его потребностей, а также с представлением прошлых и предстоящих событий.

Источник

Оцените статью